Блоги 28 фев 2013 2836

​Голливуд – облико морале

Америка владеет искусством торговли почти в совершенстве. Её история складывалась в условиях жесткой конкуренции и выживаемости среди представителей разных народностей, которые прибывали в новую Землю в поисках богатства и удачи.

Поэтому инструменты для торговли, рекламы, массового производства товаров здесь отточены безупречно. Великая «Американская мечта» - из низов подняться на высокий пьедестал успеха и признания. Стать богатым и сильным. Зарабатывание денег коснулось и такую сторону жизни, как культура. Именно американские предприниматели сумели эту сферу человеческой жизни выставить на продажу и успешно её продвигать, как товар. Продается всё: стиль, образ жизни, мечты, страдания, страхи. В общем, все, что может принести прибыль. На это работает многочисленная реклама, снимаются фильмы, печатаются книги, вещает СМИ, выпускается продукция массового потребления. А мы незаметно для себя становимся заложниками тенденций, которую услужливо предлагает вездесущий мэйнстрим.

Причем победное шествие всевозможных «бэтменов», «человеков-пауков», «суперменов», «крепких орешков», «терминаторов» диснеевских Белоснежек, Микки-Маусов и других многочисленных героев, вызывает восторг миллионов, даже миллиардов, людей на всей планете. Мы встречаем везде эту, так называемую, «американскую масскультуру»: на полках магазинов, на одежде, на бытовых предметах, на улице, дома, на работе, в школах, детсадах. Что бы ни говорили ярые противники, называя это вульгаризмом, кичем, дешевкой, но нужно признать то, что они проиграли в этой битве за души. Я помню, когда спрашивала у своей маленькой дочки, какой она хочет подарок на день рождения, она слезно просила безумно дорогой домик для барби. Образец безвкусия и пошлости. И как бы я не убеждала своего ребенка, что это не очень хороший подарок, «нытьем и катанием» подарок был куплен. Вы бы видели глаза моего ребенка! Мне пришлось смириться с тем, что это «ласковое чудовище», так назвал это явление отличный американский критик Тедд Готлин, прочно поселилось в нашей жизни.

Соблазну поддаться очень легко. Как здорово, отвлечься от реалий жизни, от сложностей, от проблем в каком-нибудь кинотеатре, где показывают красивую, яркую жизнь. Где обычный паренек, можно сказать, ботан в очечках, легко и просто превращается в супергероя. Я сидела в кинотеатре и видела, как взрослые люди, словно дети, радовались подвигам Человека-паука (заметьте, я с большой буквы пишу имя). Они аплодировали, переживали за героев, верили всему тому, что происходило на экране. Ну, может, и не верили, но очень хотели, чтобы эта голливудская сказка была бы в их жизни по-настоящему. Большая часть доходов от фильмов приходит не от внутреннего рынка, а от иностранного проката. И это официальные данные. Взгляните на статистику кассовых сборов после премьеры любого блокбастера. После успеха нового блокбастера, начинают крутиться маховики по дальнейшему «выжиманию» денег от продаж франшиз. Это ведь уже бренд. Законы просты и продуктивны.

Почему американская масскультура победно шагает по всему миру? Почему ваш ребенок просит, умоляет купить очередного игрушечного Супермена, Барби, а не Илью Муромца или Алёнушку из русской сказки? Ответ прост и очевиден - мир захвачен. Захвачен незаметно, но основательно. Именно это можно назвать полным захватом мира, который пал, практически, без боя. Ни одна религия не смогла объединить людей во всем мире, ни одна идеология! Зато это смогла сделать «американская массовая культура», играя на наших слабостях, желаниях, несовершенствах.

При этом, все нравственные и моральные акценты в фильмах четко расставлены: злодеи погибают, герой на фоне заката/взрыва/рассвета идет навстречу светлому будущему. В этом, наверно, и есть секрет масскульта, не надо сидеть и изображать интеллектуала, долго просматривая фильмы Тарковского или Бергмана, зачем, если и так давно и быстро нам разъяснили, что такое хорошо, и что такое плохо. Зритель не ищет трудных путей. 

Но и не только в моральных акцентах дело.

Масскультура, как легкая соблазнительница, не докучает обязательствами и поучениями усталого и серьезного кавалера, у которого, наверняка, сидит дома строгая, благонравная, но невыносимо скучная жена. Эта красивая, но пустая чаровница, неформальна и демократична. С ней можно ни о чем не думать, а только получать наслаждения от красивых оберток, шикарных спецэффектов, мягкой картинки. И этот, почти культурный эротизм делает нас пленниками, и требует жить по её канонам. Соблазнительница с четкими принципами, что может быть притягательнее.