Блогууд 1 mar 2023 3327

Ошировы. Семейные хроники. Продолжение

История семьи, отразившая в себе катаклизмы ХХ века в России и Монголии (По книге «Восточная звезда» Очир Гэрэл с комментариями А.Махачкеева).

© фото: Александр Махачкеев

Александр Оширов и Мария Сахъянова

Александр Иванович Оширов - один из сыновей Ивана Анатольевича и Агафьи Владимировны, прожил короткую, но яркую и насыщенную жизнь. Учащийся 7 класса Иркутского промышленного училища, в конце 1917 из-за конфликта с преподавателями оставил учёбу, но весной 1918 сдал экстерном выпускной экзамен. Учился в Томском технологическом институте, студент КУТВ (на 1930). Весной 1919 был призван в армию Колчака и этот факт сыграет свою роль в его дальнейшей судьбе (Письмо из Центральной Контрольной Комиссии РКП (б) с грифом «Совершенно секретно» за факсимильной подписью Е.Ярославского о том, что «В ЦКК имеется обвинительный материал против Вас (А.И.Оширова) в отношении белогвардейского прошлого (при Колчаке). 1925 г.).

С декабря 1919 года он член ВКП(б). С 1920 г.,  председатель Курумчинского хошунного исполкома,  пред. Селенгинского аймачного исполкома, пред. Эхирит-Булагатского аймачного исполкома, зав. земельным отделом Монголо-Бурятской АО РСФСР (1923), зам. НКВД Бурят-Монгольской АССР (08?1923-10.1923); нарком земледелия БМАССР, член КК Бурят-Монгольского обкома ВКП(б), заместитель председателя Бурятского ученого комитета. Решением бюро Буробкома от 18.12.1928 г. подвергнут критике за статью «К вопросу о классовых и национальных моментах в партийном и советском строительстве», снят с должности и откомандирован  в распоряжение ЦК ВКП(б). Затем сотрудник разведки в Китае, но официально  он работал в полпредстве СССР.

Во имя «Бури над Азией»

Александр Оширов был членом Коминтерна. Эта международная организация объединяла коммунистические партии различных стран в 1919—1943 годах. Как говорил Владимир Ленин: «Союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах». В основе её деятельности лежала идея Льва Троцкого о «перманентной», «мировой революции», а значит предполагала подпольную работу  в «наиболее слабых звеньях» в тогдашней цепи капитализма.

Одним из перспективных направлений был Китай, который в очередной раз переживал эпоху нестабильности после того, как в 1912 был объявлен эдикт об отречении малолетнего императора Пу И. Из-за политической раздробленности, борьбы группировок и экономической отсталости страны, её будущее было под вопросом. И этим не замедлил воспользоваться Коминтерн. В качестве проводников своих идей он активно использовал бурятских большевиков. Однако, в деле создания Народно-Освободительной  Армии Китая (НОАК), вероятно, участвовала военная разведка  Красной Армии, привлекавшая военспецов.

Одним из них был Николай Махачкеев, поручик и кавалер трёх георгиевских крестов за участие в первой мировой войне и активный участник Гражданской войны в Сибири.  А с 1921 года по 1928 гг. он находился в секретных командировках в Китае, в качестве военного советника при организации Народно-Освободительной  Армии Китая (НОАК). В материалах о миссии военных советников СССР Н. Махачкеев упоминается с группой некоего Зимина. Вернувшись из Китая в 1927 г., он работал в китайских лагерях под  Москвой.

Другим агентом из бурят была большевичка Мария Сахъянова. В Китай она была направленна в сентябре 1920 года, с фальшивым паспортом на имя Марии Александровны Трубачеевой. В Пекине и Шанхае Сахьянова (клички «Бурятка», «Маруся») влилась в состав нелегальной группы Григория Войтинского (советский политический деятель, учёный китаевед, первый представитель Коминтерна в Китае). Официально она пребывала в качестве «жены» другого посланца Коминтерна Ивана Мамаева, но, на самом деле,  была причастна к созданию компартии Китая.

Александр Оширов также работал  разведке Коминтерна (Удостоверение А.И.Оширова о том, что он является референтом Восточного отдела Коминтерна. 1925 г.). Которая, как считает историк и журналист Сергей Басаев стала новым явлением в мировой практике шпионажа, традиционно опирающегося на «платных» агентов. «Структуры Коминтерна же, этой глобальной большевистской паутины, окутавшей собой весь мир, в начале своей деятельности состояли из агентов-фанатиков, отличавшихся неподдельной преданностью и работавших «за идею». Такой была и жена Оширова - Мария Сахьянова. Однако, и цели у Коминтерна отличались от целей классических шпионов (сбор  секретной информации).  Чем же Оширов занимался в Китае?

Совершенно секретно

В 1994 г. вышла статья американского историка Кристофера Атвуда на английском языке в сборнике Opuscula Atlantica, Studies on East Asia, volume 19, Cristofer Atwood «A.I.Oshirov (1901 – 1931) A Buriat Agent in Inner Mongolia» (А.И.Оширов - бурятский агент во Внутренней Монголии).

А в книге «Восточная звезда» приведена статья «Очирын Намсрайжав – несбывшееся счастье Льва Гумилёва», где написано об архиве А.И. Оширова: «Судьба же Александра Ивановича Оширова, брата Намсрайжав, на мой взгляд, требует отдельной книги. Его архив был недавно выставлен на аукцион Домом антикварной книги в Никитском…»  В ней  приведён перечень документов под грифом «Совершенно секретно» о разведывательной работе Оширова в Китае:

- Документ с грифом «Секретно» об освобождении т. Оширова от исполнения обязанностей представителя ИККИ (Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала) во Внутренней Монголии (по болезни) с откомандированием его в распоряжение ЦК ВКП (б).1927 г.;

- Документ с грифом «Совершенно секретно» касательно организационного плана и ориентировочных денежных расчетов по разведывательной  операции на территории Внутренней Монголии. Подписан А.И.Ошировым. 2 л.1931 г.;

- Донесение ЦК НРП Внутренней Монголии от А.И.Оширова с грифом «Совершенно секретно» касательно положения дел в Китае. Б.г.;

- Две тетради записей А.И.Оширова касательно положения дел в Китае. 1926 г.;

- Заграничный паспорт на имя А.И.Оширова с многочисленными визами. 1925 г.

В перечне есть ещё ряд других важных документов. Их содержание, как и вышеперечисленных, неизвестно нам. Но, в тот период часть Внутренней Монголии входила в состав Маньчжоу-Го (под контролем милитаристской Японии), а другая часть была независима от Китайской республики. Это была зона фронтира, анархии и рая для авантюристов и шпионов всех мастей. И судя по перечисленным документам Александр Оширов занимался там не столько партстроительством, а сколько классическим шпионажем. Не случайно он близко общался с видными партийными, государственными и военными деятелями СССР и других стран.  Его сестра Инна Ивановна Оширова вспоминает в книге «Восточная звезда»: «Также к нам приезжал командарм Блюхер с Дальнего Востока» (с.50). «Часто заходил к нам Григорий Наумович Войтинский…» (Там же). «Брат мой, Александр, работал в Коминтерне, недалеко от Манежа, и я знала многих коммунистов, таких как японский коммунист Сэн Катаяма, также Ван Мина и других коммунистов Китая» (с.53).

 В 1931 году он был убит в Китае. Ему было всего 30 лет. Одна из версий, что это дело рук японской разведки. Назревал конфликт на Халхин-Голе…

Супруги революционеры

В бурятской исторической литературе факт замужества Сахъяновой за Александром Ошировым  малоизвестен. Хотя в её биографии в Википедии он указан в качестве супруга. К тому же Мария Сахьянова сохранила одно из писем актера Валерия Инкижинова. В октябре 2019 года это письмо продюсеру фильма «Потомок Чингисхана» Александру Ивановичу Оширову вернулось в Улан-Удэ и попало в руки галерейщика Льва Бардамова.

Как это письмо оказалось у Марии Сахъяновой? Конечно, архив мужа остался у неё после его трагической смерти. Оширов постоянно находился в разъездах, поскольку одновременно занимался самыми разнообразными вещами. Был в том числе фотографом, продюсером к/фильма «Потомок Чингисхана» и публицистикой, автором ряда статей по национальному вопросу в СССР.

Он сыграл большую роль в судьбе сестренки Инны (Очирын Ина-Намсрайжав), которая и оставила в своей книге «Восточная звезда» убедительные свидетельства его брака с Марией Сахъяновой. Инна Ивановна вспоминает о ней: «…была целеустремлённым и холодным человеком с твёрдыми революционными принципами. И мама писала, что она была очень одинока и несчастлива после смерти брата. Мама больше никогда не виделась с женой брата, встречалась лишь с Ларисой Сахъяновой, первой профессиональной бурятской балериной, народной артисткой СССР во время её гастролей в Монголии. Родителей Ларисы, кажется, арестовали, и она воспитывалась в семье тёти М.М.Сахъяновой и маминого брата Александра» (с.20)….

«В коммунистической партии большевиков шла полемика, готовились к чистке партии 1929 г., и жена моего брата Сахъянова Мария Михайловна посылала меня с какими-то документами к видным марксистам…(с.54).

Продолжение следует

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев