Блоги 29 янв 2020 5333

​История одной фотографии-9

22 февраля 2019 года в нашей газете стартовал проект под назва­нием «История одной фотографии». Как зачастую это бывает - оптими­стично. Думалось, что при наличии современных средств связи найти потомков людей, запечатленных на исторической для республики фото­графии, не составит труда. Частично ожидания оправдались.

Эмоции людей, которые откликну­лись, передавать словами на бу­маге сложно. Для одних это фото стало поводом отыскать своих близких и возобновить отношения. Для других - отыскать семейные архивы в гаражах и кладовках. Для нас это повод к 100-ле­тию республики воздать должное лю­дям, которые искренне и бескорыстно работали на создание основ современ­ной Бурятии. Многие из них поплати­лись за это жизнью.

Триумф как начало конца

Первая в истории поездка офици­альной делегации Бурят-Монгольской АССР в Кремль состоялась в феврале 1936 года.

При этом наша делегация была един­ственной из автономий среди делега­ций союзных республик, которых в кон­це 1935-го - начале 1936-го года Иосиф Сталин встречал в Кремле в ходе офици­альных торжественных приемов. До на­шей делегации он принял Узбекистан, Таджикистан, Туркмению, Казахстан, Азербайджан, Армению, Грузию. Пара делегаций из автономных республик вынуждена была вернуться домой.

«На второй или третий день приезда читаем в газете постановление СНК и ЦК ВКП(б) о том, что делегации, приезжаю­щие без особого разрешения в Москву, будут немедленно возвращаться, в част­ности, делегации Киргизской и Удмурт­ской республик. Когда прочитали это постановление, некоторые наши де­легаты заволновались», - докладывал в своей речи на сессии ЦИК БМАССР сам Ербанов.

«Один хороший ответственный зна­комый и хорошо знающий нас товарищ рассказывал мне, что все время спраши­вают: «А бурят-монголы с разрешением приехали?». А о нашем приезде было опубликовано в московских газетах. Я, - говорит, - им ответил, что «в Бурят-Мон­голии в руководстве не такие остолопы сидят, чтобы такое большое дело делать без разрешения». (Смех, аплодисменты).

То, что прием в Кремле стал собы­тием триумфальным, очевидно. Вос­торженная риторика и по сей день про­рывается через пожелтевшие строчки немногочисленных архивов. Оно и немудрено. В конце декабря 1935 года во время встречи Сталина и Ербанова поступило указание сформировать де­легацию передовиков сельского хозяй­ства и прибыть в Кремль не позднее 20 января наступающего года. Можно только представить, в каком темпе про­изводился отбор достойных представи­телей Бурят-Монгольской республики.

Тем не менее, 67 делегатов, большая часть из которых не выезжала дальше свой заимки, уселись в два прицепных вагона и под торжественный марш двух оркестров отправились в столицу Со­ветского Союза на встречу с самим Иосифом Сталиным. Прием состоялся 27 января.

Работа над ошибками

За время поиска в нашем распоря­жении появилось несколько вариантов кремлевских фотографий. Первую, с которой и началась эта история, мы вы­нуждены были дополнить фрагментами из более полного кадра, но похуже каче­ством. В итоге на фото 75 человек. Учи­тывая, что полного списка делегации найти не удалось, пришлось опираться на цифры, почерпнутые из двух источ­ников: единственной книги из архивов Национальной библиотеки РБ «Ордено­носцы Бурят-Монголии» и электронной версии сборника докладов «Бурят-мон­голы у великого Сталина».

Согласно приказам о награждении делегатов 10 человек удостоились ор­денов Ленина, 15 - орденов Трудового Красного Знамени, 32 - орденов «Знак почета» и 1 - это Илья Балдынов - ордена Боевого Красного Знамени. Итого 58 че­ловек. В докладе же Михей Ербанов со­общает, что наградили 60 человек. И это первое расхождение. В том же докладе упоминается, что в составе делегации было «председателей колхозов - 12, за­ведующих КТФ – 12, конюхов, пастухов и чабанов - 11, доярок - 9 и один директор совхоза - Никита Шубин из Джиды». И если эти цифры совпали полностью, то со следующим порядком чисел вышел конфуз.

В том же докладе указано, что в де­легации «женщин - 13, членов КПСС и кандидатов - 14, комсомольцев - 6, рус­ских - 7». На деле же только награж­денных женщин оказалось 16, данных по партийцам и комсомольцам не ока­залось, с европейской наружностью, действительно, 7. И цифра «45 пред­ставителей сельского хозяйства» соот­ветствует действительности. Осталь­ные 13 - представители интеллигенции Бурят-Монголии: Яков Похосоев, Ардан Маркизов - из партийного руководства, писатель Хоца Намсараев, художник Цыренжап Сампилов, редактор газеты «Буряад-Монгол үнэн» Базар Ванчиков, режиссер Мария Шамбуева, артисты - Чойжинима Генинов, Николай Халбаев, Александр Бардамов, Мария Балсаева, Ханда Намсараева, и военные - Илья Балдынов и Василий Панин.


Два казуса и одна девочка

На этой фотографии (на фото - 13 человек) запечатлены те, кто был на­гражден орденом Трудового Красного Знамени. Согласно списку их 15, на фо­тографии - 13. Двое отсутствующих, как выяснилось, Хоца Намсараев, основопо­ложник бурятской литературы, и артист Чойжонима Генинов, будущий народ­ный артист РСФСР. Земляки, выходцы из соседних деревень, из ныне Кижингин­ского района, по какой-то причине про­пустили исторический момент. Где они были, мы уже вряд ли узнаем…

Были еще двое, кто тоже опоздал на фотосессию. Кстати, «большая» фото­графия сделана перед самым началом исторического кремлевского приема. Это Алексей Бутунаев, который отвечал за организационные вопросы поездки, и Андрей Агафонов, директор совхоза «Эрдэм». Оказалось, директор прибыл в Кремль в «сибирских сыромятных ичи­гах, от которых к тому же густо несет березовым дегтем». «Почему Агафонов не в хромовых сапогах?», - строго спро­сил Ербанов. И пока фото и кинокамеры фиксировали исторический для респу­блики момент, Бутунаев и Агафонов по­купали в магазине сапоги.

Об этом и многом другом, что связа­но с легендарной фигурой тех лет Алек­сеем Бутунаевым, его сыном Булатом написана книга. И в том числе о том, что на том же приеме он поразил руковод­ство страны. Когда его вызвали для вру­чения подарка, Михаил Калинин при­знал в нем борца, которому в то время не было равных на летних «нааданах». Именно о нем Калинину с изумлением рассказывали Блюхер и Эйдеман. И в этот раз в качестве подарка богатырь, под два метра ростом, вынув из карма­на два гвоздя, связал их в узел. «В честь неразрывных уз дружбы бурят-мон­гольского народа с народами великой Родины» - назвал он свой подарок.

Как раз перед награждением Алексея Бутунаева для вручения ценного подар­ка пригласили Гелю Маркизову, знамени­тую на весь Союз девочку. «Геля, как же ты понесешь патефон? Он же тяжелый! - спросил Сталин. «А у меня есть папа. Он понесет патефон, а я - пластинки!».

В ноябре 1937 года отец Гели Мар­кизовой - член ЦИК СССР, нарком зем­леделия Бурят-Монгольской АССР, второй секретарь обкома ВКП(б) - был арестован по обвинению «в участии в контрреволюционной панмонгольской организации и проведении контррево­люционной шпионско-диверсионной работы». В июне 1938 года расстрелян.

А героя Гражданской войны и не­побежденного чемпиона сурхарбанов Приангарья Алексея Бутунаева на ос­новании анонимного письма аресто­вали 23 сентября 1937 года, обвинили во вредительстве и через три дня рас­стреляли…

Фото с фактами

Почти отчаявшись найти оптималь­ный путь поиска, решаемся за базовую фотографию принять ту, что подписана: «Общая группа делегации Бурят-Мон­гольской АССР в Москве», на которой запечатлены 62 человека. И это не спа­сает! Поскольку только награжденных 58 человек. Подсчеты по гендерному типу приводят к выводу, что снова на фото не все из состава делегации. Хотя бы потому, что женщин, награжденных орденами - 16, а на фотографии их 21, в том числе «видный партийный и го­сударственный деятель СССР» Мария Сахьянова и супруга Ардана Маркизова - Доминика, в то время студентка Мо­сковского мединститута.

Мужчин, только награжденных, должно быть 42, а их - 41. При этом, как минимум, трое к наградам представ­лены не были. Это сам Михей Ербанов, его заместитель Дажуп Доржиев, заме­ститель Ардана Маркизова Базаржап Будаев. Кстати, заштрихованы на фото лица «врагов народа» - Михея Ербано­ва, Дажупа Доржиева, Якова Похосоева, заведующего сельхозотделом обкома БМАССР, Ардана Маркизова, наркома земледелия, и женщины, имя которой пока неизвестно.

Итого: из 67 делегатов 9 человек были «переводчиками, политруками и руководителями». Как минимум двое известны - сам Ербанов и Дажуп Дор­жиев. Очевидно, что Алексей Бутунаев и Андрей Агафонов тоже были в составе делегации.

Из 58 представленных к наградам 23 мы уже знаем в лицо. Осталось уз­нать на фото 35 человек из списка на­гражденных и установить имена пяти человек из орггруппы. Потому мы об­ращаемся к вам, наши читатели. Без вас - никак!

Справка:

На этом историческом снимке запечатлен и редактор газеты «Буряад-Монгол үнэн» Базар Ванчиков. В книге «Орденоносцы Бурят-Монголии» размещена небольшая информация о нашем коллеге.

Он родился в Агинском округе в 1902 году, вырос в большой семье из 10 братьев и сестер. С 9 лет пас скот местных богатеев, а в 1922 году перебрался в Читу. Там он устроился наборщиком в типографию, где в тот момент выпускалась первая бурятская газета «Шэнэ байдал».

Оттуда его позже отправили на рабфак в Иркутск, затем на курсы журна­листики в Москву. В феврале 1935 года его назначают ответственным редак­тором газеты «Буряад-Монгол үнэн».

Агинский округ:

1. Линхобоев Бальжинима - колхоз им. Маркизова, Агинский аймак

2. Цыбикова Долгар - колхоз им. Мо­лотова, Улан-Ононский аймак

3. Болотов Бабу - колхоз им. Воро­шилова, Агинский аймак, зав. конефер­мой

4. Намсараев Жамсаранжап - пред­седатель колхоза им. Разумова, Агин­ский аймак

5. Зориктуева Дулмажап - доярка колхоза им. Доржиева, Агинский аймак

6. Циренов Радна - чабан колхоза им. Ягоды, Улан-Ононский аймак

7. Гончиков Тудуп - председатель колхоза «Социализм», Агинский аймак

8. Балданов Бато - член колхоза им. Ербанова, Агинский аймак, зав. МТФ

9. Буянтуев Мунко - пастух верблю­дов колхоза им. Бусыгина, Агинский аймак

10. Тыхеева Бальжит - табунщица колхоза им. Дылгирова, Агинский ай­мак

11. Рожков Александр Нефёдович - пастух колхоза «Авангард», Улан-Онон­ский аймак

12. Ванчиков Базар - редактор об­ластной газеты «Бурят-Монгол үнэн»

Усть-Ордынский округ:

1. Халмактанов Логин Ильич - пред­седатель колхоза «Красное знамя», Эхирит-Булагатский аймак

2. Халбаев Николай Васильевич - ар­тист, Аларский аймак, с. Шаранут

3. Бардамов Александр - артист, Бо­ханский аймак

4. Балсаева Мария Александровна - артистка

Селенгинский аймак:

1. Эрдынеева Дулгаржап - доярка колхоза «Улан-Удунга»

2. Бадмаев Норбо Галсанович - зам­председателя колхоза им. Сталина

3. Цыретаров Бато Цыретарович - председатель колхоза им. Тельмана

4. Очиров Нима Бадмацыренович - председатель колхоза им. 3-го Интер­национала

Мухоршибирский аймак:

1. Бадмацыренова Дулгарма - дояр­ка колхоза им. Комсомола

2. Кушнарёв Ксенофонт Семёнович - член колхоза им. Кирова

Тарбагатайский аймак:

1. Сучков Изосим Ильич - конюх кол­хоза «Победитель»

Хоринский аймак:

1. Дашихорлуев Болдансодном - председатель колхоза им. Кирова

Еравнинский аймак:

1. Бадлуев Александр Васильевич - управляющий фермой Еравнинского мясосовхоза

2. Бадмаев Ширап - сташий гурто­прав Еравнинского мясозавода

Баргузинский аймак:

1. Будаин Мунко - председатель кол­хоза «Хубисхал»

2. Диванов Гарма Диванович - Бар­гузинский аймак

3. Чойнжурова Кубулей Доржиевна - доярка колхоза «Мучин»

Джидинский аймак:

1. Банзараксаев Цыбык - председа­тель колхоза «Галын-очи»

2. Данжуров Эрдэни Тогочиевич, чабан Боргойского овцеводческого совхоза

Тункинский аймак:

1. Шарханов Жамбал Содноевич - старший конюх колхоза им. Ворошило­ва

Кяхтинский аймак:

1. Намсараева Дарима Жигжитовна - колхоз им. Сталина, зав. овцеводче­ской фермой

2. Маринов Фёдор Иванович - пред­седатель колхоза им. Ульянова

Иволгинский (Улан-Удэнский) аймак:

1. Раднаев Ринчин-Доржи - член колхоза «Арбижил», зав. МТФ.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

История одной фотографии-8

История одной фотографии-7

История одной фотографии-6

История одной фотографии-5

История одной фотографии-4

История одной фотографии-3

Продолжение истории одной фотографии

ИД «Буряад унэн» ищет истории членов делегации Бурят-Монгольской АССР 1936 года

Автор: Норжима ЦЫБИКОВА