Экономика 14 ноя 2023 1155

Как в Забайкалье возрождают овцеводство?

Во времена СССР в степях Забайкалья паслось до четырех миллионов овец. А сегодня поголовье к 2030 году планируется довести до 690 тысяч. Но, достижима ли и эта достаточно скромная цифра?

© фото: Александр Махачкеев

С конца прошлого века отрасль покинули тысячи чабанов, зоотехников, ветеринаров, сакманщиков и стригалей, несколько десятков тысяч работников смежных отраслей. И покинули неспроста. Шкуры и шерсть овцы не востребованы, овчинные тулупы и валенки вышли из моды, а Читинский камвольно-суконный комбинат, Читинская овчинно-меховая фабрика, Читинский кожевенный комбинат, Сретенская сапоговаляльная фабрика закрыты.

Сегодня мы поговорим на эту тему с председателем Общественного Совета при Администрации Агинского округа Забайкальского края Баиром Галсановым (министр экономического развития ЗК (2008 – 2013), глава Министерства международно­го сотрудничества, внешнеэкономи­ческих связей и туризма ЗК (2013-2016). 

Баир Галсанович, какова сегодня ситуация с овцеводством в Забайкальском крае и в том числе в Аге?

Овцеводство остается самой эффективной отраслью в специфических природно-климатических условиях сельского хозяйства Забайкалья. В частности, на гектар нашего пастбища овца продуцирует больше продукции и прибыли, чем любое другое с/х животное. Тем не менее, в последние более 20 лет в овцеводстве края сокращались поголовье и объемы производства мяса и шерсти. Снижаются продуктивность и генетический потенциал животных, примитивизируются технологии производства, ухудшается качество жизни на чабанских стоянках.

К сожалению, тренд этот был необратим силами только производителей, поэтому несколько лет назад край принял отдельную региональную программу развития отрасли до 2030 г. Она предусматривает более 90 мероприятий в сферах непосредственно овцеводства, а также переработки и реализации продукции, улучшения условий труда и быта на животноводческих фермах. Ситуация в отрасли еще не переломлена, однако внимания к проблемам и вопросам развития отрасли стало больше, увеличилась ее государственная поддержка, что уже неплохо.

Она поможет удержать молодёжь для овцеводства?

Возвращение и продолжение нашей молодежью дела своих предков является одной из стратегических целей программы. Для этого, в т.ч., предусмотрен постепенный переход на крупные (на 2-3 тысячное поголовье) механизированные и высокодоходные моноовцекомплексы, обеспеченные огороженными пастбищами и комфортными условиями жизни чабанских семей. Если этого не будет сделано, то мы молодежь не удержим и овцеводство будет сокращаться только из-за банальной нехватки рабочих рук.

Баир Галсанович, в Бурятии также уходит на покой первое постсоветское поколение фермеров и не у всех дети готовы продолжить их дело.

Тенденция не самая приятная, но объективная во всех странах, где есть фермерство. Безусловно, нужно решать проблему «отцов» и «детей» с их разными ценностными ориентациями. Действующая в крае программа поддержки начинающих фермеров показала себя очень эффективным инструментом. Однако финансирование ее необходимо в несколько раз увеличить.

Кто больше получает субсидий: крупные сельхозорганизации или фермеры?

Фермеры, т.к. они дополнительно получают несколько видов грантов, непредусмотренных для сельхозпредприятий. Кроме этого, в крае запущен интересный проект: «Семейная ферма. Забайкалье. Отара». Наш губернатор помог с выделением на него 50 млн. внебюджетных средств, на которые приобретаются и раздаются фермерам ремонтные ярки и переярки с последующей раздачей начинающим фермерам.

Выдаваемый объём одному КФХ - от 150 до 500 ярок. Фермер предоставляет имущественный залог и течение до  пяти лет он должен передать такое же количество овец новым участникам. Некоторые возвращают за два-три года. Программа бессрочная, работает второй год и не ориентирована на получение прибыли организаторами. Главная цель - поддержка молодёжи и развитие овцеводства. 

Вы говорите о сокращении овцепоголовья, но я был в Ононском районе, в Новой Заре, вокруг неё 40 ферм, в том числе и с отарами в тысячу голов.

Не спорю, такие примеры есть, и они очень радуют!

Но я говорю о проблемах отрасли в целом. У нас культивируется круглогодичное пастбищное овцеводство, которое максимально подстроено под суровые природно-климатические условия Забайкалья. Оно рационально и устойчиво, продукция его имеет высокое качество и низкую себестоимость.

Но у него имеется и ряд фундаментальных недостатков. Одним из них является ярко выраженная сезонность продуцирования – высоких товарных кондиций наша баранина достигает только к сентябрю и держит их до конца ноября (это не исключительно, но преимущественно). В этот период происходит массовый забой овец и на рынок разово «выкидывается» такой объем баранины, который город не состоянии употребить за пару месяцев. В результате критически важные, для нас, осенние закупочные цены на мясо овец в Забайкальском крае ежегодно оказываются на самом «дне» (на одном из самых низких в России).

Тут появляются «расторопные» приезжие скупщики и забирают нашу баранину по минимальной цене. Этот «забайкальский крест» весь постсоветский период остается главной бедой овцеводов. Но, в силу своей раздробленности и разобщенности, они не в состоянии самостоятельно решить эту системную проблему. Т.е., «невидимая рука» рынка не проявляется здесь уже три десятилетия, поэтому без участия властей эта проблема, видимо, уже не разрешится.

А сейчас сколько стоит баранина на рынках и в магазинах Читы?

Сегодня, в среднем, передок баранины стоит 600 рублей (говядина филе – 500-550 рублей, свинина – 300-400 руб.). Но это, по сути, не может особо радовать, т.к. оно вызвано продолжением сокращения численности овец и уменьшением предложения баранины.

Кроме столицы края, где ещё реализуется ваше мясо?

В Краснокаменске, Борзе, в других по нашим меркам крупных центрах.

Если овец содержать невыгодно, то переходят ли сельчане на крс и лошадей?

Да, у нас данный крен очень заметен – люди переходят на полугрубошерстных овец и крупный рогатый скот мясного направления. Это мясной скот калмыцкой и казахской белоголовой пород, а также абердино-ангусы и реже герефорды. Есть галловеи. Все они хорошо приспособлены к жёстким условиям Забайкалья и круглогодичному пастбищному и полустойловому содержанию.

И не требуют особых затрат. А что скажете про лошадей?

В табунном коневодстве  упор делается на животных забайкальской табунной (мясной) породы, созданной в результате скрещивания аборигенных бурятских и якутских лошадей. Они круглый год содержатся на пастбище, дают много мяса, устойчиво переносят холода и прочие невзгоды, продукция их (конина) качественна и высокорентабельна.

Баир Галсанович, в таком случае откуда берутся молочные продукты в Чите?

В основном с Иркутской и Амурской областей. У амурчан никогда не было крупного молочного скотоводства,  но их продукция под маркой «Крестьянское подворье» заполонила все наши прилавки. Очевидно, что ее производство основано на завозном сухом молоке.

Сельчане доят своих коров совершенно мало. Бывает, заглянешь к чабанам, а они забеливают чай тетрапакетным молоком - абсурд и только!

Аналогичная ситуация и у нас в республике.  Много ли у вас племенных хозяйств?

Порядка 16 племзаводов и племрепродукторов. Из них тринадцать - в Агинском округе. Из местных пород про забайкальскую табунную породу лошадей я уже говорил. А в племенном овцеводстве  культивируются забайкальская тонкорунная, агинская и эдильбаевская  полугрубошерстные породы овец.

К сожалению, овец специализированной Забайкальской тонкорунной породы с каждым годом становится все меньше и меньше– они более затратны и требуют большего ухода.  А вот численность полугрубошерстных животных имеет тенденцию к росту. Полугрубая овца выносливее и крепче, требуют минимум кормов  и трудозатрат, поэтому многие овцеводы делают выбор в её пользу.  

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев