Экономика 22 мар 2017 907

​​Спор о миллионах: минпромторг Бурятии отчитался об инвестициях в бизнес

На поддержку малого и среднего предпринимательства республики из бюджетов разных уровней постоянно направляется финансовый поток, однако ощутимого эффекта, по мнению депутатов Народного Хурала Бурятии, пока нет. К тому же, средства расходуются не туда, куда хотелось бы, да ещё и с нарушениями, в том числе и федерального законодательства, считают парламентарии. Об этом шла речь на заседании Совета Народного Хурала в рамках обсуждения вопроса. Ответ перед депутатами держал и. о. министра промышленности и торговли Бурятии Алексей Мишенин.

Депутаты напомнили: Совет Народного Хурала в 2016 году рекомендовал Правительству РБ открыть и обеспечить функционирование республиканского промышленного парка до 31 декабря 2016 года. По мнению парламентариев, минпромторгу не удалось исполнить предписанное в установленный срок. Соответственно, у депутатов возник вопрос - почему?

Алексей Мишенин сообщил, что фактически работать над промпарком начали только в мае 2016 года. Тем не менее, за шесть месяцев удалось достичь значительного прогресса. Для обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса производственными площадями с инженерной инфраструктурой в прошлом году ввели в эксплуатацию и передали управляющей компании парка три производственных блока. Их общая площадь превысила 23 тысячи кв. м, и она не осталась бесхозной.

До 1 января 2017 года договоры субаренды подписали с пятью резидентами, ещё два прошли по конкурсу с начала наступившего года. На данный момент они проводят монтаж и пусконаладочные работы. По итогу, в промпарке разместилось производство полиэтиленовых труб, носочно-чулочной продукции, бельевого трикотажа, ковровой продукции, строительных матов из шерсти и ликёроводочной продукции.

Незачёт?

Первые «плоды» своей деятельности резиденты промпарка планируют представить жителям республики уже этой весной. Парламентарии потребовали, чтобы отчёт об этом представили координационному совету при главе РБ к 1 июля этого года.

Меры по реализации закона РБ «О технопарках в Бурятии», предпринимаемые минпромторгом, также вызвали у Совета Хурала вопросы. Так, по словам депутата Анатолия Кушнарёва, концепция технопарка в сфере высоких технологий «Биотехнополис» во многом устарела. Кроме того, министерство не уложилось в рекомендованный для реализации закона срок – до 1 января 2017 года.

Алексей Мишенин подчеркнул, что закон приняли ещё в 2013 году, и как министерство его исполняло в тот период, он пояснить не может (назначение на должность министра состоялось в ноябре 2015 года – ред.).

Однако в мае 2016 года началась усиленная работа в этом направлении. Для начала в республику пригласили Ассоциацию кластеров и технопарков России, которая изучила весь потенциал Бурятии и выдвинула рекомендации по созданию промышленного технопарка на базе Улан-Удэнского авиазавода. В сентябре 2016 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал эту идею, когда находился с рабочим визитом в столице региона.

Со слов и. о. министра благодаря этому закону на сегодня удалось утвердить и получить поддержку правительства РФ. Также уже существует проект «дорожной карты», содержащий в себе перечень компаний, которые должны быть в промышленном технопарке Бурятии и какую продукцию они должны производить. Сейчас он на согласовании в Ростехнологиях и минпромторге России.

- На основании этого закона мы работаем и движемся. Как только мы создадим технопарк, а в «дорожной карте» это уже всё прописано, данный закон в полной мере вступит в силу, - заверил Алексей Мишенин.

Председатель Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев напомнил, что на создание промпарка направили 727 млн рублей, в их числе свыше 200 млн из республиканского бюджета.

Аргументы и. о. министра о целевом расходовании этих средств, по всей видимости, не удовлетворили парламентариев, в связи с чем Счётную палату РБ попросили провести проверку и представить отчёт по ней также к 1 июля.

За кем контроль?

Критике подверглась работа Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства РБ, в частности, его муниципальных подразделений. Депутаты сетуют на недостаток контроля их деятельности со стороны минпромторга республики и настаивают на проведении дополнительной проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Счётная палата РБ по обращению ОНФ провела проверку соблюдения законности при формировании фондов поддержки в районах, целевого и эффективного расходования средств, выделяемых из республиканского бюджета в 2015 и первом полугодии 2016 года. В её рамках проверили 21 из 23 муниципальных фондов. Основные виды господдержки, предоставляемые ими – это микрозаймы, предоставление средств на условиях лизинга, возмещение первого взноса по договору лизинга и предоставление субсидии на компенсацию части расходов, связанных с оплатой кадастровых услуг.

Председатель Счётной палаты РБ Евгений Пегасов рассказал, что микрозаймы - самый весомый по объёмам выплат вид господдержки. Общий объём средств по нему, аккумулируемый 21 фондом, на 1 июля 2016 года составил 242 млн рублей.

По его словам, в договорах, заключённых с муниципальными фондами, есть ряд недоработок. Так, в нарушение бюджетного кодекса РФ и соглашений, подписанных с минэкономики России, контроль за целевым и своевременным направлением и расходованием средств, представленных минпромторгом РБ, фактически на плечах администрации МО.

- Мы считаем, что это должно делать министерство. Также на администрации возложили полномочия по возврату финансов при обнаружении их нецелевого использования. Несмотря на то, что администрация может исполнить подобные обязательства только в отношении своих собственных субсидий, выделенных из муниципального бюджета. То есть, проверив фонд и выявив нарушения, они могут потребовать только свою долю софинансирования, - разъяснил Евгений Пегасов.

Кроме того, в договорах о поддержке, заключённых между фондами и субъектами малого и среднего предпринимательства, нет пункта о праве проведения проверок целевого использования средств непосредственно у получателей. Таким образом, фонды выдавали деньги, а в договоре не указывали требования о возможной проверке.

Почти у всех фондов на момент проверки имелись просроченные задолженности заёмщиков по возврату микрозаймов. За 2015 и первое полугодие 2016 года фонды направили поддержку 536 субъектам предпринимательства на сумму 260 млн рублей. Из них 236 млн в виде микрозаймов отправились 474 получателям.

Счётная палата установила, что не все фонды выполняют обязательные требования закона о некоммерческих организациях о наличии сметы.

По словам Евгения Пегасова, высшие органы управления фондами, состоящие в основном из работников администраций районов, исполнение сметы в составе годовых отчётов не рассматриваются во многих МО. Это может позволить фондам отвлекать целевые средства на расходы, не связанные с оказанием господдержки. Кроме того, уставы фондов не предусматривают контроль со стороны учредителя – администраций МО.

В нарушение Бюджетного кодекса РФ в договорах не отражается обязательное при предоставлении субсидии условие – согласие получателей на проверку условий получения субсидий главным распорядителем бюджетных средств.

- Фактически такие проверки минпромторг в муниципальных фондах не проводил. По нашему мнению, министерству необходимо принять на себя контроль за расходованием средств субсидий, а также планировать и проводить проверки соблюдения получателями условий, целей и порядка их предоставлений, - подчеркнул председатель Счётной палаты.

Что теперь?

Евгений Пегасов обратил внимание депутатов на то, что есть и положительный опыт. Фонды, сконцентрировавшие наибольший объём средств, предназначенных для оказания господдержки и допустивших минимальную просроченную задолженность, есть в Еравнинском, Заиграевском, Кижингинском, Кяхтинском и Селенгинском районах.

Во многих регионах России фонды показали свою неэффективность, и теперь предстоит решить, что с этими фондами делать. Ужесточение требований федерального законодательства к микрофинансовым организациям с 2018 года также приведёт к переменам. Речи об их ликвидации не идёт. Ожидается только ряд изменений в управлении, в связи с чем рассматривается вопрос об укрупнении муниципальных фондов поддержки.

Многие депутаты придерживаются мнения, что в районах укрупнять фонды по «кустовому» варианту, когда один фонд на три района, не следует.

- Пусть это будут филиалы, но они должны быть в каждом районе, - предложил депутат Анатолий Кушнарёв и добавил, что жесткий контроль за расходованием бюджетных средств должен осуществлять специальный орган. Например, единый республиканский фонд.

- Время, когда мы эти деньги «разбазарили» - давно закончилось. Сейчас нужно поддержать предпринимателя в сельской местности, и всё должно быть прозрачно. Экс-министр Александр Гребенщиков предлагал организовать рабочие группы, которые осуществляли бы выезды в рабочие фонды. К сожалению, эти группы министерством до сих пор не созданы, поэтому мы взяли инициативу посетить один городской фонд и хотя бы два муниципальных на себя. Понятно, что предстоит организация, но нужно хотя бы посмотреть, как расходовались бюджетные средства, - резюмировал он.

Алексей Мишенин заверил, что министерство предусматривает устранение выявленных недостатков.

Основа «умной» экономики

Анатолий Кушнарёв отметил, что на развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства в этом году планировали выделить всего 30 млн рублей, несмотря на то, что в прошлом году было 62 млн. При поддержке бюджетного комитета удалось увеличить финансирование до 100 млн рублей.

- Мы считаем, что значительная часть этих средств должна пойти на инновационные разработки, по которым наш регион отстаёт даже от Забайкальского края. Поддержка малых инновационных предприятий должна быть приоритетной, - заявил он.

Цыденжап Батуев обратил внимание на главный просчёт – отсутствие внутренней координации средств республиканских властей. И речь не только о деньгах. По его словам, министерство науки и образования докладывает о том, что в Бурятии существует 400 запатентованных разработок молодых учёных. Они уже сегодня должны работать на экономику республики. Но они не могут получить поддержку, так как профильное министерство установило для этого трудновыполнимые условия.

- В прошлом году на поддержку МИПов мы выделили 4 млн рублей, из них освоили только половину. Всё потому, что минпромторг заложил в положении, что часть этих денег могут получить только вновь созданные предприятия. В этом году – те, кто существует два года. Эти же молодые ребята, говорят: «Ну зачем вы увеличиваете срок?», - сообщил депутат и призвал коллег работать «гибче».

Цырен-Даши Доржиев согласился с тем, что таких ученых надо поддерживать в первую очередь. Соответственно малые инновационные предприятия должны быть в приоритете для направления субсидий.

Отметим, как сообщала газета Бурятия в начале февраля на круглом столе в Народном Хурале, который был посвящён взаимодействию бизнеса и молодых учёных представитель Торгово-промышленной палаты Бурятии заявил, что «центры бизнеса для поддержки молодых учёных работают формально»

Автор: Екатерина ШИРОКОВА

Читайте также