Экономика 28 ноя 2018 1092

​​«От оплаты никто не уйдёт»: тариф на ТКО не должен обременять жителей Бурятии

Битва с мусором продолжается по всей стране. И, как отметил президент РФ Владимир Путин, мусорная проблема «нарастает». В Бурятии тоже. Не исключение - сельские поселения, в частности, в МО СП «Усть-Киран­ское» Кяхтинского района, где есть своя переполненная «мусорка» и где недавно прошёл сельский сход по «му­сорной» теме с участием представителя иркутской ком­пании «ЭкоАльянс» Юлии Сухаревой, сообщает газета «Бурятия».

Тариф на ТКО не должен обременять

Эта фирма в мае 2018 года признана победите­лем конкурса по выбору регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). «ЭкоАльянс» с 1 ян­варя 2019 года будет осу­ществлять деятельность в трёх зонах (Кяхтинский рай­он входит в третью зону). С нового года в Бурятии, включая сельское поселе­ние «Усть-Киранское», на­чинается работа по новой системе обращения с ТКО. При этом плата за мусор будет начисляться по числу прописанных людей.

Как известно, Глава Бурятии в ходе недавней пресс-конференции отме­тил, что работа ООО «ЭкоАльянс» «вызывает доста­точно серьёзные опасения»: эта компания «не предоста­вила всю необходимую ин­формацию». Ранее Алексей Цыденов поручил преду­смотреть введение льгот для отдельных социально незащищенных групп насе­ления (ветеранов, пенсионе­ров, многодетных и приём­ных семей) на оплату услуг регоператору по вывозу ТКО. С мнением руководи­теля республики солидарен и парламентарий Анатолий Кушнарёв, который считает, что тариф не должен обре­менять льготные категории граждан, особенно это каса­ется жителей сёл, где «чувствуется социальное напря­жение». Вопрос по тарифу и начислению оплаты за му­сор волнует и жителей по­селения «Усть-Киранское», несмотря на то, что жители Кяхтинского района входят в третью зону, в которой, по словам представителя «ЭкоАльянса», предусмо­трен самый низкий в респу­блике тариф.

«Тариф ещё не уста­новлен, но установлена его максимальная сумма - 130 рублей с каждого человека, - пояснила Юлия Сухарева. - Это тариф на самом деле са­мый маленький в Бурятии. И РСТ не даст его увеличить. Нас его заставят уменьшить путём введения раздельно­го сбора отходов. Если вы их будете сортировать, тариф уменьшится в два раза».

«Нужно менять мышление»

Отвечая на вопрос жи­телей села, представитель «ЭкоАльянса» уточнила, что тариф будет утверждён в декабре, а плата за ТКО будет взиматься с каждого прописанного человека:

«Например, если муж­чина из вашего села рабо­тает вахтовым методом и проживает на территории какого-то посёлка, за него будет оплачивать работода­тель. Также по детям: если они обучаются, допустим, в колледже, в институте и проживают в общежитии, чтобы избежать двойной оплаты, вы представляе­те справку о том, что ваши дети учатся там-то. Начис­ление будет производиться по месту прописки, а мусор будет вывозиться по месту фактического проживания. От оплаты никто не уйдёт».

Однако, несмотря на разъяснения, часть жите­лей считают, что оплата за вывоз ТКО будет слишком высокой: ведь есть большие семьи, где в доме прописа­ны по семь-десять человек. Конечно же, с этим согла­сен глава поселения Алек­сей Будаев: для некоторых сельчан платить за ТКО по­рядка тысячи рублей в ме­сяц будет накладно.

Усть-киранцы на сходе интересовались и порядком вывоза мусора и получили ответ: пока твёрдые комму­нальные отходы из поселе­ния будут вывозиться один раз в месяц.

«Если мы увидим, что объёмы образовываются большие, то будут измене­ния графика и транспортироваться отходы будут чаще, - пояснила Юлия Суха­рева. - Самое главное, что­бы было откуда забирать отходы - из бочек, ящиков, мешков. И собаки его раста­скивать не будут. Если нет ящиков, то можно приколо­тить гвоздь к забору и по­весить туда обыкновенный мешок».

Кто-то из местных жи­телей спросил: «А почему именно в Гусиноозёрск бу­дут возить отходы?». Ока­зывается, сначала ТКО из поселения повезут в Кяхту на площадку размещения, где стоит сортировочная линия. Далее отсортиро­ванные отходы повезут в Гусиноозёрск, потому что там находится ближайший от Кяхты полигон, включён­ный в государственный ре­естр объектов размещения отходов.

Также усть-киранцы поинтересовались: «А куда будут вывозить навоз?». Представитель администра­ции разъяснил, что навоз предусмотрено вывозить в силосные ямы. Затем воз­ник вопрос насчёт старых свалок.

«Свалки мы обязатель­но вывезем, - ответила Юлия Сухарева. - Зарывать их никто не будет. Мы при­обрели мобильную сортиро­вочную линию - «сортиров­ку» на колёсах. Мы будем вывозить и крупногабарит­ные отходы, например, ста­рые холодильники».

Ещё один вопрос, волну­ющий многих сельчан, – что делать со старыми деревян­ными конструкциями-забо­рами, жердями. По действу­ющему законодательству регоператор не будет выво­зить отходы из древесины (по сложившейся практике их можно распиливать на мелкие фракции и сжигать в печах домов). То же самое можно сказать и об орга­нике, к примеру, о ботве и навозе. А как поступать с бытовыми отходами, ско­пившимися, к примеру, в развалинах старых зданий в селе? В этом случае надо найти владельца этого участка, который и должен вывозить мусор. В против­ном случае к нему будет предъявлена претензия, и он будет отвечать в суде за невывезенные отходы.

На сельском сходе сель­чане высказали различные мнения по новой системе сбора и вывоза ТКО. К при­меру, учитель Усть-Ки­ранской СОШ Валентина Кирюшина считает, что 130 рублей - это не много:

«Хорошо, что наконец-то мусор будут утилизировать. Мы можем отсортировать отходы и получить выгоду по оплате. Наша деревня за­мусорена. Сколько мы мусо­ра собираем, ходя в походы по нашим местам отдыха! Поэтому я двумя руками за переработку. Со временем всё это отработается и вой­дёт в нормальную колею».

Свою точку зрения по «мусорной» проблеме вы­разил Алексей Будаев:

«Сегодня надо поме­нять мышление: мы долж­ны смотреть на это с точки зрения хозяев, мусор дол­жен перерабатываться. В цивилизованном мире это сделано давным-давно. Я шёл на главу поселения и говорил, что нам нужно учиться разделять мусор. После моего вступления в должность главы поселе­ния мы сразу же создали хранилище для органики. Наша «мусорка» находится на огромной территории, и она разрослась, пере­полнилась. Поэтому этот вопрос актуальный, и он давно назрел».

А что касается тарифа по ТКО, то, по мнению Алексея Будаева, он для сельского жителя завышен, и в этом плане соответствующим министерствам и ведом­ствам нужно поработать, чтобы не пострадали соци­ально незащищённые слои сельского населения.

Фото Анны Огородник

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также