Блоги 30 июн 2020 994

​Легендарная Наян-Наваа: о местонахождении «земли обетованной» – прародины хори-бурят

© фото: Александр Махачкеев (архив)

Выходит в свет брошюра, проливающая свет на про­исхождение хори-бурят. Её содержание - это обширная по объёму статья доктора исторических наук ИМБТ СО РАН Булата Зориктуева: «Наян-Нава и проблема этногенеза бурятской пле­менной общности хори». Ранее она была опубликована в научном журнале «Научный диалог» (№ 5, 2020 г.). Научная новизна статьи заключается в том, что в ней впервые в монголоведе­нии поставлена и исследована проблема местонахождения первоначальной родины племе­ни хори Наян-Нава. Полученные результаты важны для последу­ющих исследований этнической истории хори и других этносов. Брошюру к изданию готовит известный агинский издатель Гончикбал Баиров и практически весь тираж уйдёт в Забайкаль­ский край.

О том, где находилась легендар­ная прародина хоринцев Наян-Нава, в интервью с д.и.н. Булатом Зориктуевым.

- Булат Раднаевич, почему вы обратились именно к этой пробле­ме?

- Бурятская народность состоит из четырёх племенных общностей – хори, булагат, эхирит, хонгодор, а также территориально-этнической группы селенгинских бурят. По се­ленгинским бурятам ситуация ясна – это мигрировавшие на Селенгу группы из Халхи и Предбайкалья, преимущественно булагатско-эхи­ритские роды. А вот история обра­зования названных племён, в том числе и хори, до сих пор известна очень плохо.

- Но ведь по истории хори опубликовано достаточно работ, и их количество продолжает расти?

- Большая часть проблем остаёт­ся нерешённой, поскольку исследо­вателям неизвестен начальный этап этнической истории хоринцев. Ими не учитывается взгляд на свою исто­рию самих хоринцев, которые твёр­до убеждены в том, что являются пришлыми к Байкалу людьми. Они утверждают, что их древней колыбелью была местность Наян-Нава, находившаяся в далёкой благодат­ной стране. О ней, как о щемящей душу родине предков, сохранилась песня «Наян-Нава», в прошлом её знал каждый член хоринского племени. А отсутствие ответа на вопрос о местонахождении праро­дины закрывает путь к раскрытию ранней истории хори, в частности, к адекватному пониманию и интер­претации известной легенды о Хо­ридое и его супруге деве-лебеди, в которой в сфокусированной форме преломлен этногенез хори. В силу неизвестности материала о Наян-Нава, легенда о Хоридое никогда не становилась объектом глубокого анализа исследователей. Такая про­слеживается взаимосвязь.

- И как же образовалась этническая основа племени хори?

- Предками племенного этноса хори была сяньбийская общность тоба. В начале IV века тобасцы с востока Монголии прибыли в Амдо, к озеру Кукунор, где стали извест­ны как хор-тоба. Там из их состава, унаследовав древний сяньбийский тотем собаки, выделилась группа родов, получившая имя хор, со вре­менем принявшего форму хори. Эта группа осела западнее Кукунора, в Цайдаме.

- И там же находилась Наян-На­ва?

- Совершенно верно, об этом эпизоде в бурятском фольклоре сохранились отголоски двух ранних цайдамских вариантов легенды о Хоридое и его супруге лебеде Хо­боши, сложение которых связано с реально существовавшим в Цайда­ме оз. Садамтын-Саган-нур. Они в комплексе с другими источниками свидетельствуют о том, что приле­гавшая к этому водоёму территория была древней прародиной хорин­цев, оставшейся в их памяти как На­ян-Нава.

- Широко известная версия о Наян-Нава в Ираке не подтвержда­ется?

- Достоверно известно, что назва­ние административного центра про­винции Найнава в Ираке образо­вано от слова Ниневия — названия столицы Ассирийского государства, существовавшего на территории Северного Ирака на левом берегу Тигра в VIII-VII вв. до н.э. Это зафик­сировано во всех энциклопедиях и многочисленных научных трудах. Кроме того, в источниках нет све­дений об участии хоринцев в монгольских завоеваниях на запад. Этот факт говорит о том, что хоринцы в XIII веке в составе монгольских войск на Тигре и Евфрате не были, сле­довательно, иракский топоним Най­нава никто к Байкалу не приносил.

- А какие, конкретно, источники говорят в пользу вашей версии?

- Широко известный в Бурятии знаток фольклора хори-бурят Р.Э. Эрдынеев из Еравны в 1978 году сообщил мне текст песни «Наян На­ваа» и так объяснил её содержание: «Наян Наваа — это имя древней прародины хоринцев, она находи­лась между Монголией и Тибетом. Там родилось племя хори…».

А о существовании оз. Садамтын- Саган впервые в конце XIX века по­ведал собиратель-этнограф Матвей Хангалов. Название этого озера и имена, связанных с ним божеств, присутствуют в шаманских призыва­ниях западных бурят. А самую яркую специфику культа сайтани бурхад, местом пребывания которых был Цайдам, составляло присутствие в их пантеоне предка хоринцев Хоридоя и его супруги Хобоши. Ха­рактеризуя сайтинские божества, Хангалов писал: «Сатинские боги — добрые, покровительствуют людям; к ним принадлежит Хоредой-нойон и его жена Хобоши-хатун, дочь Неба Шара-Хасара, превращавшаяся в ле­бедя, почему буряты чтут лебедей и никогда не убивают». Важно подчер­кнуть, что название оз. Садамтын- Саган-нур, выражение сайтани (са­тани) бурхад этимологически связа­ны с топонимом Цайдам.

- Булат Раднаевич, но ведь у хо­ринцев тотемом была собака, а не лебедь?

- В начале VI века к озеру Садам­тын-Саган с Саяно-Алтая прибыла группа тюркских родов, почитав­шая лебедя. Она омонголилась и слилась с хоринцами. Возникшее племя, будучи основанным на базе монголоязычных родов, стало на­зываться хори. Соединение в этносе двух этнических начал – монголо­язычного и тюркоязычного – обу­словило функционирование в нём системы двойного счёта родства, в соответствии с которым все 11 хорин­ских родов одновременно принад­лежали и к патрилинейной (связан­ной с предком-праотцом Хоридоем), и к матрилинейной (связанной с легендарной праматерью – де­вой-лебедем Хобоши) родственным группам. В конце I тыс. н. э. у хорин­цев утвердились нормы отцовского рода, что привело к закреплению патрилинейного правила счёта родства, по которому непрерывная связь от потомка к предку и в том числе к легендарному прародителю Хоридою велась исключительно по мужской линии. Хоринцы, несмотря на смену счёта родства, сохраняя почтительное отношение к родству по материнской линии, свято из по­коления в поколение берегли па­мять о легендарной прародительни­це Хобоши. Поэтому они до сих пор говорят, что произошли от лебедя. Что касается прежнего сяньбийско- тобаского тотемного культа собаки, то он, утратив своё былое значение, сохранился в форме родового само­названия галзут.

- А какие хоринские роды имеют тюркские корни?

- Сначала в составе хоринского племени было пять тюркских чисто лебединых родов: хуасай, хубдут, хальбин (хангин), шарайт (шарят) и харят. На каком-то этапе харяты выпали из него. Поэтому омонго­лившихся тюркских родов в составе хоринцев осталось четыре. Тогда семь других родов — харгана, худай, галзут, гучит, бодонгут, батнай, цага­нут — имеют, надо полагать, чисто монгольские корни, хотя этническая принадлежность харганаевцев и ху­даевцев, которых Ц.Б. Цыдендамба­ев относил к тюркским родам, тре­бует дополнительного изучения.

- Что же произошло дальше? Почему хоринцы покинули Наян-Нава?

- Возможно, начались межпле­менные распри за лучшие места обитания в Цайдаме. Поэтому хо­ринцы предположительно на рубе­же I—II тыс. н. э. оставили Наян-Нава и оказались в верховье Лены на за­падной стороне Байкала. Они были одной из первых монголоязычных групп на берегу сибирского моря и в XIII веке прочно входили в состав предбайкальского населения. На это указывает этнографический мате­риал, собранный мной у качугских и ольхонских бурят. Так, на Верхней Лене находится особо почитаемая местными бурятами гора Ягшал. Её эжином (духом-хозяином) является Хорёодой Ехэ Yбгэн (Великий старец Хоридой), а его супругой — Хоб­широй Ехэ Хатан (Великая госпожа Хобширой). Хорёодой и Хобширой являются местными вариантами имён Хоридой и Хобоши, дополнен­ными почётными эпитетами мэргэн и хатан.

- А как они оказались в Забайкалье?

- Со временем хоринцы сместились южнее, охватив устья р. Большая и Малая Бугульдейка и о. Ольхон. С Ольхона они проникали на восточный берег Байкала. В на­чале XVII века они заняли правый берег низовьев Селенги, называв­шийся Кударинской степью, и от­сюда постепенно расселились по другим ныне занимаемым местам в Забайкалье. Этот финальный этап этнической истории хори получил развёрнутое выражение в широко известном ныне позднем байкаль­ском варианте легенды о Хоридое, в котором все действия происходят на Ольхоне и обоих берегах Байкала. Данная версия легенды, необосно­ванно считаясь единственной, при­вела к достаточно прочно закрепив­шемуся в бурятоведении ошибочно­му мнению, что хоринцы являются автохтонами Байкальского региона.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев (архив)