Экономика 3 мая 2017 1730

​​127 школ Бурятии получат финансовую поддержку

В 129 школах Бурятии средняя зарплата учителей не достигает сред­него дохода от трудовой деятельности по республике. В некоторых малокомплектных сельских школах педагоги получают по 8-11 ты­сяч рублей в месяц, по сути, влача жалкое существование. В школах республики наблюдается существенный разброс по оплате труда учителей. А в некоторых общеобразовательных учреждениях педагоги, чтобы зара­ботать больше, вынуждены трудиться по 30-40 часов в неделю, испытывая «нереальные нагрузки». О мерах, необходимых для выхода из сложившей­ся ситуации в таких школах, и шёл разговор на «правительственном часе» в парламенте республики в минувший четверг, сообщает газета «Бурятия».

Большие проблемы маленьких школ

О том, что средние показатели по зарплате учителей не отражают ре­альной картины, говорится несколь­ко лет. И о том, что не все в порядке с новой системой оплаты труда педаго­гов (НСОТ), стартовавшей в сентябре 2007 года, стали трубить лет пять- шесть назад. Так, в 2011 году несколь­ко молодых учителей из Улан-Удэ, не выдержав мизерной зарплаты (в 5,5 тысячи рублей), были вынуждены оставить любимую профессию. Куда хуже обстоят дела в сельской местно­сти, особенно в отдалённых малоком­плектных школах. К примеру, в Мухор­шибирском районе учителя несколько лет пытаются вписаться в подушевую систему финансирования, однако их усилия тщетны. В таких небольших школах количество учащихся снижа­ется по причине миграционного отто­ка населения, которое в поисках луч­шей доли устремляется в города.

Власти разных уровней о такой си­туации знают и предпринимают меры, чтобы её исправить. В 2012 году вы­шел майский указ Владимира Путина, согласно которому зарплата учителей должна неуклонно повышаться и быть не ниже размера средней зарплаты по экономике региона. С того же года в республике предпринимаются усилия, чтобы повысить среднюю зарплату педагогических работников. Одна из мер – выведение части обслуживаю­щего персонала из штатного расписа­ния. Также в республике осуществля­ется индексация нормативов.

– С 2011 по 2016 годы нормативы проиндексированы шесть раз, – отме­тил и.о. министра образования и нау­ки РБ Баир Жалсанов. – За этот период суммарный размер индексации соста­вил 9,5%.

Как и ожидалось, доклад и.о. ми­нистра науки и образования РБ «О ре­зультатах реализации новой системы оплаты труда педагогических работ­ников учреждений общего образова­ния за 2008-2015 годы» вызвал шквал эмоций в парламенте республики.

– Оплата труда не удовлетворя­ет большинство учителей, особенно сельских малокомплектных школ, – выразил мнение многих депутатов парламентарий Валерий Цыремпи­лов. – В сёлах есть школы, где самая маленькая зарплата, например, в Ба­ин-Булаке – 14 тысяч. Это со всеми накрутками. А вообще, учителя мало­комплектных школ, где 50 учеников, без стимулирующих, без доплаты за дрова, свет получают 8-11 тысяч ру­блей в месяц. Я не говорю про моло­дых учителей и педагогов узкой спе­циализации.

«Наверняка найдём решение»

И далее Валерий Цыремпилов про­должил монолог о наболевшем: ока­зывается, есть в сельской глубинке школы, где учителя, проработавшие больше 25 лет, получают 8-9 тысяч ру­блей (!).

По словам основного докладчика, в целом по республике средняя зар­плата учителей превышает средний доход от трудовой деятельности (в общем образовании Бурятии средняя зарплата за 2016 год составила 29 816 рублей). Однако в республике 129 школ, в том числе 71 малокомплект­ная и 27 школ Улан-Удэ, где средняя зарплата не достигает средней зар­платы по экономике. По оценкам спе­циалистов, для того, чтобы в этих 129 школах зарплату учителей довести до среднего дохода от трудовой деятель­ности по республике, требуется чуть меньше 92,5 млн рублей в год. Но и этих средств будет недостаточно.

– Нормативно-подушевое фи­нансирование не позволяет оказать адресную поддержку 129 школам, – пояснил Баир Жалсанов. – Мы можем финансировать, проиндексировав со­ответствующие группы нормативов, по которым финансируется большин­ство из этих 129 школ. На эти цели потребуется как минимум 124 млн рублей.

Баир Жалсанов уточнил:

– Мы прорабатывали вопрос, ка­ким же образом можем поддержать эти 127 школ, чтобы средняя зарплата была не ниже, чем в среднем по эконо­мике республики. Повторяю, адресно мы этим школам помочь не можем, поскольку они принадлежат к той или иной нормативной группе: по респу­блике семь нормативных групп, в за­висимости от количества населения. Что касается городских школ, то в 27 школах учителя получают зарплату ниже средней по экономике. Чтобы увеличить фонд оплаты труда в этих школах, надо городской норматив раз­делить на две части. Но существую­щая нормативная база не позволяет в пределах одного населённого пункта применять два разных подхода. По­этому предстоит согласовывать лю­бые постановления с прокуратурой и другими правоохранительными орга­нами. Думаю, наверняка найдём реше­ние, чтобы, допустим, в рамках нашего города школы финансировать по двум нормативам.

Предстоит перейти на окладную систему

Парламентарий Леонид Селивёр­стов поинтересовался:

– Если окладная система оплаты труда будет принята, понадобятся ли дополнительные средства в связи с тем, что майские указы Владимира Путина никто не отменял?

Баир Жалсанов разъяснил, что при переходе на окладную систему по­меняется не принцип формирования фонда оплаты труда, а принцип его распределения:

– В этой связи мы будем по другим правилам распределять средства – не­зависимо от количества детей, кото­рые находятся в классах. На эти цели, конечно, потребуются финансовые средства, которые я озвучил выше.

Напомним, что в конце 2015 года по итогам заседания Госсовета пре­зидент РФ поставил задачу по фор­мированию национальной системы учительского роста. Ключевым вопро­сом при разработке новой системы должно стать создание механизмов, стимулирующих профессиональное развитие педагога «по горизонтали». В этом случае нужен пересмотр ныне действующих моделей оплаты труда педагогов, которые утратили свою результативность. Один из наиболее эффективных способов – переход на окладную систему в зависимости от педагогической должности учителя, состава и уровня сложности выполня­емых им трудовых функций.

– В сентябре, когда вы внесёте по­правку в бюджет, измените эти норма­тивные акты, зная, что мы не допла­чиваем учителям? – задал резонный вопрос основному докладчику Пред­седатель Народного Хурала.

– Расчёты все произведены, – отве­тил Баир Жалсанов. – Но пока не опре­делён источник финансирования.

В этой связи предельно ясно выра­зился депутат Леонид Селивёрстов:

– Если сейчас при принятии бюд­жета на 2018 год, а, может, лучше раньше, не повысим зарплату учите­лю, который получал 10-12 тысяч ру­блей, грош нам будет цена.

В итоге после бурных обсуждений был принят проект постановления, который предусматривает совершен­ствование оплаты труда педагогиче­ских работников. Согласно этому до­кументу, правительству республики рекомендуется понизить диапазон стимулирующих выплат от 5 до 10% в срок до 1 сентября 2017 года. Сей­час этот диапазон составляет от 10 до 30%. Таким образом, с 1 сентября базовая часть фонда оплаты труда пе­дагогических работников общеобра­зовательных учреждений может воз­расти до 90%. Такой диапазон базовой части фонда оплаты труда стал бы гарантированной частью заработной платы учителей. Ещё одна рекоменда­ция правительству – для увеличения количества дневных малокомплект­ных школ, финансируемых по норма­тиву «класс-комплект», следует ис­ключить так называемый критерий удалённости в 15 км. Это означает, что нормативом на «класс-комплект» смогут воспользоваться 30 сельских малокомплектных школ. И это будет способствовать повышению зарплаты учителей в таких школах.

– Поддерживая малокомплектные сельские и городские школы, кото­рые теряют учеников, мы должны находить золотую середину – давать возможность развиваться передовым школам и, таким образом, сохранять конкурентную среду, – резюмировал Баир Жалсанов.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также