Блоги 25 мар 2020 2179

​​История одной фотографии-11

В Хоринском историко-краеведческом музее хранится картина «М.И. Калинин вручает орден Трудового Красного Знамени чабану колхоза «Искра» тов. И.Н. Мартынову. 1936 г.». Картину написал учитель Хасуртайской средней школы Виктор Иванов и передал на хранение в районный музей. - Она написана маслом с фотографии, найденной мною в одном из номеров «Бурят-Монгольской правды» за январь 1936 года, - сообщил Виктор Филиппович. 

За это время на почту редакции пришли письма из Кяхтинского, Хоринского, Тункинского, Иволгинского районов.

Оказывается

«Старик Мартынов» - это Иван Никитович Мартынов, чабан Хасуртаевского колхоза «Искра» Хоринского района, а Балдан-Содном Дашихорлуев - председатель колхоза им. Кирова, жил и трудился в селе Баян-Гол Хоринского района.

Агафья Григорьевна Мясникова - колоритная женщина в семейской кичке, оказалась из Кижингинского района, который в то время был в составе Хоринского. И ее родственников нужно искать в Новокижингинске, на месте которого раньше был Вознесеновский колхоз «Заветы Ильича».

Так же, как и Долгор Осоровна Осорова, которая родом из улуса Хулхисон Чесанского сомона Кижингинского аймака. Еще в апреле 1990 года В.Ф. Иванов записал ее интервью: «Лично мне дали орден Трудового Красного Знамени. Потом мы посетили мавзолей, были в музеях, кинотеатрах, на фабриках и заводах. Конечно же, все делегаты сфотографировались с руководителями Правительства СССР. Мне посчастливилось быть рядом с Михаилом Калининым на фотографии. Нас встречали многолюдными митингами, музыкой, угощениями. Правление моего колхоза в знак благодарности подарило мне молодого рыжего коня».

И если в нашем расследовании имя Долгор Осоровой уже упоминалось, то загадкой для нас был «старик Мартынов», которого так называл Ербанов.

«Старик Мартынов»

Его историю для газеты «Удинская новь» собрал житель села Хасурта И.С. Казазаев.

«Вся моя биография делится на две части. Это - 44 года жизни в темноте и 4 года новой, радостной и веселой жизни в колхозе. Вплоть до 1932 года – до вступления в колхоз «Искра» Хасуртайского сельсовета, - я был потомственным пастухом. Сотни баранов пас я в знойное лето, стерег и кормил в суровые зимние морозы. Получал за работу гроши, куски хлеба. Иногда моя спина испытывала тяжелый кулак хозяина. Все бывало. Но пришла новая колхозная жизнь в улусы и деревни. В Хасурте организовался колхоз «Искра». Кулаки вышли из моды. Предо мной встал вопрос: какой держать путь?

С тех пор прошло 4 года. Как вам описать эту новую свою жизнь, я не знаю. Будто бы я заново родился и живу второй жизнью. От печального прошлого остались только воспоминания. Пасу я сейчас свою колхозную отару – это чувство меня радует и веселит, несмотря на то, что поседели мои волосы. Знаю хорошо, что только через колхозы – наш путь к настоящей жизни, к такой жизни, которой еще не жили никто и нигде».

На момент поездки в Кремль «старику» было 50 лет. В своем рассказе он подробно описывает ощущения от новой жизни. «Живу теперь я зажиточной, культурной, колхозной жизнью. За прошлый год сам заработал 500 трудодней. Жена Софья Сафроновна, работая с перерывами в пекарне, заработала 60 трудодней. На трудодни получаем столько хлеба, что раньше мечтать не могли. Имею в индивидуальном пользовании 3-х коров, 6 баранов, 5 из них получил как премию за честную и добросовестную работу. Имею также свинью. Обзавелся в колхозе приличным хозяйством: нужды и недостатка не чувствую.

Дочери учатся в неполной средней школе. Старшая Арина в 7 классе и Секлетинья - в 3 классе. Смотрю на них и радуюсь, и завидую им. На моих глазах они становятся культурными и образованными людьми. Им известно, что мы с женой дожили до седин на голове и грамоты не знаем».

После поездки в столицу И.Н. Мартынов выступил с большой речью в Хоринске на районной конференции животноводов, где рассказал о поездке и приёме в Москве. Правление колхоза подарило Ивану Никитовичу кулацкий дом и двухэтажный амбар купца Анфиногена Казазаева. Кроме того, ему бесплатно выдали корову, лошадь, овец и хозяйственный инвентарь.


Дугар Гашунов в верхнем ряду в центре

Привёз машину

Родственники Дугара Гашунова поделились воспоминаниями о своем легендарном деде накануне просмотра фильма «Булаг-2» режиссера Солбона Лыгденова. Его сестра Баирма Раднаева, внучатая племянница кавалера ордена Ленина, известный тележурналист, записала хранящиеся в памяти эпизоды. Рассказ начинает внучка героя из Тункинского района Светлана Андреевна Базарова:

«Наша мама Долгор Дугаровна, 1931 г.р., была любимой младшей дочерью Дугара Гашунова. Она часто вспоминала, как отец из Москвы привез красивое платье. Только в праздничные дни она наряжалась в это платье. Поскольку в то время это было большой редкостью, она очень гордилась им. Держали в укромном месте. Видимо, платье было на вырост – она его долго носила. Наша мама хранила золотые сережки, которые привез ее папа из Москвы. Эта семейная реликвия передается из поколения в поколение. В настоящее время они находятся у старшей сестры. Также мама любила вспоминать, как в детстве слушала песни из патефона. Знала много песен. По просьбе отца Долгор часто выступала перед гостями. Всю жизнь наша мама пела любимую песню своего отца «Шэнэһэн, шэнэһэн модоной шэлбэ намааень һайшаае…».

«Тогда мне было лет 6-7. В летние каникулы я помогала своему дяде пасти овец. Он работал в Мондах в колхозе им. Дзержинского, - вспоминает Екатерина Банзановна Аюшеева, племянница, отличник народного просвещения Бурятии. - Мне кажется, тогда привезли с запада овец породы мерлушка. Мне эти овцы казались страшными: с огромными рогами, длинной шерстью и хвостами. Наши же бурятские овцы были с маленькими хвостиками и не такие лохматые. Про дядю люди говорили: Гашуун Дугар очень работящий, что не знает совсем, такое отдыхать».

Семейная реликвия

Антонида Пурбуевна Дабаева, старшая внучка Дугара Гашунова, отличник народного просвещения Бурятии рассказала: 

«Подарок из Москвы - швейную машинку «Зингер» дед отдал своей невесте, моей маме Дэнзэн-Дулме Маглаевне. В Мондах, кажется, есть эта машинка. А мой отец Пурбо был сыном Дугара Гашунова. И хотя во время войны он имел бронь, работал председателем колхоза, но добился призыва в армию. В октябре 1942-го без вести пропал под Сталинградом…».

Радна-Жаб Жамсаевна Лыгденова, племянница Дугара Гашунова, вспоминает будни 1937 года: 

«Тогда я из Оки переехала в Монды к дяде Дугару. Он уже был знаменитым человеком, съездил в Кремль. Он привез подарки от Сталина - швейную машинку, патефон и машину для колхоза. Это была первая машина в колхозе, да и по всей округе. Это было потрясение для всех! Скот в ужасе разбегался. Да что там скот - люди с испугом смотрели. Потом потихоньку привыкли».

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала коллег из газеты «Удинская новь» Хоринского района. 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

История одной фотографии-10

История одной фотографии: обращение к жителям этнической Бурятии

История одной фотографии-9

История одной фотографии-8

История одной фотографии-7

История одной фотографии-6

История одной фотографии-5

История одной фотографии-4

История одной фотографии-3

Продолжение истории одной фотографии

ИД «Буряад унэн» ищет истории членов делегации Бурят-Монгольской АССР 1936 года

Автор: Норжима ЦЫБИКОВА