В прошедшие выходные съездил в Иволгинскую степь попить кумыс. Лето в разгаре – когда ещё, как не сейчас, можно испить этот волшебный национальный напиток?
Ферма Гомбо Бадмаева находится недалеко от Янгажинского дацана, в уютной лощине у опушки леса. Она скрыта от посторонних глаз и если ехать по трассе, то её не видно. Но когда проезжаешь от дороги километров пять и переваливаешь небольшую возвышенность, то глазу открывается огороженное поле, а за ним три небольших фермы. Это жилые дома с хозяйственными постройками для содержания скота и небольшие огороды.
Гомбо вышел заспанный, немного вздремнул перед обедом. Ему пришлось встать ещё до зари и отправиться на поиски кобыл. Их не так просто найти и собрать, они уходят на ночь пастись и разбредаются по окрестным лесам. А на конном дворе перед нами предстала знакомая картина: длинная веревка на земле и к ней привязаны жеребята. И отдельно от них стоят кобылы.
Начался процесс доения. Гомбо с супругой подвязывали одну согнутую ногу у кобыл, чтобы они не лягались, и подводили к ним жеребят. После короткого подсоса их тут же отводили и начинали доить. Белое парное молоко струями билось о днище подойника, которое, затем, переливали в большое ведро. А уже из него черпали стаканами и пили свежее молоко приезжие горожане. Это была семейная пара, принимавшая специальный оздоровительный курс. Причём они пьют только кобылье молоко, а не его производное – кумыс. Такая форма лечения популярна в Монголии, где считается, что это хорошо для очищения организма. На предоставлении таких услуг там специализируется большое количество ферм.
У нас же в Бурятии развивается преимущественно мясное коневодство, а не производство кобыльего молока. Хотя на сегодня численность поголовья лошадей стабильно растёт. Официально у нас зарегистрировано порядка 57 тысяч голов, но на самом деле их гораздо больше. Особенно на бескрайних просторах Еравны. И не только.
Периодически бесхозные кони оккупируют города и веси. За последние два года на лошадиный беспредел жаловались жители Закаменского, Кабанского и ряда других районов. В каждом поселении весной проводятся сходы граждан, на которых особое внимание уделяется коневладельцам. Однако, всё безрезультатно, нашествие табунов в 2022 году стало настоящим бедствием для кабанских аграриев. В итоге пострадали посевы на общей площади 300 га в ООО «Рубин», 200 га – во ФГБУ ОС «Байкальская», 100 га – в СПК «Твороговский», вытоптана пшеница на 310 га в ООО «Гарантия-2». Земледельцы сеют, пашут, оплачивают труд наёмных работников, налоги, платят кредиты в банках, но все их усилия оказываются напрасными. А владельцы лошадей тем временем не тратят время и средства, а их кони сами находят себе пропитание. Как же сделать так, чтобы и кони (животноводов) и посевы (земледельцев) были целы?
Эффективным способом решения этой проблемы стало бы производство кобыльего молока и кумыса. Ведь тогда лошади были бы под постоянным присмотром, а владельцы имели бы стабильный доход от своих кобыл в течение всего летнего сезона. При этом необязательно всем коневладельцам гнать кумыс, они могли бы просто сдавать кобыл в аренду.
Но вернёмся к Гомбо Бадмаеву. Он доит порядка 20 кобыл, в Иволгинском районе есть ещё одна ферма по производству кумыса. Хозяйство Гомбо находится недалеко от города, во-вторых, отменное качество продукта - пастбища здесь богаты солонцами. У Гомбо есть опыт, когда люди жили у него, кормились и пили кумыс. Но, поскольку напиток сам по себе очень питателен, то фактически им и насыщались. Его потребители - это люди, думающие о своём здоровье, дети с хроническим кашлем, «легочники» и туристы.
Между тем, молочное коневодство набирает силу не только в Монголии, но и в европейских странах. В Германии производством кобыльего молока занимаются в 40 специализированных хозяйствах, во Франции и в Бельгии – по 30. Молочные фермы снабжают кобыльим молоком местные больницы, производят непастеризованное молоко для питья на продажу, косметические изделия и являются весьма перспективным бизнесом. Также и в Бурятии молочное коневодство может стать более важной отраслью животноводства.