Ниигэм 20 oct 2021 6468

Фермер-многостаночник

На чём стоит бурятское село? На крепких хозяевах. Один Баир Намсараев из Хурамши работает как целый колхоз, по всем направлениям...

На рынке «Стимул» мужчина азиат торговал овощами с кузова пикапа. Я спросил у него: «Кореец?» - «Нет, бурят!» - «Не верю! Буряты овощами не занимаются!» - «Кроме Хурамши! Будете у нас, заходите, посмотрите…» 

Скотовод 

Баир Намсараев сам родом из Еравны, где долгие годы работал ветеринаром в племенном хозяйстве «Комсомольский», основной деятельностью и источником дохода которого является разведение племенной казахской белоголовой мясной породы скота. В 1998 году Баир Хосаевич переехал в Хурамшу, на родину жены и поближе к городу. С собой пригнал 30 голов «казахов» и здесь увеличил стадо. Скот он держит в чистоте, не смешивает, и его племенные коровы и быки пользуются спросом. Их закупали хозяйства из Мухоршибири, Джиды, Хоринска и даже Бугульдейки на Ольхоне. 

Сильно переживает скотовод за развитие племенного дела, чтобы всё делалось по науке, а не по-дилетантски. В советский период была всё-таки система и государственный подход, а не как сегодня, кто во что горазд. «Мясную породу выгодно держать, - считает фермер. – Затрат и ухода мало, круглый год на свободном выпасе. У нас же хорошие пастбища, с солончаками. Зимой подкармливаю и всё. А качественное мясо всегда пользуется спросом». 

Но с реализацией продукции есть проблемы. Чтобы произвести забой, нужно привезти специалиста из ветеринарного участка из соседнего Оронгоя. Ветеринар сначала осматривает внешний вид бычка, мерит температуру и даёт добро. А уже после забоя мясо снова нужно везти к нему в Оронгой, чтобы поставить на него печать. Сам Баир Хосаевич не забыл ветеринарию и не отказывает односельчанам в их просьбах. Но он делает это только в частном порядке. Официальных полномочий и печати у него нет. 

На мясные ярмарки в городе тоже нужно пробиться, места занимают те же перекупщики. А они продают мясо с промзабоя, но горожане не знают об этом и покупают у них, поскольку с виду оно не жирное. У деревенских же натуральное, вкусное, но со слоем жира! 

Конечно, хурамшинцы держат и дойных коров. Продают молоко, творог и сметану в городе на своих точках, или сдают на реализацию. Литр молока идет за 50 – 70 рублей. Работы много, зато есть живые деньги. 

Коннозаводчик 

Баир Хосаевич - известный коневод. Его лошади бурятской породы часто завоевывают призы на скачках на длинные дистанции в 20 – 25 км. В прошлом году на Этигэловских играх в Иволгинском дацане его конь по кличке Арго взял первое место. В этом году снова призовое третье место. На скачках на освящении Согчен дугана в Цолге был вторым. Коллекцию медалей за многочисленные победы дополняет Кубок за первое место на скачках на открытии дворца Янгажинского дацана. 

Есть у него кони и других пород. Однажды Баир Намсараев снимался с ними во франко-российском фильме «Серко». Это было в 2005 году, а съёмки проходили на берегу Селенги за Оронгоем. По сюжету был угон лошадей. Коневоду пришлось дубль за дублем по команде: «Экшн!!!» гнать галопом табун и разворачивать его, поднимая облака пыли. 

В «Серко» снимался малоизвестный тогда Алексей Чадов, и теперь у Баира Хосаевича есть беспроигрышный трюк. В разговоре с мужиками он сообщает, что снимался в кино с самим Алексеем Чадовым! Деревенские не верят и поднимают его на смех! Тогда он невозмутимо говорит: «Спорим?» Заключает пари и достаёт копию статьи, где говорится о его участии в фильме! А ещё он есть в ютубе! В Хурамше, конечно, все уже знают об этом трюке, но всегда найдутся другие азартные спорщики... 

Кудрявые хрюшки 

Держит фермер и кур, но для себя, а не на рынок. Ещё одно увлечение фермера - это свиньи. Да не простые, а особой породы «венгерская мангалица». Держит их он на своей «фазенде», за деревней. Завидев нас, чушки захрюкали и залезли передними ногами на ограду. Их мощные туловища покрывала невероятно длинная и кучерявая шерсть! Бараны, да и только! Это помесь дикого кабана и домашней свиньи, поэтому может спокойно зимовать на открытом воздухе. И как положено свиньям, ест всё подряд. Идеальный вариант для Забайкалья! 

В данный момент хрюшки со зверским аппетитом (а каким же ещё?) уплетали капусту, в это время года овощей в Хурамше – завались! А мясо у них, говорит, Баир Хосаевич, очень вкусное! Не знаю, не знаю. Не пробовал… Мы тут в городе в основном на николаевской да заиграевской свинине выживаем. 

Огородник 

Поведал фермер и о садово-огородных делах. Хурамша, как «родина огурцов», давно потеряла былое значение. Для этого достаточно прийти на Центральный колхозный рынок рано поутру в августе и начале сентября. В это время подъезжают оптовики. В основном, корейцы, узбеки и таджики. Они арендуют земли в той же Хурамше, Кокорино и Оронгое и заинтересованы в быстром урожае. Поэтому они пичкают поля удобрениями. Бурят среди оптовиков нет, а вот русские из Калёново, Вахмистрово и Кокорино есть. Нынче лето выдалось холодным, дождливым, из-за этого многие овощеводы не смогли получить хороший урожай и оправдать свои затраты. Те же арбузы не смогли вовремя созреть. 

А вот выращиванием ранних огурцов в Хурамше, говорит Баир Хосаевич, перестали заниматься изза китайского импорта. Не выдержали конкуренцию. Бывшие теплицы пустили на дрова, а сами переключились на лесозаготовки и навоз. А ведь было время, когда уже зимой выращивали рассаду. В марте высаживали её в теплицы, а в начале мая получали первый урожай. «Сегодня город объелся нитратными овощами, - считает огородник. – Пандемия закрыла границы. Овощей не хватает. В магазинах капусту по 38 руб. за кг предлагают, а мы по 30 руб. продаём. Поэтому хурамшинцы снова заводят теплицы. У нас здесь микроклимат, тепло, своя вода, есть оросительная система. А овощи и без удобрений растут». 

Садовод и пчеловод 

Через его двор проложена канава с чистейшей водой, осенью ее перекрывают. Рядом с домом Баир Хосаевич разбил сад с плодово-ягодными деревьями и кустарниками и в скором времени начнёт получать урожай. Это - его страховка к старости. Нынче зимой он выходит на пенсию и надеется, что сад станет подспорьем в будущем. 

Опылением у него занимались собственные пчелы. Есть у него небольшая пасека. Но вот незадача, погибли они в прошлом году. Как раз перед закладкой на зиму в омшаник. Непростое это дело, пчеловодство. В будущем году он будет возрождать пасеку. Когда наступит весна, пригреет солнышко, и пчелы вылетят в первый очистительный полёт! Это самый радостный миг в жизни пчеловода! А мёд в Хурамше бывает всегда, вокруг сады и огороды, степь цветёт и рядом тайга - богатейшая кормовая база для пчёл! 

Костоправ 

Есть ещё одно дело у Баира Хосаевича, но далёкое от сельского хозяйства! Однажды он поднимал тяжести и сорвал спину – случилась позвоночная грыжа. Долго мучился и лечился, но зато у него открылся дар костоправа. Стал заниматься массажем, править головы, руки, ноги и спины. Сначала помогал близким и знакомым, а потом сарафанное радио сделало своё дело. Одна шаманка посоветовала ехать на учебу в Монголию, и он отучился во Всемонгольской академии костоправов. Имеет диплом врачевателя! А приём ведёт у себя дома, иногда выезжает даже в Иркутск и Якутск. Его монгольская наставница Янжилхан посоветовала ему оставить хозяйство и заняться только целительством. 

Однако, Баир Хосаевич пока не готов к такой резкой перемене судьбы. Всю жизнь он возится с живностью и огородом. Как это всё бросить? Что скажут жена, дочери, внучки и старший брат? В общем, пока он остаётся со своим большим хозяйством, скачками, пчёлами и арбузами. Пусть подрастают деревья в саду. Ещё будет у него время посидеть в покое под их кронами, смотреть на струи воды в канаве и слушать жужжание пчёл.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев