Экономика 31 мар 2021 1058

В Бурятии ждут финансирования строительства защитной дамбы в Улан-Удэ

Вопрос о строительстве дамбы назрел давно. Улан-Удэ расположен на берегах  двух рек - Уды и Селенги

Вопрос о строительстве дамбы назрел давно. Улан-Удэ расположен на берегах  двух рек - Уды и Селенги. То есть в зоне потенциальной опасности значительного затопления земельных территорий в результате подъема уровня воды. Масштабные наводнения в нашем регионе - не редкость.

Большая дамба

Как указывал историк Анатолий Жалсараев, первое известное в истории города наводнение документально зафиксировано в 1733 году. Затем в Верхнеудинске сильнейший паводок случился в 1789 году, после чего городские власти посчитали, что надо «берега как следует укреплять». Поэтому в 1817-м стараниями градоначальника Митрофана Курбатова  «для отвода стремительности воды» была устроена плотина на Уде. Однако, несмотря на предпринятые усилия по берегоукреплению в августе 1830 года в городе грянуло сильное наводнение: Селенга накрыла «на два аршина» все острова и  прибрежные луга. В тот год, к примеру, значительные убытки понес купец первой гильдии Алексей Налетов, на усадьбе которого были разрушены печи, крыльцо, мебель, подмочены 72 бочки кедровых орехов, 400 пудов муки, три бочки пшеницы.

По информации Музея истории города, подверженность Верхнеудинска наводнениям отмечалась и  в географическом атласе  Российской империи: «под Верхнеудинском  Селенга ежегодно разливается верст на 10, а бывали года, когда разлив доходил до 25 верст». По этой причине  городской голова Александр Лосев в 1880 году построил дамбу на берегу Уды, которая спасла город от наводнения в 1897 году.  С той поры  много воды утекло: наш город  разросся  по берегам и вдоль Селенги. Как рассказывала известный краевед Раиса Серебрякова, после войны военнопленные японцы начали строить песчаную берегоукрепляющую дамбу по берегам двух рек - от горы Батарейки до судостроительного завода (протяженность - 2,5 км, высота - 5-7 метров), а в бетонное покрытие её взяли в 1973 году. По мнению экспертов, дамба в исторической части города существует давно в виде набережной, но сейчас нужно строить новую дамбу, рассчитанную на большой паводок: в последние годы у нас наблюдается  критический подъем воды.

Водность возрастает 

Если в городе не будет мощной защитной дамбы, могут пострадать около 50 тысяч человек: затопит все Левобережье, а также часть города до площади Революции. Ущерб от возможной стихии может превысить 300 млрд рублей. По мнению директора Лимнологического института Андрея Федотова,  с 2016 года начала возрастать водность в бассейне Байкала. В прошлом году зафиксирован высокий уровень Байкала: впервые за 13 лет уровень Священного моря превысил критическую отметку в 457 метров. А значит, по его мнению, строительство дамбы актуально и важно, чтобы обезопасить жизни людей.

Старожилы нашего города помнят, что в советское время в не раз подтоплявшейся части Левого берега в районе Поселья никто не селился. Однако после  последнего крупного наводнения 1993 года  Поселье и соседние с ним  поселки, а также восточную часть Сотниково, регулярно заливаемую паводковой водой,  усиленно застроили экономические переселенцы из сел. И в случае стихии именно эти поселки первыми подвергнутся наводнению.

По словам экс-мэра Улан-Удэ  Геннадия Айдаева, в советское время вопрос о разработке ПСД по строительству дамбы не рассматривался. Но с 1993 года, когда случилось сильное наводнение, вопрос по дамбе поднимали: власти города и республики договорились о разработке проектно-сметной документации. В 2015-м по этой проблеме высказался тогдашний зампред Правительства Бурятии Александр Чепик, заявивший, что нужно изыскивать способ строительства дамбы, чтобы Левый берег был защищен. Ранее минприроды провело открытый конкурс по выбору проектной организации для строительства дамбы, и торги выиграла новосибирская компания «Сибгипротранс». На разработку ПСД выделили 166 млн рублей. На тот год полная стоимость гидротехнических сооружений оценивалось в 5,5 млрд рублей. Разработка ПСД завершилась в 2016 году, однако «Сибгипротранс» не смог пройти экологическую экспертизу. В феврале 2016 года руководство минстроя РФ констатировало, что в течение многих десятилетий проблема затопления города решалась недостаточно эффективно и принимаемые мере не приносили результатов. 

В 2017 году вопрос о строительстве дамбы исключили из федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал» в связи с отсутствием ПСД, и республике отказали в финансировании, после чего предприятие в связи с отсутствием финансирования не смогло пройти Главгосэкспертизу.

Госэкспертиза завершена

После вступления в должность Главы республики Алексей Цыденов держит данный вопрос в поле зрения. Так, в  августе 2019 года Глава Бурятии сообщил, что руководство республики вышло в Правительство РФ с просьбой о строительстве дамбы (цена вопроса - порядка 7, 5 млрд рублей).

 - Проектирование еще идет, и в ближайшее время будет завершено, - проинформировал тогда  Алексей Цыденов. - Мы с этим вопросом обращались к Виталию Мутко. Получили поддержку. Есть поручение минстрою. Он также дал поручение Главгосэкспертизе принять проектную документацию в работу. Надеюсь, что поддержку найдем и на уровне минфина России, финансирование будет предусмотрено, и мы достроим дамбу.

 Виталий Мутко поручил Главгосэкспертизе провести экспертизу по дамбе в Улан-Удэ в короткие сроки. После этого дело по дамбе сдвинулось с мертвой точки.  В августе 2020-го руководитель республики обратился к председателю Правительства РБ Михаилу Мишустину с просьбой поддержать финансированием проект по строительству дамбы, которая сможет защитить от наводнения около 50 тысяч человек.

- У нас подготовлена проектная документация на защитную дамбу, - сказал руководитель региона. - Цена вопроса - 6,5 млрд рублей на пять лет поэтапной работы. Оценочный ущерб, который может быть причинен наводнением при отсутствии защитной дамбы - 340 млрд рублей.

Затем в ноябре того же года в ходе встречи в онлайн-формате с Президентом России Владимиром Путиным Глава Бурятии обратился к нему с просьбой помочь в вопросе строительства дамбы. Алексей Цыденов сообщил, что ПСД готово и попросил поручить Правительству уже в рамках нацпроекта «Экология» рассмотреть этот вопрос. Владимир Путин пообещал, что соответствующее поручение Правительству сформулируют обязательно.

- Мы ПСД сделали, - подтвердила информацию замминистра природных ресурсов и экологии РБ Наталья Тумуреева. - Этот проект разделен на пять этапов - все они прошли экологическую экспертизу. Последние два этапа проходят госэкспертизу, которая практически завершена. Первые два этапа уже готовы и включены в федеральную программу на финансирование.

  Реализация этого мероприятия, скорее всего, начнется в 2022 году, и строительством дамбы будет заниматься минстрой.

 Эколог, председатель комиссии Общественной палаты РБ по развитию территорий, экологии и природным ресурсам  Евгений Кислов:

-  Объект очень сложный и тяжелый. Существующая дамба - это просто насыпь, и при повышении уровня воды в Селенге из нее выступают грунтовые воды, то есть дамба не спасает. Для того чтобы дамба спасала от наводнения, нужна не только насыпь, но и сложные гидротехнические сооружения, которые бы отводили грунтовые воды и не позволяли им подниматься за пределами дамбы. Это миллиарды рублей. Любое наводнение ведет к смыву в реку очень многого. В районах, примыкающих к Селенге и Уде, очень много частного сектора - с выгребными ямами, туалетами на улице. И при наводнении все это потечет по Селенге, что влечет за собой нарушение санитарно-эпидемиологических норм и  загрязнение окружающей среды.

Фото: Фото сайта Главгосэкспертизы

Читайте также