Служба быта
Индустрия красоты, а тогда это сфера бытового обслуживания, развивалась. Даже был установлен День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. В современной России его отмечают в третье воскресенье марта. А число работников службы быта в БурАССР достигало 27 тысяч человек. Ещё до войны в городе были прачечные как отдельные, так и при банях. Постельное белье было принято отдавать туда на стирку и получать уже чистое и накрахмаленное. Парикмахерские и фотосалоны названий не имели до 60-х, когда появились «Сибирячка», «Незабудка» и т.д. В каждом посёлке и районах города были свои Дома быта. Центральный Дом быта на Ербанова открылся в 1975 году, и он стал украшением города.
Естественная красота
В целом, в отсутствие широкого выбора косметики и парфюмерии, в то время ценилась естественная красота. Вот что говорит старейшая коренная 96-летняя улан-удэнка Мария Александровна Болембах (1925 г.р.): «Мы не красились, не мазались, у нас своя красота была. Что было, то и было! Волос, у нас евреев, красивый, кудрявый! Причёску не делала, свои косы были. Я главбухом была, у меня никто не красился. Маникюр иногда делали. Губы изредка мазали. Я и дочерям не разрешала, строго держала. Это сейчас кругом химия!»
О мужчинах
На улице Ленина (напротив ТЦ «Большой») в 40-50-е годы была парикмахерская, где работали три брата еврея. Обслуживали они и мужчин, и женщин. Там же была и часовая мастерская. В эту парикмахерскую ходил с отцом 72-летний Сергей Васильевич Захаров (1947 г.р.): «Мальчиков стригли «под польку» и с чёлкой. В 50-х стали делать полубокс (когда волос на макушке остаётся) и бокс. А в 60-х стали делать «под канадку», почти как нынешняя «молодёжная».
Мужчин тогда брили в парикмахерских. Брили опасной бритвой (с открытым лезвием), а точили (правили) её об специальный кожаный ремень. Затем появились безопасные бритвы (станки). В отличие от электрических и механических бритв они оставляют идеальную гладкость. После бритья кожа отлично дышит, и это великолепные ощущения! А ещё парикмахер обдавал одеколоном: «Каким желаете?» На выбор были обычно «Шипр», «Русский лес», «Сирень» и флакон с грушей - распылителем».
Фотограф Светлана Целовальникова о 70 – 80-х
«Под нашей фотографией в «Сибирячке» была парикмахерская, и многие приходили сразу после парикмахерской фотографироваться. В основном женщины делали химзавивку. С ней было удобно, прическа держалась долго, и можно было в домашних условиях мудрить разные причёски. На короткие стрижки обязателен был начес, что портило волосы.
Платья себе шила сама, подружкам тоже, тёти мои ходили на работу в сшитых мною юбках и платьях. Модели срисовывали с главных героев из фильма, журналов «Крестьянка», «Работница». Если кому-то удавалось достать журнал «Бурда» - это было праздником для моих подруг!
Потом научились шить мои девочки и забраковали мой пошив, оказывается, я делала все не так. Дочь Мила (модельер Мила Шарапова) вообще сказала, что так не шьют, нельзя так шить, лучше не берись за шитье, с тех пор я даже иголку не держала в руках!»
Визажист Светлана Казарикина о 80-х
«Сейчас, когда выбор декоративной косметики огромен, я хочу рассказать, как красились мы 40 лет назад, сколько фантазии проявляли! Очень хотелось иметь тени для век. Но их не было в продаже! И тени мы делали из обыкновенного школьного мела. Особенно ценился цветной мел: синий, зелёный, фиолетовый. Для укрепления использовали вазелин, так как мел быстро осыпался. Поверх смазанных вазелином век наносились «тени».
Наступала очередь туши. Ей вообще следует выделить отдельное почётное место. Итак, тушь! Стоила она 40 копеек, появлялась в продаже более-менее часто, но всё равно иметь её нужно было достаточно. И вот почему. Красить ресницы ею — поистине пытка инквизиторов! Современные девушки понятия не имеют, что такое «тушь в глаза попала». Резь, слёзы — ведь она делалась на основе сажи и мыла. Мученице дули в глаз, пытались выловить кусочек туши. В итоге — красные, как у кролика уже оба глаза!
В 80-е годы в моду вошли длинные, толстые, «кукольные» ресницы. Мы их называли «палки». Тушь не экономилась. На окраску уходило полтора-два часа. Результат считался достигнутым, если ресницы можно было сосчитать. На одном глазу 8, на другом — 10 ресниц...
Итак: красим ресницы мылом, загибаем пальцами. Наносим слой пудры. Красим тушью. Сушим. Слой пудры. Слой туши. Слой пудры. Слой туши... Пудра в сочетании с тушью даёт эффект объёма. Достигнув наибольшего объёма, «пушистого паука», останавливаемся. Драли мы ресницы безбожно! Так как ресницы были показателем модности.
В продаже появились цанговые карандаши. Глаза стало модно подкрашивать ими. Карандаши мочили и рисовали полоски. Кожа при высыхании стягивалась, но зато чёткость гарантировалась.
В моде - блеск для губ. Крутизной считался польский блеск фирмы «Мира-кулюм» (г. Поллена). Но так как достать его было проблемой, его заменяли тетрациклиновой мазью! Блеск был гарантирован, но запах больницы оставался. Польский же блеск источал аромат клубники с персиком, чем привлекал пчёл. Одна такая пчела, привлечённая ароматом, укусила меня в шею. Так что с блеском у меня связаны неприятные воспоминания...
Лак для ногтей производства «ВТО» в основном был блёклым, прозрачным. Облетал он с ногтей ровно через минуту. При цене 35-40 копеек на что он мог претендовать? Разнообразили его просто, выдувая в него красной и немного синей пасты из шариковых ручек. Пределом мечтаний был лак «Со1:ех» французский. Он был просто космический, не слазил неделю. Но и стоил 15 рублей.
Прорыв — появление совместной продукции фирмы «Жэмэ» и фабрики «Свобода». Крем-пудра! В моде лица-маски. И, соответственно, такие слои «Жэмэ» в народе нарекли «штукатурка». Модная девушка выглядела так: «химия» на голове (причёска «Нафаня»), пять слоев крем-пудры «Жэмэ», брови-ниточки, ресницы-палки, губы — черно-коричневая помада с блеском поверх. Духами пользоваться было не модно. Может оттого, что мамы все поголовно мазались «Красной Москвой»... Духниться считалось признаком старости у молодёжи. Современное понятие «туалетная вода» в то время вызвало бы взрыв смеха! Позднее появятся прибалтийские духи (совместно с Францией) «Диалог», «Тет-а-тет», «Реноме», «Елена»... А пока самые модные привозили из Москвы польские духи «Быть может» — жуткий дефицит! И нечто совсем запредельное — «Пани Валевска», но о них только рассказывали друг другу... У меня были болгарские духи «Сигнатюр», с голубым бантиком.
Дезодоранты были матершинные. Запах — гадость. Они плевались как бешенные при надавливании на всю полиэтиленовую бутылку. Это была прерогатива женщин постарше. Молодёжь их игнорировала.
Кто-то привёз тени из Москвы, отстояв в «Ванде» полдня. «Цветочки», «ромашки», круглые прозрачные баночки — мечта! Тени наносили пальцами. Об аппликаторе никто слыхом не слыхивал! Польскую помаду доставали из сумки, чтобы дать всем понюхать...
В моде серебристые тени — наступила эпоха диско! Что делать? Выход найден: сухая серебрянка в пластмассовых коробочках по 6 копеек! Её носили с собой на «скачки» (дискотеки). Лицо моды: брови — не акцент, губы светлые, но обведённые цанговым карандашом, тени — любые, но побольше, тушь в достатке, слой крем-пудры, румяна «ВТО» рассыпные, голова посыпалась серебрянкой и закреплялась лаком для волос «Прелесть», для придания дерзости во взгляде глаза обводили прямо внутри века.
Эх, весёлое было время…!»