В июне с.г. мы опубликовали интервью с д.и.н. Булатом Зориктуевым по поводу его статьи «Наян Наваа и проблема этногенеза бурятской племенной общности хори» (журнал «Научный диалог» № 5, 2020 г.).
В ней впервые в качестве прародины хори-бурят Наян Наваа указывается местность Цайдам на территории Китая. У версии немало как противников, так и сторонников. Сегодня мы беседуем с д.ф.н., профессором Забайкальского государственного университета Раисой Жамсарановой.
- Раиса Гынденбаловна, как вы относитесь к песне о Наян Наваа, как фактическому материалу?
- Это всё-таки легенда. Нет и невозможно найти какие-либо документы о месопотамской прародине хори-бурят.
Сложно представить, что за 300 с лишним лет скитаний хори не утратили бы свой язык. Передвигаясь из столь далёких территорий, как современный Ирак, племя всё равно бы растворилось, ассимилировалось и утратило свой язык. Пример, нахождение бурят в составе Российской империи, СССР и РФ. За последние 300 лет случилось так, что бурятский язык с 2011 года числится в Красной книге исчезающих языков. А последние два поколения уже не могут изъясняться на бытовом уровне со своими старшими – бабушками и дедушками на элементарные темы. Если бы и совершился «исход» хори из Месопотамии, то это уже были бы далеко не монголоязычные буряты…
Во-вторых, сопоставлять топонимы исторической Ниневии с бурятскими топонимами (точнее, с названиями Бурятии или Забайкалья), по крайней мере, нелепо. В топонимике, как науке, очень часты разного рода явления, например, явление межъязыковой омонимии, когда субстратный топоним (образованный лексикой иного языка) пытаются объяснить из лексики своего языка. Если в бассейне реки Онон находим юкагироязычные названия (как гидроним Иля, ойконим Буйлэсан, название известного озера Ножей и проч.), то это доказывает наличие обитания носителей юкагирского языка в данном ареале и никак не других. Попутно замечу, что юкагиры – это одни из древнейших насельников Сибири, по антропологии схожи с бурятами, т.е. наличествует один и тот же байкальский антропологический тип. Известно влияние климата на антропологию человека. В случае исхода хори-бурят из Передней Азии, где климат, как известно, другой, соответственно и выходцы имели бы иной антропологический тип, не относились бы уже к центрально-азиатской расе.
В-третьих, история народа. И вот это и является своеобразным камнем преткновения в данной истории с поисками прародины. В истории любого народа имеются «белые пятна», что и приводит к подобным малообоснованным гипотезам о «приходе» хори-бурят в Циркумбайкалье. В итоге хори-буряты становятся чуть ли не пришельцами на своих же исконных территориях. Это абсурд.
- Зориктуев впервые в качестве прародины хори-бурят Наян Наваа указал на местность Цайдам в Китае.
- По поводу места Цайдам как прародины бурят историкам виднее. Однако по поводу далёкого Ирака я скажу, что этот труд был ожидаем. Содержание его работы1 является плодом многолетних размышлений и исследовательской работы учёного, который обоснованно «развеял» миф о месопотамской прародине хори-бурят.
Возвратимся опять же к языку, однако, уже не к топонимам, а к нарицательной лексике. Общеизвестно, что любой язык, особенно лексический фонд, состоит, в том числе, и из заимствованных слов из других языков. И необходимо хорошо разобраться в природе этих заимствованных слов. Действительно ли это заимствованные слова? Или некогда народ разговаривал на этом языке? Давайте сопоставим бурятские слова с самодийскими, к примеру, с селькупскими: селькупское - амдитий «пищевой; съедобный» / бурятское амтатай «вкусный; лакомый; сладкий, приятный»; адгу / āдыгу «уколоть»/ «наколоть» / адаха «напарываться, натыкаться; обрезаться»; ангэлгу «зевать» / ангайха «раскрываться, открываться; зиять»; тороко «поделить» / тарааха «распускать; закрывать; разбрасывать, раскидывать; рассеивать; распространять, раздавать»; танудэл «знакомый» - танил «знакомый; узнаваемый»; имей – «женское» – эмэ «женщина; для обозначения всего женского/относящегося к женщине»; эртэ – «рано» – эртэ «рано». Схожих слов очень много, до 40 и более2. Понятно, что сходство лексики «говорит» о многом. Например, что раньше буряты были самоедами или о том, что жили по соседству. Вопросов много….
- Почему именно селькупских?
- И не только. Такой этноним как монгол мы объясняем как «волк» от слова meäng [меанг] койбальского языка3. Именно это значение легло в основу этнонима, племенного названия новой силы – монголов IX века.
А почему селькупов? Как древних насельников Сибири, в том числе и Забайкалья. Нами описаны сходства в терминологии родства, т.е. именования отца, матери, дедушки по отцу, дедушки по матери и т.д. В системе местной географической терминологии, от которой появились забайкальские топонимы бурятского языкового происхождения, также обнаружились лексические сходства4. Причём, через слова старописьменно-монгольского языка. А это далёкий XIII век, что, в принципе, подтверждает какую-то связь предков хори-бурят (в том числе) с самоедоязычными насельниками Сибири – койбалами, маторами, камасинцами, селькупами, ненцами, нганасанами и энцами. В этногенезе бурят имеются, естественно, и юкагиры, и кеты (которые родственны североамериканским индейцам), и, конечно, тюркоязычные и тунгусоманьчжуроязычные племена.
- Насколько велик вклад самоедов в этногенез бурят?
- Наши результаты показывают, что и в до-тибет-монгольской антропонимии имеются самоедоязычные имена. Также выяснилось, что такие этнонимы как самоед и хамниган – суть один и тот же этноним. И в равной степени этот субстрат относится и к сойотам, и к тофаларам – некогда самоедоязычным оленеводам, которые затем были ассимилированы тюркоязычными соседними племенами, и уже позже они перешли на бурятский язык, т.е. были бурятизированы. Тукчинский и Гуновский роды тунгусов Гантимура, от которых образованы ойконимы Токчин и Гунэй, кстати, это т.н. «тунгусские» роды. А тунгусами «прозывали» почти все аборигенное население Сибири, включая и самоедов. И если продолжать делиться на какие-то этнические группы, то фактически нет большой разницы между хори и хамниганами.
- Но, между тем, они сами-то различают друг друга?
- Талько-Грынцевич первыми обитателями нашего региона называл именно тунгусов-хамниган, а не бурят. Получается, что эти хамниганы органично стали основой бурят.
- Раиса Гынденбаловна, выходит, в целом вы согласны с версией Зориктуева?
- Да, я полностью согласна с результатами исследования Зориктуева, которое разрешило все споры по мифу о Наян Наваа как месопотамской прародине бурят. При решении таких сложных вопросов как этногенез, мало простого сопоставления созвучных топонимов или же ссылки на древнюю песню. Только наука способна расставить все точки над i.
1 См.: Зориктуев Б. Р. Наян Нава и проблема этногенеза бурятской племенной общности хори / Б. Р. Зориктуев // Научный диалог. - 2020. - No 5. - С. 393-423.
2 См.: Жамсаранова Р.Г. Явления конвергенции и трансференции в лексике бурятского и селькупского языков // // Мат-лы Междунар. конф., [посвящ. 70-ле- тию проф. В.И. Рассадина] / редкол.: С.М. Трофимова, отв. ред. [и др.]. – Элиста: Издво Калмыцкого ун-та, 2009. С. 87-89.
3 См.: Жамсаранова Р.Г. Концептосфера средневековой монгольской этнонимии. – Чита: Экспресс-издательство, 2013. – с. 183-189.
4 См.: Жамсаранова Р.Г., Дыжитова Е.Ч. Топономастическая лексика Восточного Забайкалья: сопоставительный анализ: монография; Забайкальский государственный университет. – Чита: ЗабГУ, 2019. – 244 с.