Блоги 27 сен 2019 3336

​История одной фотографии–8

Это уже восьмая история. Седьмая, опу­бликованная 30 мая, сообщала о том, что старт расследованию был положен 22 фев­раля 2019 года.

Фотография, сделанная 27 января 1936 года, вызвала неожиданно сильные эмоции у читателей, среди которых и потомки людей, запечатлённых на фото. Драматизм их судеб, кажется, достоин экранизации, а влияние исторических катаклизмов на жизнь людей требует анализа. Поскольку травмы, нанесён­ные историей каждой семье, могут открыть глаза на многое, что происходит сегодня…

«На фотографии члены делегации Бурят-Монгольской АССР – участники Всесоюзного съезда колхозников-ударников. Их 67 человек, включая переводчиков, политработников, секретарей, если не считать семи членов руководства страны. Передовиков сельского хозяйства – 45 человек. Причём готовясь в спешном порядке к поездке в Кремль, собрали со всей Бурят-Монголии аж 85 ударников тру­да! «Как говорится, со страховкой», – заявил по этому поводу Михей Ербанов. Но отправи­лись лучшие из лучших. Да и попасть тогда целой делегацией в Кремль было делом почти невообразимым. Из всех республик Советского Союза удостоились такой чести две союзные - Армения и Азербайджан, и одна автономная – Бурят-Монголия. На момент седьмой публи­кации на фотографии установлены имена и изображения, что важно, 28 человек» – сооб­щали мы в своём расследовании № 7.

Иосиф Тумуров (первый слева в верхнем ряду)

Утром 16 сентября телефонный звонок в редакцию стал продолжением нашей с вами истории. Интеллигентнейший голос Марии Бизьяевны Тумуровой сообщил о том, что она готова рассказать о своем свёкре Иосифе Тру­бачеевиче Тумурове, которого ей увидеть не удалось. Он погиб под Москвой в 1942 году… В семье хранится весточка с фронта, написанная красивым почерком. Как выясняется, послед­няя. Наряду с письмом в семейном архиве хранятся статьи, опубликованные и в газете «Буряад унэн» и районной газете на родине Иосифа Трубачеевича – в Тарасах. И фотогра­фии. Уникальные. А самое главное – книга. Изданная в 1936 году по итогам съезда в Крем­ле. И даже анкета, по которой и собиралась информация для издания той самой книги. Согласно этой анкете Тумуров в том числе со­общил: «За успехи в развитии животноводства я премирован 9 овцами. В совхозе руковожу кружком текущей политики и ликвидации безграмотности».

Автор же статьи П. Борькин, опубликован­ной в газете «Сельская правда» Боханского района в 1978 году писал: «Иосиф был одним из первых, кто вступил в колхоз, принимал активное участие в борьбе с кулачеством. Двадцатилетний Тумуров первым сел за руль трактора. Как активного комсомольца Восточ­но-Сибирский крайком ВЛКСМ в числе наибо­лее грамотных ребят направил в Боргойский совхоз. Здесь юный Тумуров быстро завоевал уважение и авторитет. Сменил руль трактора на чабанскую должность».

Результаты работы были впечатляющи­ми. В 1935 году отара овцематок, которую ему доверили, в итоге «выдала на-гора» рекорд­ное количество ягнят: 880 от 811 овцематок. До минимума сократился падеж молодняка. В 1936 году, как раз во время визита в Кремль в составе делегации передовиков-колхозников, он был награжден орденом Трудового Красно­го Знамени.

... Прасковья Игнатьевна, его жена, одна поднимала троих детей, успевая шить и вя­зать теплые вещи для фронтовиков. Анатолий Иосифович, младший их сын, вспоминал, как отец уходил на фронт. Трое малышей и мать до последнего бежали за конной упряжкой, на которой увозили на фронт отца. Как знали, что это и будет последним воспоминанием о нем живом. Младший из детей стал главным инженером Бурятского треста «Свинопром» и бережно собирал всё, что касается памяти ро­дителей. Его супруга и принесла нам бесцен­ные архивы семьи…

В этой же статье боханской газеты рассказ про еще одного тарасинца Александра Балха­новича Бардамова, тоже члена кремлевской делегации. «У Александра Бардамова еще в детстве проявились музыкальные способно­сти. В 1927 году он вместе со своим другом пи­сателем Сороном Михахановым организовал в улусе (Тарасы – авт.) своеобразную творческую группу. Самодеятельные артисты разъезжали по районам западной Бурятии (на тот момент БМАССР – авт.) и пользовались большим успе­хом». Александр Бардамов, колхозный счето­вод, после уехал учиться в Улан-Удэ в техни­кум искусств. Будучи знатоком фольклора, он по окончании очень быстро обрел авторитет как хранитель уникального музыкального наследия и остался в истории как прекрасный исполнитель улигеров о Шоно Баторе. Его ав­торские песни сохранились на грампластинках тех лет. Он подготовил первый сборник бурят­ских песен и сделал литературную обработку полного текста «Шоно Батора».

Старший политрук 16-й армии Западного фронта Александр Бардамов погиб в июне 1942 года на Смоленщине… На родине в маленьком селе Тарасы на мраморной плите увековечены имена 122 земляков, не вернувшихся с войны. В том числе и имена тех, кто запечатлён на этом фото.

Итак, к 28 известным именам и фотогра­фиям прибавилось ещё два имени – Александр Бардамов и Иосиф Тумуров. Но чем гениальна книга! Неполная, рассыпающаяся от времени, сохранившаяся, скорее всего, в единичных эк­земплярах, она пролила свет и на те имена, которые мы выискивали опытным путём. Наши, больше интуитивные догадки о том, что «старик Мартынов» из Хоринска, «ста­рик Санжиев» из Бичуры на фотографии «муж­чины с бородой» – подтвердились!

В той же истории № 7 мы писали: «Извест­ны имена 9 человек, но пока мы не знаем, как они выглядят. Точно то, что среди делега­тов были Радна Цыренов из Токчина и Долгор Цыбикова из Узона Агинского округа, «ста­рик Мартынов» из Хоринска, «старик Санжиев» из Бичуры. Во всяком случае, так их назвал в своём докладе сам Михей Ербанов. Упоминается Мунко Будаин из Баргузинской долины и товарищи Тумуров и Данжуров из Джидинского района».

В книге есть короткие истории всех упо­мянутых 9 человек. Вернее – 8. Потомки Иоси­фа Тумурова из Джиды пришли сами и внесли неоценимую лепту в наш поиск. А главное – в книге есть фотографии. Плохого качества, но они есть. О том, какая судьба постигла остальных членов делегации, – в следующих номерах.

Норжима ЦЫБИКОВА

P.S. На всех фотографиях тех лет лица Михея Ербанова – 1 секретаря Бурят-Мон­гольского обкома ВКП(б), Дажупа Доржиева – Председателя ЦИК БМАССР, Ардана Маркизова – наркома земледелия БМАССР было приказано заштриховать. Как лица врагов народа… И это тоже наша с вами история…

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

История одной фотографии-7

История одной фотографии-6

История одной фотографии-5

История одной фотографии-4

История одной фотографии-3

Продолжение истории одной фотографии

ИД «Буряад унэн» ищет истории членов делегации Бурят-Монгольской АССР 1936 года

Автор: Норжима ЦЫБИКОВА