Блогууд 30 jun 2022 3222

«Прогресс», «Эрдэм», «Дружба»...

Как мы ходили в улан-удэнские кинотеатры во времена БурАССР

Поход в кинотеатр имел тогда другой смысл – это было событие! В кино ходили семьями, классами, группами, цехами, сменами, общагами и, конечно, на романтические свидания. С девушками садились на последнем ряду, чтобы целоваться. К окошкам кассы стояли очереди, а на новые кассовые фильмы уже издалека спрашивали лишние билеты. Но это на вечерние сеансы.

© фото: из архива Михаила Харитонова

В будни  залы до обеда пустовали, и на эти сеансы ходили пенсионеры и прогульщики с уроков и пар. Во времена Андропова в кинотеатрах проводили массовые облавы и прогульщиков вносили в списки, которые передавали по месту работы или учебы, а могли и прямиком отправить работать  на овощебазу. В фойе кинотеатров стояли игровые автоматы, по стенам развешаны портреты популярных артистов, в буфете продавали пирожные, газировки и мороженое. А чего стоили киноафиши, нарисованные штатными художниками?!

В Улан-Удэ были кинотеатры «Прогресс», «Эрдэм», «Дружба», «Октябрь», «Восток» на Шишковке и «Родина» в Загорске.  Все они канули в лету. Подведена черта под их не долгой, но великой историей… Показывали кино и в Домах культуры в микрорайонах ПВЗ, Батарейка, Стеклозавод, Мясокомбинат, Бурвод и т.д. Однако в ДК были только вечерние сеансы.

«Прогресс»

Центральным был легендарный «Прогресс». Он открылся 12 октября 1935 года фильмом «Песня о счастье». Тогда он был деревянным, с большим и малым залами. В годы войны в нём показывали агитационные фильмы и сводки с фронта. А после войны появились иностранные трофеи: «Большой интерес вызвали трофейные фильмы – «Девушка моей мечты», «Индийская гробница» и др. На фильме «Тётка Чарлея» люди смеялись так, что после сеанса по полу текли струи мочи. Никогда больше не видел такого» (Бараев, Байкал. 2011-2, с.109).  

Позже, в 1963 году, новое здание кинотеатра стало первым в городе, построенным из стекла и бетона, а два зала стали называться красным и зелёным – по цвету кресел. В неофициальной истории Улан-Удэ «Прогресс» был больше, чем только кинотеатр, и занимал то же место в массовом сознании молодёжи многих поколений, что и Горсад.

Это было место встреч, знакомств,  свиданий, светлых чувств и впечатлений, остающихся в памяти на всю жизнь: «Решили сфотографироваться в «Прогрессе» всем классом с Антониной Леонтьевной, директором, другими учителями. А то затянем и разъедемся по всему Союзу» (Бараев, Байкал. 2011-2, с.112).

И далее: «Выйдя к «Прогрессу», увидел впереди Эллу и Ниагару, которые спускались по правой стороне, взявшись за руки. Высокие, стройные, в светлых платьях, они время от времени прыгали по ступенькам тротуара. И делали это легко, грациозно, со смехом и визгом. Они походили на лебедушек, которые перекликаясь, вот-вот с клёкотом взмоют в небо. Залюбовавшись ими, не стал догонять их. Город был залит солнцем и свежей зеленью. А в конце улицы белел собор Одигитрии-путеводительницы» (Там же, с.122). 

Ну  а к девушкам,  как мухи на мёд, устремлялись парни. К тому же «Прогресс» был местом сбора «Гортопа», молодежной группировки 70-х, сформированной не по территориальному признаку.

 

Кино по понедельникам

 

В  фойе «Прогресса» была  небольшая сцена, где перед вечерним сеансом играл вокально-инструментальный ансамбль.  Был ещё лекторий, в рамках которого показывали шедевры мирового кино. Перед сеансом  девушка искусствовед с института культуры рассказывала о фильме. На таком кинопонедельнике, а спецпоказы были по вечерам в эти дни недели, я впервые посмотрел «Однажды в Америке» Серджио Леоне, «Репетицию оркестра» Феллини, «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Андрей Рублёв» Тарковского, «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана и ряд других, в массе своей не выходивших в широкий прокат  фильмов. С тех пор «Однажды в Америке», как и «Старший сын» Виталия Мельникова по Вампилову, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова остаются моими любимыми фильмами.

 Впрочем, не на всех из них можно было досидеть до конца сеанса. На «Ностальгии» того же Тарковского я отчаянно боролся со сном, но безуспешно, спотыкаясь, пошёл на выход в уже почти пустом зале! В памяти остались лишь бесконечные (9 минут экранного времени!) проходы героя Олега Янковского с зажжённой свечой по пустому бассейну. Не каждый, даже самый искушённый ценитель киноискусства был способен вынести эту пытку. 

Однако, в Улан-Удэ, благодаря тем же кинопонедельникам, сформировался свой круг любителей интеллектуального кино: «Сходил на американский фильм «Ураган», это первый фильм, который я посмотрел после Питера. Неплохо. Пропустил несколько хороших кинокартин: времени не хватает, разъезды, да и всякие личные нелишние дела» (Дугаров, Байкал. 2010-3, с.130).

 

Важнейшее из искусств

Но, главное, тогда оставалась актуальной фраза Ленина, что из всех искусств, для нас важнейшим является кино, и она была руководством к действию. Особенно в довоенное и послевоенное время: «Идём на коллективный просмотр кинофильма «Падение Берлина». В два часа дня. Его организовали для 1-й и 2-й школ. Говорят, фильм замечательный, но я смотрю на всё своими глазами, моё мнение не всегда совпадает с мнением ребят.

Кинотеатр «Прогресс» самый большой в городе, зал в три раза больше, чем в «Эрдэме». Здесь мы смотрели лучшие фильмы тех лет. Просмотр «Молодой гвардии» стал событием. Перед началом фильма по рядам ходили записки: «Будем достойны героев Краснодона!» и т.д. Тут же мы смотрели «Кубанские казаки». Фильм очень понравился» (Бараев, Байкал. 2011-2, с.109).

После коллективного просмотра фильмы обсуждали, разбирали образы героев,  сценарии и режиссуру, старшеклассники писали сочинения, и это давало плоды. После «Молодой гвардии» юный Владимир Бараев писал в дневнике: «Помню войну по сводкам радио, газетам, по голоду, сбору подарков советским бойцам, по работе в тимуровском отряде (участники Носкин, Чижов, Левинцев и я). Был бы я постарше, сражался бы не хуже других и, если понадобилось, отдал бы свою  жизнь, как молодогвардейцы, Космодемьянская, Матросов» (Там же).

«Эрдэм», «Дружба», «Октябрь»

 Старейшим кинотеатром Улан-Удэ являлся «Эрдэм», здание которого в 1870 году построили купцы Борисовы. В 1908 году в нём открылся электротеатр «Иллюзион». После революции, в 1918 году, его переименовали в «Золотой рог». А после открытия «Прогресса» он стал детским, в нём показывали фильмы для юного зрителя и мультфильмы – мультипликационный журнал «Весёлая карусель», «Ну, погоди!» и даже японскую мультипликацию. А вот продукцию компании Уолта Диснея тогда не жаловали. 
Два других старейших кинотеатра города - это «Октябрь», открывшийся в 1954 году, и широкоформатный «Дружба», действовавший с 1971-го. «А когда построили кинотеатр «Дружба», ходили всем классом в кино» (Не только «вэшники или 40 лет спустя», с.161). Перед «Дружбой» стоял памятник «БАМ. Дорога дружбы» - скульптурная группа изображала троих молодых людей и девушку, бодро шагающих по железной дороге. В народе этот памятник прозвали «Без пяти одиннадцать». Бамовцы шагали как бы в сторону гастронома (через дорогу), а в нём был винно-водочный отдел, начинавший торговать спиртным с 11 утра.

«Дружба» был единственным кинотеатром с широким форматом и большим кинозалом, амфитеатр которого круто уходил вверх. Широкий экран придавал особую зрелищность и из кинопремьер того времени запомнились: «Табор уходит в небо», «Золото Маккенны», «Розыгрыш» и т.д. Песню из «Розыгрыша» - вальс «Когда уйдём со школьного двора» играли потом на всех школьных, и особенно на выпускных вечерах.

- В «Октябрь» мы сбегали с уроков, - вспоминал фотограф Дмитрий Алтаев. – Однажды сбежали всем классом на «Генералы песчаных карьеров». В момент, когда показывали обнажённую женскую грудь, наши девочки закрыли глаза от стыда! А мы, мальчишки, смотрели, разинув рты! Потом всем нам, конечно, влетело…

Теперь  на месте «Дружбы» стоит Русский драматический театр, а на месте «Октября» строится высотка.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: из архива Михаила Харитонова