Спорт 18 июл 2019 4271

​​Женская борьба по-бурятски

В марте 2018 года в Улан-Удэ проходил чемпионат России по боксу среди женщин. Зал ФСК был полон мужчин бурят в чёрном. На играх волейболисток «Хара Морин» также болели одни буряты. А в команде не было ни одной бурятки. Таковы особенности наци­ональных пристрастий! Почётными гостями, как и тре­неры, были одни мужчины. Судили, конечно, они же. Пе­ред началом поединка рефери произносил стандартное предупреждение: «Соблюдайте правила. Не бить ниже пояса».

А, собственно, почему бы и нет? Если у женщин, ниже пояса нет того, что есть у мужчин? Но где в та­ком случае запретные зоны у женщин? Область бюста боксоманки затягивают бан­дажом. Известно, что рак груди - распространённая болезнь у дам. В сущности, у женщин всё тело представляет собой запретную зону, поскольку всё оно предна­значено для самой высокой миссии на Земле – материн­ства.

Форма одежды у боксома­нок тоже мужская – длинные трусы и майки, скрывающие особенности женской фигу­ры. Ударил гонг. Бой начал­ся. Девушки неустойчивы на ногах и валятся. Особенно легко складываются высо­кие и тонкие спортсменки. В техническом и тактическом плане ни мастерства, ни про­думанного рисунка боя. В за­пале начинается махаловка – удары сыплются без разбору. Куда придётся.

Женский бокс, как и ранее женская борьба, не впечат­лил. Да и самим женщинам чемпионат был абсолютно неинтересен. Собственно, они даже и не знали о нём. На вопрос «Пойдёте на женский бокс?» мои прекрасные респонденты отвечали: «Жен­ский бокс? Впервые слышу», «Мне, что, делать нечего? Да, я лучше по магазинам прой­дусь!» и так далее.

Отсутствие интереса женщин к их единоборствам диссонирует с успехами на­ших боксоманок и бориц на российской и международ­ной арене. Тогда для кого эти победы? Между тем, у нас есть свои древние традиции в женских единоборствах.

Наследницы воительниц

В древности у монголов и тюрок женское единобор­ство было обычной частью борцовских состязаний. Они считали, что сильные, фи­зически развитые продук­тивные женщины – основа существования нации. Мар­ко Поло рассказывал о мон­гольской принцессе Хутулун, которая отказывалась вый­ти замуж, пока она не встре­тит мужчину, способного одолеть её в борьбе. В те времена женщины были вы­нуждены не только бороть­ся, но и браться за оружие. И мастерски владеть им. Счи­тается, что традиция жен­ской борьбы прекратилась у монголов под влиянием буд­дизма, у тюрок - ислама.

Но в память о борицах в Монголии осталась жилетка «зодог», которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи, но открыта спереди. Согласно легендам, однажды борец, победивший всех сво­их соперников, расстегнул куртку и открыл грудь, ко­торая выдала в нём (в ней) женщину. С тех пор борцы оставляют грудь открытой, чтобы женщины не смогли проникнуть в их ряды.

Но этот вид спорта сумел сохраниться во Внутренней Монголии КНР, и здесь жен­щины активно участвуют в состязаниях по борьбе. Как часть обрядовых действий, связанных с рождением ре­бёнка, женская борьба сохранялась вплоть до начала ХХ века и у западных бурят.

Обхват за талию

Рождение ребёнка - самое радостное событие, какое только может быть в жизни. Поскольку женская борьба была здесь неотъемлемой и гармоничной частью едино­го действа, то опишу его це­ликом.

Начиналось всё с окурива­ния дома роженицы гангой (богородской травой) ста­рейшинами. Хозяин забивал барана. Гости приходили со сметаной, которую сливали в чугунный котёл для при­готовления саламата (блюдо из сметаны и муки). Трапезу открывал дед ребёнка. Без капли тарасуна.

Следовало действие, под­тверждающее принадлеж­ность младенца к мужскому полу. Женщины рассажива­лись вокруг большой чашки с саламатом. Вместе с ними садился самый шустрый мальчик лет восьми. С по­следней ложкой саламата он должен был вскочить и убе­жать. А женщины, поймав его, спускали с него штаны и кричали: «Хүбүүн! Хүбүүн! – Мальчик! Мальчик!»

Молодые тётушки и де­вушки устраивали другую забаву. Пригоршней масла от саламата они пытались обмазать лица холостым парням. Чтобы женились поскорей! Опять веселье и хохот, особенно, если па­рень не знал об этой тради­ции, а если знал – убежал и т.д.

«Затем начинается зрели­ще, полное потехи и смеха. Устраивается борьба... жен­щин. Не знаю, есть ли ещё где на земле, подобный обы­чай… Женщины борются так. Поймав одна другую за пальцы рук, стараются завести руки соперницы за спи­ну, обхватывают за талию и, приподняв, валят на зем­лю. Побеждает, безусловно, наиболее ловкая, сильная и агрессивная соперница. Под весёлые возгласы одобрения победительницу награжда­ют платком. Считается, что борющиеся женщины из­гоняют из тела роженицы послеродовую боль» (Булат Бутунаев. Красный батор Алексей Бутунаев. Улан-Удэ. 1982. с.20).

После этого следовал, также в игровой форме, акт вселения младенца в люль­ку, подвешенную к потолку. А завершала всё церемония наречения ребёнка. Все же­лающие предлагали свои варианты. Если имя при­нималось и по смыслу, и по звучанию, народ дружно кричал: «Зүб! Зүб!», под­держивая счастливца, при­думавшего хорошее имя. Поэтому исконно бурятские имена отличались разнообра­зием.

Женская борьба во Внутренней Монголии

Национальную женскую борьбу я видел в июне 2004 года в Наньтуне, столице Эвенкийского хошуна АРВМ КНР. В этот хошун входят два бурятских сомона – Шэнэхээн.

Около 30 смуглых и обве­тренных, не знающих ухищ­рений макияжа степнячек толкалось на поле. Одеты как мужчины. Широкие ша­ровары и безрукавка из тол­стой кожи с заклёпками, то, что осталось от боевых панцирей.

Признанной фавориткой была шэнэхэнская бурятка Соёл. Ей было 38 лет, и она была матерью двоих сыно­вей и дочери. Её борцовский опыт насчитывал 20 лет, но она не тренировалась из-за нехватки времени: «Не до тренировок, коров доить надо!».

Её финальный поединок с баргуткой Бальжир стал гвоз­дём программы женских схва­ток. Соёл превосходила и в весе, и в силе свою противни­цу. Но Бальжир была моложе, подвижнее и успешно отби­вала попытки захвата. Борьба затягивалась. Пот лился гра­дом с лиц, а зрители требова­ли активных действий.

Судьи перевели женщин в очерченный на земле круг, выход за пределы которого означал поражение. Соёл из­дала устрашающий вопль, буром пошла на противницу, обхватила её и буквально задавила массой тела. Бар­гутка опрокинулась на спи­ну вместе с упавшей на неё Соёл! Победа!

Идеальные дамские драки

Женские единоборства есть у индейцев Мексики, Перу и Боливии. Традиция связана с определёнными обрядами и в каждой из стран имеет свои отличия. Девушки дерутся один на один на кулаках. Стараются попасть в лицо, иногда пи­наются. Одеты в пышные юбки, пышные длинные волосы, макияж, красивые лица и бьются со всей стра­стью. Плюс музыкальный фон – индейские мелодии. Зрелище великолепное!

В мужчине ценится сила, в женщине – красота. В жен­ских драках наносят мак­симальный урон красоте соперницы. Это идеальное женское единоборство - по женским правилам, в юбках и макияже. Да и в професси­ональном боксе женщины боксируют уже почти как мужчины. Почти. Но у них другая физиология и пси­хология, а преимущество - в женственности. Зачем им уподобляться мужчинам? Не идут же мужчины в синхрон­ное плавание и художествен­ную гимнастику!

Между тем, «Евроньюс» в своих репортажах с чем­пионата мира по футболу среди женщин как заклина­ние твердит: «До гендерного равноправия в футболе ещё далеко!» Сегодня это вопрос либеральной политики и бизнеса в контексте долгого процесса женской эмансипа­ции. Нам же, бурятам, стоит опираться на свои нацио­нальные корни и традиции, в том числе и в женских еди­ноборствах.

Фото Александра МАХАЧКЕЕВА

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также