Главная / Новости /Экономика / ​Бюджет-2019. «Трудный», но в полном объёме социальный

​Бюджет-2019. «Трудный», но в полном объёме социальный

07-12-2018

В минувший вторник, когда в теперь уже даль­невосточной Бурятии вовсю хозяйничает зима, свёрстан и принят во вто­ром чтении республикан­ский бюджет на предсто­ящее трёхлетие (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов) сообщает газета «Бурятия»

«Соцобязательный» бюджет

- Параметры, которые были приняты в первом чтении, претерпели изме­нения, кстати, в сторону увеличения, - проинфор­мировал Председатель Народного Хурала Бурятии Владимир Павлов. - Объём доходов увеличили до 54 млрд 228 млн рублей, в том числе безвозмездное по­ступление из федерального бюджета - 29 млрд 625 млн рублей, собственные дохо­ды республики - 24 млрд 603 млн рублей. Объём рас­ходов - 56 млрд 689 млн рублей. Дефицит республи­канского бюджета – 2 млрд 460 млн рублей.

И хотя в наступающий год Жёлтой Земляной Свиньи наша республика входит с бюджетным дефицитом, главный финансовый до­кумент Бурятии сохранил основной ориентир – вы­полнение социальных обя­зательств.

К слову, поправки в бюд­жет 2018 года также носили в основном социальный ха­рактер. Так, по информации спикера республиканского парламента, по инициати­ве депутатов бюджетного Комитета «изыскали источ­ник» и приняли решение - 16 млн 600 тысяч рублей направить на приобретение гистологического оборудо­вания для проведения про­цедуры биопсии: «Деньги в этом году выделены, и бу­дет заказано современное оборудование». Также, как сообщил на пресс-конфе­ренции по итогам сессии председатель Комитета НХ РБ по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбик­митов, по «восемнадцато­му» году в бюджет были внесены поправки Главы республики по трём разде­лам: на сельское хозяйство – 443 млн рублей, обра­зование - 85 млн рублей, здравоохранение - 381 млн рублей.

Что касается бюджета на 2019 год, то, по словам ми­нистра финансов РБ Всево­лода Мухина, «этот уровень расходов (60-70%) социаль­ной направленности в ре­спублике стабильно из года в год повторяется»:

- Это, в первую очередь, связано с тем, что в основ­ном расходные обязатель­ства социального характера сконцентрированы на уров­не субъектов РФ, которые значительные расходы несут на социальное на­правление. С этим связано часто упоминаемое поня­тие - низкая финансовая гибкость бюджета: из года в год значительным обра­зом увеличиваются именно социальные обязательства, которые, в первую очередь, накладываются на бюджет. Исходя из этого, снижает­ся возможность по пере­распределению средств, и расходы, которые по срав­нению с социальным не яв­ляются приоритетными, но необходимы для развития республики, не всегда по­лучается в нужном объёме выделить.

По словам председателя НХ РБ Владимира Павлова, «бюджет у нас социально ориентированный»:

- Более 38 млрд рублей идёт на социальное направ­ление: расходы на развитие образования – 14 млрд 900 млн рублей, здравоохране­ние - более 12 млрд рублей. Оставляют желать лучшего расходы на сельское хозяй­ство (1 млрд 140 млн рублей, из них 384 тысячи рублей - из федерального бюджета).

«Надо поддержать сельскую глубинку»

Председатель Комитета по социальной политике республиканского пар­ламента Игорь Марковец убеждён, что «если мы нач­нём снижать расходы на социальный блок, это сразу ударит по каждому граж­данину».

Тем не менее депутат Валерий Цыремпилов вы­разил пожелание, чтобы в бюджете «нашлось место» повышению зарплаты учи­телей, школьному питанию, ликвидации очередей в детсады:

- Конечно же, надо под­держать сельское хозяй­ство, отдалённые села. Не секрет, что сегодня ущем­лены жители отдалённых сельских населённых пун­ктов: там плохие дороги, ситуация с учреждениями культуры оставляет желать лучшего, ФАПы находятся в удручающем состоянии. В селах нужно менять по­ложение дел с занятостью населения, заниматься пе­реработкой сельхозпродук­ции.

С коллегой согласен пар­ламентарий Геннадий Дор­жиев, который в интервью «Бурятии» сделал акцент на эффективное использо­вание бюджетных средств, направляемых на сферу АПК:

- Развивая сельское хозяйство, надо больше участвовать в разных фе­деральных программах. И если таких программ нет, их нужно самим предлагать. Надо создавать серьёз­ные сельскохозяйственные предприятия, работать над созданием системы сбыта, к примеру, СПОКов, предприятий по пере­работке сельхозпродукции. Не следует распыляться: нужно сосредоточиться на нескольких направлениях.

Что касается принятия бюджета-2019, то, как отме­тил Зоригто Цыбикмитов, в него были внесены поправ­ки Главы РБ:

- Выделено 18 млн рублей на спорт. Плюсом в 38 млн 41 тысячу рублей идёт дота­ция на выравнивание бюд­жетного обеспечения субъ­ектов РФ и муниципальных образований, 281 млн ру­блей - прочие расходы, ко­торые выделяются на меж­бюджетные трансферты. 21 млн рублей - на сельское хозяйство, 19 млн 845 ты­сяч рублей – на культуру. Также была депутатская поправка - 8 млн рублей на фонд оплаты труда работ­ников бюджетной сферы.

Как заметил Всеволод Мухин, «главная подо­плёка, основание бюджета-2019» - это уточнение средств из федерального бюджета:

- 28 млрд рублей – не последняя сумма: средства из федерального бюджета ещё будут распределять­ся. Более того, есть часть средств, которые мы уже сейчас видим, – свыше 5 млрд рублей (это сумма, связанная с нацпроектами). В республиканском бюд­жете их пока нет. Но мы в ходе исполнения бюджета будем уточнять эти ассиг­нования. К этому вопросу мы вернёмся на февраль­ской сессии. В частности, по нацпроекту «Образова­ние» значительные сред­ства будут распределяться на конкурсной основе в виде грантов. По сути, весь первый квартал 2019 года будем видеть какие-то уточнения, в том числе из федеральных сумм. Исхо­дя из нацпроектов, задач, которые Владимир Путин поставил в майском Ука­зе, надеемся значительно увеличить расходы именно по целевым федеральным средствам.

Как пояснил министр финансов РБ, «уже видны существенные суммы по нацпроектам: «вторая часть на конкурсной основе будет распределяться в начале 2019 года». Далее, полагает Всеволод Мухин, «последу­ет подписание дорожных карт, в которых будут обо­значены показатели по раз­витию отраслей и конечные индикаторы - как мы будем достигать этих показате­лей». После этого опреде­лится софинансирование Бурятии по нацпроектам. По его словам, основную нагрузку по национальным проектам возьмёт на себя федеральный бюджет. Ра­нее были озвучены доли софинансирования феде­рального центра и респу­блики «по новым деньгам, которые выделяются» – 98% и 2% (прежнее соотно­шение - 94 на 6).

- Думаю, что справимся с софинансированием, хотя для нас это серьёзная на­грузка, - отметил министр.

Первый заместитель Председателя Правитель­ства РБ Игорь Шутенков сообщил «Бурятии», что в срок до 14 декабря этого года «мы обязаны утвер­дить свою региональную составляющую в пределах тех сумм, которые были приняты до принятия реше­ния о вхождении Бурятии в ДФО».

- Условия по выполнению нацпроектов очень ком­фортны для республики, - подчеркнул Игорь Шутен­ков и, возвращаясь к теме бюджета-2019, резюмиро­вал: - Наш бюджет по рас­ходам ограниченный, и мы выбираем приоритеты. 

Баясхалан ДАБАИН

Теги: бюджет сессия Народного Хурала Бурятия Владимир Павлов Геннадий Доржиев Игорь Марковец Зоригто Цыбикмитов Игорь Шутенков Всеволод Мухин



Наши издания