Блогууд 24 feb 2022 2347

«Великие» малые сёла

Сёла малые, но задачу они решают большую – государственную, сохраняют Сибирь

© фото: из архива Баира Бальжирова

Баира Гвибаловича Бальжирова представлять не нужно. Его знает вся республика как медика, крупного политического и общественного деятеля. Все последние годы он активно занимается темой сохранения малых сёл и развитием фермерства. При этом Баир Гвибалович подводит глубокую теоретическую базу с позиций практика, ученого и государственника.

Его изыскания, опыт, рассказы о бурятских фермерах получили высокую оценку во всероссийском масштабе и не случайно вошли (в авторском изложении) отдельной главой в книгу «Фермерству в России быть» (2019) известного экономиста Владимира Башмачникова. А кроме того, органично представлены в документальном фильме оскароносного режиссёра Никиты Михалкова «Своя земля» (2014). После выхода фильма и книги прошло не так много времени, но время и дальнейший опыт развития фермерства подтверждают правоту идей Бальжирова…

 

- Баир Гвибалович, тема демографии крайне сложная, но о ней говорит Президент. Он оценивает демографическую ситуацию, как критическую. Как исправлять демографическую ситуацию в регионах России? Реалистична ли идея «сбережения народа» для Сибири и Дальнего Востока посредством сохранения малых сёл?

 

- Главная задача государства – стабилизация, а затем увеличение численности населения страны. Эту сложнейшую демографическую проблему можно решить только через возрождение российского села и сельского уклада жизни. Известно, что для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы около половины женщин имели трех и более детей. Городские семьи редко решаются на рождение более двух детей. В то же время почти 90 процентов семей, имеющих трех и более детей, живут в селах. Очень важно то, что именно в условиях малого села формируется сельский уклад жизни, который является естественной, а потому фундаментальной основой традиционной большой многодетной российской семьи. Именно село – хранилище народного духа, кладезь народных традиций. Дело абсолютно реальное, а выбора нет. Если Россия не сможет сохранить малые села, то у нее нет будущего, потому что городское население не обеспечивает даже простого воспроизводства. Еще раз повторю, по нашим данным подавляющее большинство семей, имеющих более двух детей, проживают в сельской местности.

 

- «Материнский капитал» и другие меры материального стимулирования рождаемости не решат проблему?

 

- «Монетарные» подходы не всесильны, хотя в российских условиях все денежные формы поддержки многодетности семей полезны. Изучение мирового и российского опыта показывает, что фундаментальной основой многодетности семей является уклад жизни. Предложение развивать, восстанавливать, взращивать крестьянскую систему ведения хозяйства найдет понимание у людей как в селе, так и в городе.

 

- Но причем всё-таки крестьянская система хозяйствования и демография?

 

- Село имеет свою собственную, только ей присущую миссию.  Именно село, деревня являются хранилищем народного духа, народной культуры, крестьянской, фермерской формы ведения домашнего хозяйства,  сельского уклада жизни.                 Крестьянская система хозяйствования, сельский уклад жизни являются естественной, а потому фундаментальной основой многодетности семей. В крестьянской, сельской семье трудовой процесс и воспитание гармонично соединяются, дети вырастают здоровыми и трудолюбивыми.

 

- Баир Гвибалович, за сохранение малых сёл боролись уже в 80-х годах, при СССР. Например, в Заиграевском районе поддерживали Арбижил, Добо-Енхор и ряд других мелких поселений.

 

- И тогда, и сегодня было понятно, что развитие пастбищного скотоводства – основа животноводства в Бурятии, невозможно без них. Советское село в основном обеспечивало страну основными продуктами питания. При этом плановая совхозно-колхозная система сельского хозяйства страдала низкой эффективностью, что вынуждало завозить пшеницу из-за границы. В село, в ее социальную инфраструктуру, вкладывались большие ресурсы, сельское хозяйство дотировалось. В результате село выглядело вполне благополучным. Об этом помнят люди старшего поколения. Но сегодня нет такой тотальной поддержки села со стороны государства.  Поэтому часть населения ищет счастья в городах, а другая активная часть переселяется  на заимки - хутора, гурты и фермы, где удобнее хозяйствовать. В результате образовалось более двух тысяч сверхмалых населенных пунктов, в которых работают и живут фермерские семьи. Эти простые люди, жители Бурятии имеют реальный опыт создания сверхмалых поселений, по существу, без специальной государственной поддержки, т.е. без дополнительных расходов бюджета.

 

- Однако  многие фермеры получили и продолжают получать грантовую поддержку от Минсельхоза республики.

 

- Безусловно. Государство не бросает их на произвол судьбы. Оказывает финансовую, консультационную и информационную помощь. Надо признать, что объемы поддержки явно недостаточны.

Они ведут свои хозяйства экономически выгодно. В этом проявляется многое: это традиции, навыки, знания, успешность. К тому же ныне действующие цены на продукцию, особенно животноводческую обеспечивают приемлемую рентабельность для фермерских хозяйств.

В результате фермерская семья имеет возможность самостоятельно решать свои проблемы, планировать развитие своего хозяйства. Поэтому многие фермерские семьи, выехавшие на хутора, живут в благоустроенных домах, можно сказать, коттеджах, где есть все жизненно важные системы, в т.ч. интернет. Они используют современные достижения техники, устройства автономной энергетики. Это явление носит, скажу, массовый характер. Это реальная инновация.

 

- Баир Гвибалович, сегодня Россия стала мировым лидером по производству и экспорту зерна, рапса и других сельскохозяйственных культур…

 

- В целом, конечно, агропромышленный комплекс встал на ноги. Дело в том, что в сельском хозяйстве некоторые виды деятельности легко поддаются механизации и автоматизации. Например,  растениеводство. Один тракторист-механизатор-оператор и не нужны работники. Это индустриальный тип производства, который абсолютно не влияет на состояние села. В этой сфере и процветают агроолигархи. Они получают почти 98 % того, что направляется на сельское хозяйство. При этом они используют импортные семена, животных, оборудование, технику, технологии, но сами при этом хотят кушать экологически чистые фермерские продукты.

 

- То есть крупные, вертикально интегрированные агрохолдинги, по-вашему, не способствуют «сбережению народа», стратегической цели России?

 

- Нет, по моему глубокому убеждению. Только люди – сибиряки являются главным ресурсом нашей республики. Их умение жить малым числом на большой территории можно и нужно считать фактором конкурентоспособности. Они показывают, что малые села, в том числе микропоселения могут быть эффективными и социально, и экономически, и геополитически. Развитию этого движения  содействовала республиканская программа «Развитие малых сел». Для того чтобы любить сибирское село, нужно там родиться, другим же это кажется чем-то убогим, отсталым, что не имеет никакого будущего в 21 веке. То, что делают наши фермеры – создают своими силами микро поселения, является трудовым подвигом. В других регионах этого нет. Наши фермеры благодаря пастбищному ведению хозяйства делают большое государственное дело. Гурты, заимки, хутора имеют геополитическое значение!

 

- Баир Гвибалович, выходит, они формируют оптимальную для Сибири систему расселения?

 

 - Конечно, а главное, они по своей воле работают для своего блага, блага своей семьи. Они - реальные хозяева своего дела, своей судьбы.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: из архива Баира Бальжирова