Спорт 13 июл 2016 2344

​Более полувека пребывал в забвении один из первопроходцев вольной борьбы Бурятии

Ветер надежд и расставаний. Первый весенний ветер любви. Вольный степной ветер. И вольный стиль. Все это было в жизни человека не­обыкновенной судьбы. А еще было военное детство, наполненное тревогой. Были и победы – над собой, обстоятельствами, трудовые победы и, конечно же, в спорте, на борцовском ковре.

В поисках истины

Главные победы в короткой спор­тивной карьере герой нашего по­вествования одержал в теперь уже далеком 62-м – на первых двух чем­пионатах (первенствах) республики по вольной борьбе. Однако в течение пяти десятилетий не было точного списка победителей тех республикан­ских борцовских форумов. Он осно­вывался на газетных публикациях, в которые вкрадывались неточности, и на стирающихся из памяти воспоми­наниях ветеранов спорта.

Четыре года назад, в канун 50-лет­него юбилея вольной борьбы Буря­тии, вплотную за поиск документов, которые должны были пролить свет на истину, взялся ведущий историк спорта республики кандидат истори­ческих наук Владимир Фомин. После кропотливых поисков ему удалось найти в архивах протоколы первого и второго чемпионатов республики по борьбе, которые прошли в 1962 году: в январе состоялось личное, а в ноя­бре – лично-командное первенство. Согласно найденным Владимиром Александровичем протоколам сорев­нований, в наших руках были доку­ментально подтвержденные списки победителей тех памятных первенств. Итак, судя по протоколам, победите­лями (в порядке весовых категорий) стали: личное первенство (27-28 ян­варя 1962 г.) – В. Сандакдоржиев (52 кг, «Труд»), М. Харпухаев (57 кг, «Спар­так»), С. Добрынин (63 кг, «Спартак»), И. Бабкин (70 кг, «Спартак»), Б. Чу­раков (78 кг, «Спартак»), В. Гармаев (87 кг, сельхозинститут). Лично-ко­мандное первенство (27-28 октября 1962 г.) – Сандакдоржиев, Харпухаев, Баймеев («Буревестник»), Норбоев («Буревестник»), Сыркин («Труд»), Шахторин («Буревестник»), Пашкевич («Молот»), Михеев («Буревестник»).

Выходит, что В. Сандакдоржиев (так написано в протоколе соревнова­ния) навсегда вошел в историю спорта Бурятии как первый чемпион первого чемпионата Бурятии по вольной борь­бе. К сожалению, в протоколах не были указаны имена и отчества победите­лей, только начальные буквы имен. Это, конечно, затруднило поиск чем­пиона, о котором мало что известно. Да и воды в полноводном Хилке с той поры утекло немало, и потому ветера­ны спортивной борьбы о нем ничего не помнили. Только аксакал борьбы Нима Ивахинов не отрицал, был такой борец – Сандакдоржиев, и указал на­правление (правда, не совсем точное) поиска – Агинский Бурятский округ.

Поиск одного из первопроходцев вольной борьбы республики затянул­ся на четыре года… Куда только я ни обращался за это время – в редакцию районной газеты МО «Кижингинский район» (в тех краях фамилия Сан­дакдоржиев распространенная) и на телевидение - да все без толку. И вот, наконец, нынешней весной благодаря информации от журналиста Соелмы Сандакдоржиевой в трубке «мобиль­ника» я услышал голос первопроходца-«вольника».

- Вы – Сандакдоржиев, первый чемпион? - спрашиваю, сомневаясь, а вдруг не он?

В «мобильнике» - пауза. А потом – о, Эврика! – долгожданный ответ: «Да, я боролся в шестьдесят втором на пер­венстве республики».

- А зовут как вас? – тороплюсь по­скорее узнать имя и отчество одного из первооткрывателей спорта силь­ных и крепких духом людей.

По документам герой нашего по­вествования – Бадма Эрдынеевич Сан­дакдоржиев, но всю жизнь его зовут Сергеем Эрдынеевичем.

Я сбился с ног в поисках. А первый чемпион, оказывается, многие годы живет рядом с нами. В силу скромно­сти никогда о себе не заявлял, не рас­сказывал о своих достижениях в спор­те. Не бил себя кулаком в грудь, мол, я - заслуженный-перезаслуженный.

Как я и предполагал, получилось так, что борец Сергей (Бадма) Сандак­доржиев после своих памятных побед уехал за пределы Бурятии. А после окончания вуза «завязал» с борьбой и редко бывал в городе своей юности…

Нахлынули на Сергея Эрдынеевича воспоминания…

К борьбе приобщился поздно

Есть удивительное по красоте ме­сто в Забайкалье – долина «бурливого» Хилка, а точнее, окутанный предания­ми край у подножия трех гор – Гурбан Байтаhад. Там-то и появился на свет в суровую зиму сорок третьего сын кол­хозника Сандакдоржи Эрдынеева.

- Тяжело было, очень тяжело, - мыс­ленно переносится Сергей Эрдынее­вич в свое детство. – Голодно, холодно. Никогда хлеба вдоволь не ели.

Сызмала он начал помогать ро­дителям по хозяйству. Лет с четырех рано повзрослевший мальчуган стал возить копна. Колол дрова, таскал воду. И без того трудное положение мальчишки усугубило то, что в войну «забрали папу». А посадили его отца, работавшего колхозным счетоводом и кладовщиком, обвинив в «расхити­тельстве» (недосчитались 180 кг зер­на). Остались на руках мамы три мало­летних ребенка…

- Какой там спорт после войны, не до этого было! - продолжает Сергей Эрдынеевич. – Да и никаких секций в нашей деревне не было. Иногда, прав­да, играли в лапту и в мяч.

К спорту он приобщился довольно поздно по современным меркам.

- В шестидесятом году я провалил­ся на экзамене в сельхозинститут и устроился рабочим в управление ка­питального строительства на авиаза­вод, жил в общежитии, – вспоминает ветеран спорта. – В середине октября увидел объявление о наборе молоде­жи на классическую (греко-римскую) борьбу и пришел в спортзал 22-й шко­лы.

Так его первым тренером по «клас­сике» стал врач физкультурно-спор­тивного диспансера Владимир Ин­тигринов. Он-то и показал тогда в небольшом школьном спортзале на раскладных матах горевшему желани­ем чего-то добиться в спорте новичку- забайкальцу первые приемы – броски через бедро и прогиб через «мост». Молодой борец, не отличавшийся хо­рошей «физикой», акцент в трениров­ках делал на технику. В скором време­ни пополнил свой арсенал «накатом».

В сентябре шестьдесят первого Сергей в составе команды «Труд-2» занял второе место в первенстве ре­спублики по классической борьбе. С осени стал тренироваться под опе­кой Мэлса Харпухаева, который па­раллельно тренировал начинающих борцов-«вольников».

Попал «с корабля на бал»

В январе шестьдесят второго, по словам Сергея Эрдынеевича, стали комплектовать сборную команду Бу­рятии по борьбе вольного стиля – для участия в зональном первенстве во Владивостоке. Решающим этапом от­бора стал первый в истории чемпио­нат (первенство) республики. Победи­теля исторических состязаний Сергея Сандакдоржиева, естественно, включили в сборную.

- На первой «зоне» команда отборо­лась не ахти как – заняла второе или третье место, правда, с конца, - вспо­минает ветеран спортивной борьбы. – Я же тогда проиграл якутскому борцу и хабаровчанину. После зональных со­стязаний наша секция закрылась (тре­нер ушел), и мне негде было трениро­ваться. Поэтому урывками занимался то в «Труде», то в «Спартаке».

В «Труде» какое-то время трениро­вался у Сергея Добрынина: туда ездил, чтобы не потерять форму, потому как в составе «Труда» готовился ко второ­му – лично-командному первенству республики среди «вольников». А по­сле первенства Бурятии, где снова стал лучшим в наилегчайшей катего­рии, попал «с корабля на бал»: призва­ли в армию.

Служил Сергей Сандакдоржиев в Забайкальском военном округе. Оста­ется загадкой, как его с таким пло­хим зрением (-6,5) могли призвать на службу.

Как раз в то время армейских чи­тинских борцов тренировал легендар­ный наставник - заслуженный тренер РСФСР Илья Романович Фрунджиев. Как-то именитый тренер, увидев на ковре бурятского «мухача» не преми­нул воспользоваться наставлением: «Сережа, у тебя ноги худые, как спич­ки: надо тебе штангу тягать!».

Случались и другие, не менее ин­тересные, а порой забавные эпизо­ды в спортивной биографии первого чемпиона. Как-то в самолете возглав­лявший бурятскую делегацию, кото­рая летела в Грозный, несколько раз обращался к Сергею «Леонид Хадала­евич», чтобы запомнил «новое имя», потому что из-за отсутствия квали­фикационного разряда пришлось ему в 66-м году отправиться на со­ревнование в Грозный под чужой фа­милией.

Никогда не забудет Сергей Эрды­неевич и наставления выдающегося бурятского тренера Геннадия Байме­ева (в годы учебы в технологическом институте). Из-за плохого зрения вра­чи запретили ему выходить на бор­цовский ковер, а Геннадий Батюрович каким-то образом сумел договориться с врачами, чтобы Сергей выступил на состязаниях.

После окончания ВСТИ (ныне ВСГУТУ) Сергей Сандакдоржиев на­всегда повесил борцовки на гвоздь. По распределению уехал работать на ма­лую родину – в Хилокский район. Ра­ботал прорабом в «Межколхозстрое».

А в 78-м вернулся в Бурятию. Обо­сновался в селе Тамча Селенгинского района. Трудился на железной дороге (до ухода на пенсию в ПЧ-14). Там же, в Тамче, где-то в глубине души Сергей Эрдынеевич всегда хотел трениро­вать мальчишек. В начале 80-х он по­сле визита одного из первых мастеров спорта по вольной борьбе Бурятии попытался создать секцию вольной борьбы. Не вышло: не получилось «выбить» борцовские ковры.

Зато все хорошо сложилось у ак­сакала борьбы в жизни. Сергей Эрды­неевич давно на заслуженном отдыхе. Ухаживает за огородом «на даче». Ра­дуется успехам бурятских «вольни­ков» и, конечно, успехам своих детей – Эрдэни, Зоригто и отхончика Баль­жит. Они уже взрослые, давно встали на ноги. Души не чает в двух внучках. И советует молодежи отрываться от компьютеров, видеоигр и заниматься спортом.

- Спорт есть спорт, он дает человеку здоровье, физическую силу и уверен­ность в собственных силах, - говорит аксакал вольной борьбы Бурятии и улыбается. Может, вспоминает о том, как творил чудеса на упругом настиле?..

Фото из личного архива Сергея Сандакдоржиева

Автор: Баясхалан ДАБАИН