Блогууд

Ваше Благородие, поручик Махачкеев

Николай Махачкеев был неизвестным героем первой мировой войны и незаслуженно забытым героем борьбы за советскую власть. Его имя почти не встречается в советской историографии, между тем, он был одним из главных организаторов Красной Армии в Иркутской губернии и Забайкалье…

История мангад боо

Отец Михаил - один из выдающихся представителей рода Махачкеевых. В Алари его помнят как мангад боо - православного священника. По-бурятски его звали Оширмон, это производное от бурятского Очир.

Молор һайхан Монгол ороноор...

Монгол ба Росси гүрэнүүдэй хоорондо хоёр жэлэй удаа хилэ нээгдэжэ, аяншалагшад иишэ тиишээ ехэ олоор ябадаг болоод байна. Теэд зон Сүхэ-Баатар хүрэтэр автобусоор, тэндэһээ поездоор Улаан-Баатар хүрэтэр хүрэнэ. Үглөөнэй 6 саг 30 минутада Монголой ниислэл хотодо һэрюухэн байгаа. Теэд хүн зон олон, мэдээжэ юм ааб даа, булта эгээн ехэ һайндэр – Наадамдаа ошохоёо сүлөөгүйнүүд.

Ниигэм 26 jul

«Вэшники» из «двадцатки»

О чудесных школьных годах, которые никогда, никогда не повторяются

О том, как учились во времена БурАССР в школе №20 Пригородного района (ныне Октябрьского) посёлка Зауда. Широкая картина жизни «двадцатки» дана в альманахе «Не только «Вэшники», или сорок лет спустя» (Улан-Удэ, 2015). Выпуск был приурочен к окончанию школы «вэшниками» 1965-1975 годов обучения.

«Прогресс», «Эрдэм», «Дружба»...

Как мы ходили в улан-удэнские кинотеатры во времена БурАССР

Поход в кинотеатр имел тогда другой смысл – это было событие! В кино ходили семьями, классами, группами, цехами, сменами, общагами и, конечно, на романтические свидания. С девушками садились на последнем ряду, чтобы целоваться. К окошкам кассы стояли очереди, а на новые кассовые фильмы уже издалека спрашивали лишние билеты. Но это на вечерние сеансы.

Враг №1 Улан-Удэ

О том, почему Улан-Удэ не будет переименован в «Янданэ»

Вновь отгремел очередной День города, когда горожане радовались пришедшему лету, тому, что родной город цветёт и хорошеет. Как не любить Улан-Удэ, раскинувшийся на берегах Уды и Селенги? Однако, не всё так просто. У австрийского писателя Густава Майринка есть рассказ про человека, которого упорно не признавал родной город, и  он, в отместку, изощрённо отомстил ему.

Судьба воровская

Как пересекались пути бурятского криминального авторитета и Андрея Модогоева.

Про преступников трудно писать. Сами они по понятным причинам не любят рассказывать о себе. Но они есть и живут в параллельном мире по своим «понятиям». Мы не вправе романтизировать их, но криминалитет так или иначе соприкасается с обществом, став неотъемлемой частью литературы, музыки и кино.

Богемная жизнь

О том, как творила, выпивала и обретала свободу художественная тусовка в запойные, застойные 70-е и свободные 80-е годы.
В нашем городе как столице БурАССР  была насыщенная культурная жизнь. Пять театров и музеи, премьеры, презентации и вернисажи - артисты, писатели, художники, фотографы,  музыканты и журналисты! Бурная закулисная жизнь одних, заполненная соперничеством и интригами. Одиночество за мольбертами, письменными столами и буйные фантазии других.

Шик! Блеск! Красота!

Советская красота
Экскурс в прошлое индустрии красоты в столице БурАССР
В любые времена женщины и мужчины стремились быть привлекательными,  не была исключением и эпоха СССР. Хотя советские люди пережили очень сложные и тяжёлые периоды, когда им было не до красоты – приходилось варить лебеду и крапиву, чтобы не умереть с голоду. Но трудные времена проходили, и в городе снова звучала бравурная музыка, улан-удэнцы делали причёски, шили платья и костюмы.

Как мы отдыхали

Особенности отдыха улан-удэнцев в эпоху развитого социализма

Условия для культурного и недорогого отдыха у рабочего класса были. Практически каждый завод или фабрика имели собственные клубы, библиотеки, дома отдыха на природе. Передовики награждались путёвками на курорты по стране и за рубежом – в страны социалистического лагеря. В Карловы Вары в Чехословакии, на озеро Балатон в Венгрии и Золотые пески в Болгарии. А летом ездили на Байкал и Саяны.

Как срывали шапки

Особенности криминальной охоты на головные уборы
В Улан-Удэ практиковался такой специфически советский вид преступлений как срывание меховых шапок. Шить богатые шапки было из чего – Сибирь всегда славилась «мягкой рухлядью». А бренд баргузинского соболя и вовсе был мировым. Но соболя было мало, и он был слишком дорог.
Престижными были  каракулевые, норковые,  песцовые, ондатровые, пыжиковые шапки и из меха рыжей и чернобурой лисиц. Легендарные каракуль и пыжик (шкура олененка) носила партийная элита. Шили из хонорика - гибрида хорька и европейской норки. Высоко ценилась ондатра. Вообще, в СССР царил культ шапок. Женщины не снимали их даже в театре и фотографировались в них.

Дворцы и хижины БурАССР

Центральная городская библиотека им. Калашникова собрала около ста топонимов нашего города. Среди них – Нахаловка и Дворянское гнездо. Эти названия появились в народе, и они точно отражают контрасты и реалии жизни тех лет. Мы предлагаем свою, расширенную версию их толкования.

«Он попал в вытрезвитель!»

В республике вновь заработал медвытрезвитель, и он не пустует, какова же предыстория этого специфического учреждения?
В Улан-Удэ было несколько вытрезвителей, а всего по Бурятии - восемь. Советский - около автовокзала, Октябрьский - на Ключевской, Железнодорожный - на площади Славы, на железнодорожном вокзале в здании ЛОВД, и в посёлке Загорск.

Племенная служба не дремлет

Об особенностях племенной работы в животноводстве Бурятии

В рамках цикла «Галерея фермеров» совместно с ИМЦ Минсельхоза Бурятии мы освещаем положение с развитием племенного скотоводства. Сегодня животноводы успешно занимаются разведением высокопродуктивных пород КРС, лошадей, яков и овец. Однако, есть и проблемные вопросы, на которые ответит Далай Галсанов, руководитель «Государственной племенной службы Республики Бурятия».

Человек от сохи

Путь фермера от личного подворья до крупного хозяйства.
Григорий Мясников - человек от сохи! Он сам, его отец и дед все занимались животноводством и хле бопашеством. И дед, и отец родились в Куйтуне, работали в деревне. Поэтому для Григория Михайловича вопрос: «Кем быть?», не стоял. По направлению от родного колхоза «Искра» поступил в Бурятский сельскохозяйственный институт, учиться на ветеринара. Стипендию получал от хозяйства и, получив высшее аграрное образование, вернулся в родную деревню. Сначала он работал заместителем главного ветврача «Искры», а через полтора года сам стал главным ветврачом. В это же время он женился на местной девушке из Надеино, родились сын и дочь. А теперь есть и внуки. Сын Виктор пошёл по следам отца и также закончил БГСХА, сначала экономфак, а затем и агрономический. Сейчас учится в аспирантуре. Дочь тоже при деле, занимается бухгалтерией хозяйства.

Үшөө харуулха