В марте 2018 года в Улан-Удэ проходил чемпионат России по боксу среди женщин. Зал ФСК был полон мужчин бурят в чёрном. На играх волейболисток «Хара Морин» также болели одни буряты. А в команде не было ни одной бурятки. Таковы особенности национальных пристрастий! Почётными гостями, как и тренеры, были одни мужчины. Судили, конечно, они же. Перед началом поединка рефери произносил стандартное предупреждение: «Соблюдайте правила. Не бить ниже пояса».
А, собственно, почему бы и нет? Если у женщин, ниже пояса нет того, что есть у мужчин? Но где в таком случае запретные зоны у женщин? Область бюста боксоманки затягивают бандажом. Известно, что рак груди - распространённая болезнь у дам. В сущности, у женщин всё тело представляет собой запретную зону, поскольку всё оно предназначено для самой высокой миссии на Земле – материнства.
Форма одежды у боксоманок тоже мужская – длинные трусы и майки, скрывающие особенности женской фигуры. Ударил гонг. Бой начался. Девушки неустойчивы на ногах и валятся. Особенно легко складываются высокие и тонкие спортсменки. В техническом и тактическом плане ни мастерства, ни продуманного рисунка боя. В запале начинается махаловка – удары сыплются без разбору. Куда придётся.
Женский бокс, как и ранее женская борьба, не впечатлил. Да и самим женщинам чемпионат был абсолютно неинтересен. Собственно, они даже и не знали о нём. На вопрос «Пойдёте на женский бокс?» мои прекрасные респонденты отвечали: «Женский бокс? Впервые слышу», «Мне, что, делать нечего? Да, я лучше по магазинам пройдусь!» и так далее.
Отсутствие интереса женщин к их единоборствам диссонирует с успехами наших боксоманок и бориц на российской и международной арене. Тогда для кого эти победы? Между тем, у нас есть свои древние традиции в женских единоборствах.
Наследницы воительниц
В древности у монголов и тюрок женское единоборство было обычной частью борцовских состязаний. Они считали, что сильные, физически развитые продуктивные женщины – основа существования нации. Марко Поло рассказывал о монгольской принцессе Хутулун, которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть её в борьбе. В те времена женщины были вынуждены не только бороться, но и браться за оружие. И мастерски владеть им. Считается, что традиция женской борьбы прекратилась у монголов под влиянием буддизма, у тюрок - ислама.
Но в память о борицах в Монголии осталась жилетка «зодог», которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи, но открыта спереди. Согласно легендам, однажды борец, победивший всех своих соперников, расстегнул куртку и открыл грудь, которая выдала в нём (в ней) женщину. С тех пор борцы оставляют грудь открытой, чтобы женщины не смогли проникнуть в их ряды.
Но этот вид спорта сумел сохраниться во Внутренней Монголии КНР, и здесь женщины активно участвуют в состязаниях по борьбе. Как часть обрядовых действий, связанных с рождением ребёнка, женская борьба сохранялась вплоть до начала ХХ века и у западных бурят.
Обхват за талию
Рождение ребёнка - самое радостное событие, какое только может быть в жизни. Поскольку женская борьба была здесь неотъемлемой и гармоничной частью единого действа, то опишу его целиком.
Начиналось всё с окуривания дома роженицы гангой (богородской травой) старейшинами. Хозяин забивал барана. Гости приходили со сметаной, которую сливали в чугунный котёл для приготовления саламата (блюдо из сметаны и муки). Трапезу открывал дед ребёнка. Без капли тарасуна.
Следовало действие, подтверждающее принадлежность младенца к мужскому полу. Женщины рассаживались вокруг большой чашки с саламатом. Вместе с ними садился самый шустрый мальчик лет восьми. С последней ложкой саламата он должен был вскочить и убежать. А женщины, поймав его, спускали с него штаны и кричали: «Хүбүүн! Хүбүүн! – Мальчик! Мальчик!»
Молодые тётушки и девушки устраивали другую забаву. Пригоршней масла от саламата они пытались обмазать лица холостым парням. Чтобы женились поскорей! Опять веселье и хохот, особенно, если парень не знал об этой традиции, а если знал – убежал и т.д.
«Затем начинается зрелище, полное потехи и смеха. Устраивается борьба... женщин. Не знаю, есть ли ещё где на земле, подобный обычай… Женщины борются так. Поймав одна другую за пальцы рук, стараются завести руки соперницы за спину, обхватывают за талию и, приподняв, валят на землю. Побеждает, безусловно, наиболее ловкая, сильная и агрессивная соперница. Под весёлые возгласы одобрения победительницу награждают платком. Считается, что борющиеся женщины изгоняют из тела роженицы послеродовую боль» (Булат Бутунаев. Красный батор Алексей Бутунаев. Улан-Удэ. 1982. с.20).
После этого следовал, также в игровой форме, акт вселения младенца в люльку, подвешенную к потолку. А завершала всё церемония наречения ребёнка. Все желающие предлагали свои варианты. Если имя принималось и по смыслу, и по звучанию, народ дружно кричал: «Зүб! Зүб!», поддерживая счастливца, придумавшего хорошее имя. Поэтому исконно бурятские имена отличались разнообразием.
Женская борьба во Внутренней Монголии
Национальную женскую борьбу я видел в июне 2004 года в Наньтуне, столице Эвенкийского хошуна АРВМ КНР. В этот хошун входят два бурятских сомона – Шэнэхээн.
Около 30 смуглых и обветренных, не знающих ухищрений макияжа степнячек толкалось на поле. Одеты как мужчины. Широкие шаровары и безрукавка из толстой кожи с заклёпками, то, что осталось от боевых панцирей.
Признанной фавориткой была шэнэхэнская бурятка Соёл. Ей было 38 лет, и она была матерью двоих сыновей и дочери. Её борцовский опыт насчитывал 20 лет, но она не тренировалась из-за нехватки времени: «Не до тренировок, коров доить надо!».
Её финальный поединок с баргуткой Бальжир стал гвоздём программы женских схваток. Соёл превосходила и в весе, и в силе свою противницу. Но Бальжир была моложе, подвижнее и успешно отбивала попытки захвата. Борьба затягивалась. Пот лился градом с лиц, а зрители требовали активных действий.
Судьи перевели женщин в очерченный на земле круг, выход за пределы которого означал поражение. Соёл издала устрашающий вопль, буром пошла на противницу, обхватила её и буквально задавила массой тела. Баргутка опрокинулась на спину вместе с упавшей на неё Соёл! Победа!
Идеальные дамские драки
Женские единоборства есть у индейцев Мексики, Перу и Боливии. Традиция связана с определёнными обрядами и в каждой из стран имеет свои отличия. Девушки дерутся один на один на кулаках. Стараются попасть в лицо, иногда пинаются. Одеты в пышные юбки, пышные длинные волосы, макияж, красивые лица и бьются со всей страстью. Плюс музыкальный фон – индейские мелодии. Зрелище великолепное!
В мужчине ценится сила, в женщине – красота. В женских драках наносят максимальный урон красоте соперницы. Это идеальное женское единоборство - по женским правилам, в юбках и макияже. Да и в профессиональном боксе женщины боксируют уже почти как мужчины. Почти. Но у них другая физиология и психология, а преимущество - в женственности. Зачем им уподобляться мужчинам? Не идут же мужчины в синхронное плавание и художественную гимнастику!
Между тем, «Евроньюс» в своих репортажах с чемпионата мира по футболу среди женщин как заклинание твердит: «До гендерного равноправия в футболе ещё далеко!» Сегодня это вопрос либеральной политики и бизнеса в контексте долгого процесса женской эмансипации. Нам же, бурятам, стоит опираться на свои национальные корни и традиции, в том числе и в женских единоборствах.
Фото Александра МАХАЧКЕЕВА