Спорт 7 дек 2018 1556

​Лучший вратарь СССР - из Верхнеудинска

Один из сильнейших голкиперов СССР середины 30-х годов прошлого столетия. Отличный вратарь всесоюз­ного значения - так характеризовал его патриарх со­ветского футбола Николай Старостин. И действительно, игрок сборной СССР, лучший вратарь страны 1935 года, бессменный и практически незаменимый страж ворот «Сталинца» и сборной Ленинграда на протяжении дол­гих лет – подобный послужной список в те годы имели считаные единицы вратарей страны. Причём выступав­шего далеко не в самой сильной команде даже в Ле­нинграде…

…Физически сильный и прыгучий, с феноменаль­ной реакцией и крепкими нервами, играющий ярко, красиво, отчаянно смело, но при этом хладнокровно и расчётливо, он быстро стал настоящим кумиром ленинградских болельщи­ков…

Это строчки с историче­ской странички сайта ФК «Зенит» и бьюсь об заклад, вряд ли кто догадается, о ком идёт речь. Это всё о нём, легендарном врата­ре города на Неве - Геор­гии Васильевиче Шореце, который родился в Верх­неудинске. К сожалению, информации о нём очень мало. Возможно, после этой публикации найдутся люди, которые знают о родствен­никах нашего героя и поде­лятся с нами. Пока же…

По всей видимости, Ге­оргий выехал в Ленинград в раннем возрасте, по­скольку в 16 уже выступал в команде фабрики им. С. Халтурина, вместе с 14-летним Петром Демен­тьевым, будущим великим Пекой. Причём до этого он занимался в клубе имени Моисеенко баскетболом. Но всё решил его величество случай. На один из матчей не смог придти основной вратарь команды, и «в рам­ку» поставили Шореца. Все были уверены, что поеди­нок закончится разгромом для фабричных футболи­стов. Однако юный голки­пер сыграл уверенно.

До 1930 года выступал за команду фабрики им. Халтурина в третьей груп­пе чемпионата Ленинграда. С 1931 года стал играть за команду Ленинградского металлического завода, где Георгий числился слесарем. В 1936-1938 годах играл в первенстве СССР за этот клуб, переименованный в «Сталинец» (ныне «Зе­нит»).

Вот как описывает Геор­гия питерский журналист Дмитрий Догановский:

«… он и внешне таким вот сибиряком: крепким, кря­жистым, уверенным и спо­койным. Хладнокровный и расчётливый, играл он на­дёжно, без всякой суеты и рисовки. На поле для него не существовало авторите­тов — решительный, отча­янно смелый, да к тому же обладающий весьма вну­шительными по тем вре­менам габаритами (177/78), при игре на выходах он был просто опасен для прорвав­шегося форварда. Впрочем, и ему, разумеется, доста­валось изрядно: постоян­ные яростные сшибки с нападающими приводили к многочисленным травмам. Однако ничто не смущало мужественного голкипера — в следующем же матче, нередко весь перевязан­ный и перебинтованный, он вновь занимал место в во­ротах и точно так же безза­ветно и отважно бросался в ноги форвардам соперника, невзирая на боль от недав­них травм».

В 1933 году Георгия вклю­чают в состав сборной РСФСР, а в 1934-м вместе с Дементьевым награжда­ют именными часами «За лучшую технику игры», в 1935-м он признан лучшим вратарем страны и высту­пает уже в составе главной команды СССР. За неё Шо­рец провел четыре неофи­циальных матча со сборной Турции, в одном из которых отразил два пенальти под­ряд, пробитые знаменитым турецким центрфорвардом Вахабом.

1936 год стал для Георгия эпохальным. В этом году впервые состоялся чемпи­онат СССР по футболу, но команда Ленинградского металлического завода «Сталинец» изначально не была включена в сильней­шую группу «А», клубный чемпионат Советского Сою­за с лучшим вратарём СССР она начнёт в группе «Б». В нём Шорец, увы, сыграет один-единственный матч. Тяжёлая болезнь надолго вывела мастера из строя. И это в 25 лет! Никто уже особо и не надеялся, что он вернётся в большой фут­бол. Но наперекор всему в 1937-м спортсмен вернулся, правда, он играл уже без прежнего блеска.

В 1938 году «Сталинец» всё же выступит в группе сильнейших, в ней Георгий Шорец отыгрывает семь матчей, в одном из которых получит серьёзную травму. На этом на карьере 27-лет­него вратаря, казалось бы, был вновь поставлен жир­ный крест.

Но после окончания вой­ны в 1945 году к 34-летне­му ветерану обратились за помощью представители ленинградского «Динамо». В итоге спортивная карье­ра Георгия продолжилась ещё на три сезона. В соста­ве «Динамо» он провёл два десятка матчей, периоди­чески показывая ту самую игру, за что его боготво­рили ленинградские бо­лельщики. В 1946 году была игра против легендарной «команды лейтенантов» ЦДКА, которая ничего не могла поделать против Ге­оргия Шорец, а поединок в Ленинграде закончился ничьей 1:1.

Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также