Блоги 5 дек 2019 1978

​​Дэлюун-Болдог или день рождения мудреца

Сегодня по берегу Онона, которая уже успела заковаться в ледовый панцирь, но местами, эрьеэрээ тошонтоно, в местности Дэлюун-Болдог идёт человек в свой день рождения. Человек ходит день в день уже традиционно. Человек, который перечитал и перебрал ногами, глазом и пытливым умом, все топонимы и гидронимы «Монголой нюуса тобшо». Восстанавливая историческую и географическую справедливость: Буйр-нуур, Дэлюун-Болдог, Эргэнэ-гун, Онон сакральный топонимичный ряд, об которые столетиями ломают копии востоковеды и интересанты. Поиски подобны незатухающим мифам об Атлантиде. Если Атлантида отражена парой строк в двух диалогах Платона и датируется девятью тысячами лет до него (что уже навевает исторический скептицизм), то протомонгольские термины,относительно близки для нашего современника. Так-то справедливости ради надо заметить, что порой топонимия меняется или подменяется в памяти одного поколения.

Интересно, что же думает человек, который упорно шагает, по местам, где зарождалась наша история. Быть может о своих двух нагаса (о которых не принято громко говорить в его родословной).Нагасах, которых ветер истории разбросал в самые интересные и необычные места. К примеру один прошагав Монголию, Тибет, Индию нашёл упокой за океаном, а самый главный мыслитель ХХ-ХХI вв. Далай лама XIV читал молебен, посвящённый его памяти в 1991 г. А следы второго теряются в Иранской нагории и Бактрийской равнине. Они же, по словам, человека, который в это самое время проникает мыслью за восемь столетий в Приононье, стали в этой юдоли свободны от времени и пространства. Жизнеописание дядь можно прочитать в повести: «Когда кричат и кочуют птицы» по адресу - https://www.proza.ru/2011/08/31/682.

Во время недавней долгожданной, но краткосрочной встречи мы проговорили о многом: о старом и о новом, о Забайкалии и Бурятии, о чингизидах, распаде молекул и реновации здоровья, о власти, об идеале, об овцах, о пожарах, о Нерчинске, евразийстве без романтизма, о переводах и стихотворениях и многом другом. Но осталась недосказанность, продиктованная дефицитом времени и жаждой мысли. Когда встречаешься с личностями такого широкого диапазона и пытаешься осмыслить их обыденными категориями, то увы. Многие стандартные метрики не срабатывают. Историзм и трагедия, осязаемая монголосфера и творческое уединение в пределах монитора ноутбуков в двух комнатах на халхасской территории, в пределах границ Степного уложения – вот его сегодняшняя формальная граница. И мы – гости, прибывшие, из Ара-Халхи. Иронично охарактеризованные им - «тайзанай буриадууд». Сможем ли мы объять его простые и глубокие, порой безжалостные категории и дефиниции, описывающие скрепы, что не дают распрямиться пружине для выхода за границы обыденности. Вчитываясь в его трактат «Песня замолкнет завтра», выложенный в день нашего отъезда из Забкрая, невольно сопоставляешь с современностью: «Наверное, в истории народов Земли было много песен, которые окончательно замолкли, растаяли, испарились во времени. Навсегда. Естественно, вместе с ними растворились и народы, в которых звучали эти напевы. Многие из них ликующе и радостно звенели в народе, переливались одна в другую их мелодии. Кажется, это было совсем недавно - в застольях, вечеринках, улицах, во время деревенских работ, но в наше время от них не осталось даже далёких отзвуков. Вместе с ними исчезла мелодия языка.

Вчера вечером мой внук Жамьянка попросил меня досчитать до десяти на бурят-монгольском языке. С радостью откликнувшись на его просьбу, я заговорил на бурят-монгольском, а когда досчитал до десяти, Жамьянка восторженно воскликнул:- Как песня! (…) Большинство бурят-монголов России, а это около или более 500 тысяч человек, утрачивают свой язык, многие из них, включая руководящую и культурную прослойку, не знают о своей цивилизации, талдыча по указке сверху о своих традициях и обычаях, выпячивая какие-то особенности в жизни, застольях, со сцены и на каких-то «всенародных» праздниках ноёнов (…). Ещё хуже их лизоблюды и недоумки, изрыгающие со страниц сайтов, СМИ и экранов ТВ, чудовищную чушь, дичайшее невежество, раскалывающие наш мир каким-то трайбализмом, возвышая свои "колхозы-племена" с их "авторитетами" над другими "колхозами-племенами". В погоне за краснобайством и признанием недалёкого электората и правителей, не зная о своей принадлежности к цивилизации, ставя свои интересы выше всех остальных, они потеряют всё - язык, территорию, Байкал. Всё!

Врагов у песни много... Но песня ещё звучит:
- Арбан хоер, арбан гүрбан, арбан дүрбэн… Бү марта!
Что же ты плачешь? Не надо. Песня ещё не замолкла. Значит, надо её петь и смотреть туда, где она будет звучать ещё много веков, где может окрепнуть и расцвести твой мир, твоя цивилизация, без никакого обмана, посредников, без мнимых поддержек. Там сама жизнь - твоя цивилизация, люди которой, без никакого различия, - твои самые близкие родственники. Они обязаны объединиться. Главное, не врать себе...»

Facebook, livejournal, viber, litres, freelance writers и мн.др. это его бойницы и окуляры в мир. Но всё это даёт неполную картину его мира. Ухоженный двор, уютный дом, собственноручно обихоженный, приметный ориентир, подсказанный нам его земляками: «посёлок соо, худагай хажуудхана, модоороо хорёотой..». И он сам, в разношенном военном полушубке, впитавшем ветра Забайкалья. Судя по воротам с добротными шарнирами и просторному двору принимающим много гостей – одиночество не про него. Один тот факт, что мир не весь перешёл в режим виртуальности, а паломничество к Мыслителям продолжается, и есть признак того, что не всё потеряно. И то восхищение, которыми пронизаны его трактаты вокруг и около таинственной «PaxMongolica» и устные комментарии данные нам, также заставляют быть уверенными. В заключении хочу процитировать также его строки: «Народы, не имевшие и не имеющие своих публицистов, вымерли и остались безвестными. Народы, не имеющие своих философов, не склонны к развитию и обречены на прозябание вместе с мусором мировой цивилизации. Язычество и религии, шаманизм и алхимия, а также политика - напрасные кликушества, не имеющие ничего общего с развитием, удерживающие человека в капканах невежества, ради прокормления более хитрых соплеменников.


Публицисты и философы – это барометры, сейсмографы, тонометры чувствований, умонастроений и других параметров общества и государства, а потому они обязаны находиться в центре и гуще событий, то есть – населения. Нахождение вне этих центров – ошибочные и ложные сведения, убогость развития мысли.

Научная деятельность – поиск истины и нахождение точных ответов на вопросы человека. Отсутствие науки – полнейший мрак, абсолютное торжество мракобесия, а следовательно – невозможность развития вообще.

Жизнь наугад – признак того, что нить прервётся преждевременно и не будет иметь продолжения.

(…) Именно расширение мировоззрения всегда говорит о развитии народа. Если же люди остаются в круге своих понятий, то о развитии не может быть и речи. Это главный вопрос, который, на мой взгляд, должен интересовать национальных учёных, философов и публицистов. Отсутствие такого вопроса означает и отсутствие таких людей, а вместе с этим - убогую жизнь и скудный быт. Бытие определяет быт. Убогое бытие и быт говорят об отсутствии науки и талантов. Наука и Талант должны непрерывно работать и изменять среду обитания.

Есть ли такие деятели в монгольском мире? Думаю, что есть. Доказательство – PaxMongolica. (Я бы оттуда убрал предисловие). Благодаря работе этих людей в монгольской цивилизации появятся свои канты, ницше, гегели, марксы, юнги, хайдеггеры и другие. 

Именно эти люди, основываясь на достижениях своей и мировой цивилизации, окультурят, облагородят и, развив монгольский мир, выведут его на один уровень с развитыми народами. Другого способа быть узнанными по-настоящему и получить настоящее развитие – нет. Только в этом случае возможна настоящая конкурентоспособность. Кто из монголов мира хоть где-то проявил себя подобными мыслями? Хотелось бы верить, что в монгольской цивилизации есть люди, которые заняты трудами на эту тему в области науки, литературы и философии. Уровень развития народов определяется и количеством людей, получивших Нобелевскую премию в той или иной сфере деятельности. Во всех странах, где есть большое количество обладателей Нобелевской премии и не главенствует религия, люди живут хорошо и долго.

Может быть, недалёк тот день, когда в списке получателей этой престижной премии появятся имена представителей монгольской цивилизации…»


P.S. 65-ую зиму Мудрец – Виктор Балдоржиев встречал в Дэлюун-Болдог. Быть может Онон и сердце Азии дадут ему зацепку для ответов, на многие вечные вопросы, которые жизнь ему и нам подсовывает ежедневно. А пока же он торопится к нам. Слушаем и стараемся не отстать.

Баир Ширапов

Улан-Удэ-Агинск-Новая Заря-Онон. 

Автор: Баир ШИРАПОВ