Экономика 3 июн 2020 968

​Оборотная сторона частной концессии

© фото: Фото предоставлено пресс-службой г. Северобайкальск

Рост тарифов на услуги коммуналь­ного комплекса - весьма неприятная тема для потребителя, местной власти, поскольку потенциально грозит равно­весию в обществе. Насколько прозра­чен тариф? Откуда берутся те самые заветные суммы для коммунальщиков в наших платежках? Является ли пла­теж справедливым? Это те вопросы, которые интересуют граждан, бизнес, общество. Это те вопросы, которые со времен своей предвыборной кампании и избранием на должность главы горо­да Северобайкальска открыто задает Олег Котов.

В преддверии очередного повышения тарифов на тепло в городе Северобайкаль­ске ответы на них будут кстати…

С 1 июля 2020 года ожидается рост тари­фа на тепловую энергию АО «Теплоэнерго» для потребителей категории «население» на уровне допускаемого пятипроцентного значения, для остальных категорий потре­бителей рост составит ни много ни мало 44,6 % (!).

Прямая цепочка рассуждений о нелег­кой доле иных потребителей приводит к неутешительному выводу, что все же ко­нечным «выгодоприобретателем» повы­шения цены на тепло станет население города. Люди косвенно будут оплачивать рост цен на товары, работы и услуги иных организаций жилищно-коммунально­го комплекса, организаций социального и коммерческого сектора. Доля расходов местного бюджета при невысоких его до­ходах увеличится на содержание школ, дет­ских садов, учреждений культуры, когда эти средства могли пойти на иные полез­ные цели по развитию Северобайкальска. Замкнутый круг…

Безусловно, тариф утверждается госу­дарственным органом, правила игры четко прописаны: ресурсная организация под­тверждает свои прямые предыдущие затра­ты. Но вопрос в следующем - заинтересован ли «ресурсник» снижать свои затраты? Ка­кова цена «экономического волюнтаризма» теплоснабжающей компании?

Так, при детальном изучении вопро­са тарифообразования АО «Теплоэнерго» администрацией города Северобайкаль­ска выявлен ряд нарушений, которые, по мнению градоначальника, влияют на цену вопроса, и рост тарифа вполне можно сдер­жать и даже снизить. Первое и самое важ­ное - это закупка и поставка угля в далекий северный город по цене, установленной конкурентным способом, т.е. теоретиче­ски по наименьшей его стоимости. Так, АО «Теплоэнерго» допущены нарушения в приобретении угля - были созданы преи­мущественные условия для участия ООО «Красноярсккрайуголь-Восток». Указанные нарушения подтверждены межрайонной прокуратурой. Бурятским УФАС возбуж­дено дело по признакам нарушения АО «Теплоэнерго» антимонопольного законо­дательства. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от принятия законного и ар­гументированного решения государствен­ным антимонопольным органом. Сама про­цедура закупа была искусственно затянута и состоялась в разгар отопительного сезона 2019-2020 гг., создана безвыходная ситуация с заключением договора поставки угля.

Анализ же регионального рынка по­казал наличие компаний, реализующих уголь по цене, предложенной ниже по­стоянным партнером АО «Теплоэнерго». При обеспечении прозрачных закупок вероятность снижения цены на уголь (а следовательно, и снижения тарифа) воз­можна в существенном размере. Затраты на уголь в год составляют 280 млн рублей. Эта стоимость сложилась от цены, пред­ложенной поставщиком ООО «Краснояр­сккрайуголь-Восток». По существующему предложению от компании ООО «Сибир­ский уголь» закупить уголь можно эко­номичнее. Сумма экономии составит не менее 33 млн рублей. Снижение цены на уголь позволит уменьшить тариф на тепло в пределах 5-7 %. В чем выгода нарушений антимонопольного законодательства со стороны концессионера АО «Теплоэнерго»? Остается только догадываться.

Интересный факт: учредителем ООО «Красноярсккрайуголь-Восток» является бывший финансовый директор АО «Тепло- энерго», а нынешним - бывший первый заместитель главы Северобайкальской администрации, под чьим прямым руководством заключено концессионное со­глашение с АО «Теплоэнерго» в недалеком 2017 году. Договор заключен как с един­ственным претендентом на тепловое хо­зяйство города, может, тоже искусственно ограничено число претендентов? Несмо­тря на «карманную» угольную компанию, из сезона в сезон концессионером не обе­спечивается создание нормативного запа­са топлива - отопительные сезоны в Севе­робайкальске начинаются практически «с колес».

Как далеко пойдут надзорные органы, ограничатся ли они только констатацией факта нарушений? И что будет дальше? У нынешней местной власти Северобайкаль­ска есть непреодолимое желание искать реальные способы снижения тарифов не только путем уменьшения затрат на закуп угля, затрат на содержание офисных поме­щений, но и путем введения прозрачного муниципального управления теплоснаб­жающим хозяйством. Такое управление позволит полностью поднимать экономику предприятия, принципы формирования за­трат, в том числе на оплату труда. Будет со­здана реальная подотчетность населению через депутатов городского совета, достиг­нута прозрачность деятельности через от­крытую оценку финансово-хозяйственной деятельности.

Практика в городе Северобайкальск показывает, что только у муниципалитета в приоритете поддержание инфраструктуры коммунального хозяйства в надлежащем состоянии, проведена и продолжается ко­лоссальная работа по модернизации те­плового хозяйства. Надлежащее городское теплоснабжение во многом зависит от вы­полнения ремонтной программы, в том числе своевременном выполнении обяза­тельств со стороны ресурсоснабжающей организации АО «Теплоэнерго».

Между тем вплоть до настоящего вре­мени практически в полном объеме ак­ционерным обществом не исполняются обязанности по содержанию муниципаль­ного имущества, переданного по концес­сии. Создается впечатление, что вся деятельность предприятия направлена только на извлечение прибыли от эксплуатации городского имущества.

Конечно, городу хочется остаться в будущем с «невыжатым как лимон» иму­ществом, оптимальным тарифом для всех категорий потребителей, поэтому акцио­нерному обществу предложено досрочное расторжение концессионного соглашения.

И словно в ответ на законные требова­ния и претензии городской администрации в Северобайкальске развязалась кампания по подрыву деловой репутации главы го­рода и муниципальных предприятий ЖКХ через социальные сети и мессенджеры. Подобные методы отстаивания своих ин­тересов неприемлемы и еще раз говорят о том, что коммерческий интерес игроков на этом рынке сильно задет действиями вла­стей.

Мария КУЗНЕЦОВА

Фото: Фото предоставлено пресс-службой г. Северобайкальск

Читайте также