Ямар бэ даа шалтагаанаар үнинэй уулзаагүй, бэе бэеэ һайн мэдэхэ дүтын түрэлнүүд мэтэ таранабди. Нэгэ ёһо заншалтай, нэгэ шуһатай, хэлэтэй зон гээшэбди. Һүтэй шара сайгаа үлеэн байжа ууха зуураа амаа хааха забгүй хөөрэлдэжэ мэдэнэбди. Ямар угай үри һадаһад байһанаа зугаалнабди. Хальбан угтай зон байба гээшэбди. «Хори буряадууд», - гэнэб. Тэдэ зомни бэе бэеэ шарайшалан хараад үлэнэ. Монголой буряадуудта энээн тухай хөөрэһэнэй хэрэггүйл даа гэжэ нэгэ заб үнгэрхэдэнь ойлгоодхибоб. Эдэмнай бултадаа Агын талаһаа гараһан хори буряад угсаатан ха юм даа.
Энэ наһандаа ажалайнгаа хэрэгээр хэһэн хөөрэлдөөнүүд яһала олон, янза бүриин байха. Газар дээрэ, агаарта, үндэр тушаалтай ноёд түшэмэлнүүдэй таһагта, элшэн сайднуудаар болон орохо гэргүй, ажабайдалай «оёорто» унаһан зонтой ушаржа хөөрэлдэхэ саг тушаалдаа. Харин эмээл мориндо мордожо, анха түрүүшынхиеэ хүнэй ажабайдал тухай асууха арга олдобо. Буряадай ажамидарал, ажабайдал тухай зосооһоонь мэдэхэ хүнтэй онсо хөөрэлдөөн болоо. Үнэн дээрэ энэ хүнэй ажабайдал нүүдэлшэнэй заншалһаа хайшаашье таһараагүй, тэрэл хэбээрээ үнгэрнэ. Буряадууд гээшэмнай тэрэл монголшууд болоно ха юм даа. Хойто захада байрлаһан монголшууд – талын нүүдэлшэд, табан хушуу малаа үсхэгшэд. Эгээл энэ аргаар мянгаад жэлэй туршада ажамидарһан нүүдэлшэд. Танилсажа хөөрэлдэһэн Пүрбэ энээнһээ ондоо ажабайдал мэдэхэгүй даа.
Норжима Цыбиковагай Монгол ороной зүүн урда нютагаар аяншалгын дүнгөөр бэлдэгдэһэн зураглалнууд. (Үргэлжэлэл. Эхиниинь урдахи дугаарта)
«Буряад үнэн» Хэблэлэй байшанай шэнжэлхы удхатай аяншалга.
История семьи, отразившая в себе катаклизмы ХХ века в России и Монголии (По книге «Восточная звезда» Очир Гэрэл с комментариями А.Махачкеева).
История семьи, отразившая в себе катаклизмы ХХ-го века в России и Монголии
Субад эрдэнитэй сасуулмаар арадай дуунуудые дуулажа, гүрэн дотор, хари гүрэнүүдээр суутай болоhон Буряадай арадай артист, Буряад Уласай соёлой габьяата хүдэлмэрилэгшэ, багшын ажалай ветеран Ешин-Хорло Будуевна Гомбоин алтан дэлхэйтэеэ хахасаба.
Пчеловод-экспортёр кормит нас целебным мёдом и находит в этом своё подлинное счастье
Монгол ба Росси гүрэнүүдэй хоорондо хоёр жэлэй удаа хилэ нээгдэжэ, аяншалагшад иишэ тиишээ ехэ олоор ябадаг болоод байна. Теэд зон Сүхэ-Баатар хүрэтэр автобусоор, тэндэһээ поездоор Улаан-Баатар хүрэтэр хүрэнэ. Үглөөнэй 6 саг 30 минутада Монголой ниислэл хотодо һэрюухэн байгаа. Теэд хүн зон олон, мэдээжэ юм ааб даа, булта эгээн ехэ һайндэр – Наадамдаа ошохоёо сүлөөгүйнүүд.
О постсоветской бурятской литературе с литературоведом Александром Исаковым
О постсоветской бурятской литературе с Александром Исаковым
О чудесных школьных годах, которые никогда, никогда не повторяются
О том, как учились во времена БурАССР в школе №20 Пригородного района (ныне Октябрьского) посёлка Зауда. Широкая картина жизни «двадцатки» дана в альманахе «Не только «Вэшники», или сорок лет спустя» (Улан-Удэ, 2015). Выпуск был приурочен к окончанию школы «вэшниками» 1965-1975 годов обучения.
Как мы ходили в улан-удэнские кинотеатры во времена БурАССР
Поход в кинотеатр имел тогда другой смысл – это было событие! В кино ходили семьями, классами, группами, цехами, сменами, общагами и, конечно, на романтические свидания. С девушками садились на последнем ряду, чтобы целоваться. К окошкам кассы стояли очереди, а на новые кассовые фильмы уже издалека спрашивали лишние билеты. Но это на вечерние сеансы.
У кого есть дача, у того есть лето – история дачного движения Улан-Удэ
Советская красота
Экскурс в прошлое индустрии красоты в столице БурАССР
В любые времена женщины и мужчины стремились быть привлекательными, не была исключением и эпоха СССР. Хотя советские люди пережили очень сложные и тяжёлые периоды, когда им было не до красоты – приходилось варить лебеду и крапиву, чтобы не умереть с голоду. Но трудные времена проходили, и в городе снова звучала бравурная музыка, улан-удэнцы делали причёски, шили платья и костюмы.
Особенности отдыха улан-удэнцев в эпоху развитого социализма
Условия для культурного и недорогого отдыха у рабочего класса были. Практически каждый завод или фабрика имели собственные клубы, библиотеки, дома отдыха на природе. Передовики награждались путёвками на курорты по стране и за рубежом – в страны социалистического лагеря. В Карловы Вары в Чехословакии, на озеро Балатон в Венгрии и Золотые пески в Болгарии. А летом ездили на Байкал и Саяны.
Особенности криминальной охоты на головные уборы
В Улан-Удэ практиковался такой специфически советский вид преступлений как срывание меховых шапок. Шить богатые шапки было из чего – Сибирь всегда славилась «мягкой рухлядью». А бренд баргузинского соболя и вовсе был мировым. Но соболя было мало, и он был слишком дорог.
Престижными были каракулевые, норковые, песцовые, ондатровые, пыжиковые шапки и из меха рыжей и чернобурой лисиц. Легендарные каракуль и пыжик (шкура олененка) носила партийная элита. Шили из хонорика - гибрида хорька и европейской норки. Высоко ценилась ондатра. Вообще, в СССР царил культ шапок. Женщины не снимали их даже в театре и фотографировались в них.
Сёла малые, но задачу они решают большую – государственную, сохраняют Сибирь
Центральная городская библиотека им. Калашникова собрала около ста топонимов нашего города. Среди них – Нахаловка и Дворянское гнездо. Эти названия появились в народе, и они точно отражают контрасты и реалии жизни тех лет. Мы предлагаем свою, расширенную версию их толкования.
В республике вновь заработал медвытрезвитель, и он не пустует, какова же предыстория этого специфического учреждения?
В Улан-Удэ было несколько вытрезвителей, а всего по Бурятии - восемь. Советский - около автовокзала, Октябрьский - на Ключевской, Железнодорожный - на площади Славы, на железнодорожном вокзале в здании ЛОВД, и в посёлке Загорск.