Власть 25 янв 2019 1214

​​Депутаты Народного Хурала помогут Этнографическому музею Бурятии

Этнографический музей народов Забайкалья давно стал визитной карточкой столицы Бурятии. Созданный в далёком 1968 году сегодня он стал одним из крупнейших учреждений культуры республики. Ежегодно его посещают десятки тысяч жителей Бурятии и гостей. Но, как выясняется, за красивым фасадом скрываются множественные «болячки». О самых острых проблемах музея депутатам Народного Хурала рассказал его директор Александр Мещеряков во время визита членов комитета республиканского парламента по бюджету, налогам и финансам, сообщает газета «Бурятия».

Хранить так нельзя

Проблем в музее достаточно много, но самая главная, которую Александр Мещеряков назвал просто кричащей, - отсутствие фондохранилища. Сегодня большинство экспонатов, хранящихся в музее, содержатся в ужасающих условиях, особенно зимой. Под временное хранилище фондов приспособлены старинный дом, перенесённый в музей с улицы Ленина, где когда-то располагалась ночлежка, и бывшие амбары верхнеудинских купцов, которые, кстати, также являются культурным наследием федерального уровня.

«Здесь не соблюдается температурно-влажный режим, что сказывается на экспонатах, многие из которых требуют реставрации, - рассказывает главный хранитель – заместитель директора музея Валентина Чойбсонова. – Включать же обогреватели не можем, поскольку сразу же возникает конденсат, вредный для изделий».

Среди фондов видим православную коллекцию, в которой, как отметил Александр Мещеряков, есть уникальные экспонаты.

«Мы приглашали представителей Улан-Удэнской епархии, и они нашли среди экспонатов бесценные иконы XVIII, XIX веков», - говорит он.

В одной из комнат директор показывает на стену дома, в котором нижние венцы прогнили практически насквозь.

Значительно худшие условия в амбарах. В одном из них хранятся предметы быта эвенков: одежда, обувь, домашняя утварь, в том числе из кожи, шкуры животных, коллекция уникальных конских сбруй, некоторые из которых остались в единичном экземпляре.

«Многие экспонаты гниют, кожа иссохла», - поясняет научный сотрудник фондового отдела Дарья Митыпова.

Единственный выход, чтобы фонды не потерять безвозвратно, - строительство для музея фондохранилища. Как вариант, который предложен иинистерством культуры РБ, – в новом здании Национального музея на Верхней Берёзовке, строительство которого планируется в ближайшей перспективе, предусмотреть помещения для фондов Этнографического музея. Но это коренным образом проблему не решит. Тем более, есть предписание, которые обязаны выполнять.

«Поступает много нареканий от разных контролирующих органов и просто от населения, но сдвинуться с места мы не сможем, пока не будет помещения для хранения фондов», - говорит Александр Мещеряков.

Экспонаты есть, площадей не хватает

Вторая, не менее острая проблема, – у музея нет своих экспозиционных площадей. Единственный существующий сегодня выставочный комплекс – это резиденция Белого старца, где проходят все выставки. Но её площадь небольшая. В этом году в канун Сагаалгана состоится презентация ещё одного экспозиционного комплекса музея в Бизнес-инкубаторе, но сможет ли это решить проблему, пока непонятно, тогда как появление новых площадей существенно могло бы помочь в развитии музея.

«К нам часто поступают предложения от наших коллег из Монголии, Китая, других регионов страны - провести у нас свои выставки. К примеру, монголы хотят показать экспонаты из коллекции динозавров, а китайцы – выставку джонок. Но, как правило, разговор заканчивается, когда они узнают, что у нас негде выставить их экспонаты».

Появление экспозиционных комплексов, во-первых, позволил бы музею перейти на круглогодичный режим работы. Кроме того, в разы увеличилась бы посещаемость.

Отметим, что и в этих условиях, когда музей работает только в тёплое время года, а зимой здесь «жизнь замирает», он является самым посещаемым учреждением культуры республики.

«Ежегодно музей посещают более ста тысяч человек, у него самый высокий показатель по объёму привлечённых средств. Здесь проходят все народные праздники, музей активно задействован в туристических маршрутах», - говорит заместитель министра культуры РБ Николай Емонаков.

Впрочем, вопрос со строительством новых экспозиционных комплексов всё же рассматривается Правительством республики. Но, как отметил Александр Мещеряков, решать его нужно комплексно:

«Сегодня уже есть проект развития пригородного микрорайона, есть проектировочные решения, наша задача - обратить внимание депутатов и руководства республики на то, чтобы вопросы развития музея решались концептуально».

Нельзя не коснуться и такой проблемы, как отсутствие на территории музея административного корпуса. Сегодня администрация музея занимает часть дома Танских, что, как считает директор, не положено, поскольку это здание является объектом культурного наследия, к тому же нарушает целостность музейного комплекса.

«Тем не менее, мы вынуждены делать это и ограничивать использование экспозиционных площадей», - отмечает Александр Мещеряков.

Отметим и такую проблему, как необходимость реставрации объектов культурного наследия. Все эти здания были завезены в музей со дня его основания и, по понятным причинам, обветшали, тогда как реставрационные работы здесь ни разу не проводились. А ведь все объекты находятся в реестре ценностей федерального уровня, впрочем, как и весь музей.

Живой уголок или зоопарк

В самом начале своего открытия это был действительно живой уголок природы, в нём содержалось небольшое количество животных. Но сегодня он значительно разросся - сейчас здесь живут около ста животных, в том числе и хищники: медведь, волки, тигр. И на данный момент, по оценке экспертов, живой уголок полностью соответствует зоопарку.

Как отмечает заведующий уголком Максим Нагуслаев, проблем с содержанием животных особых нет, зооуголок полностью самодостаточный. Содержать питомцев помогают минкультуры, собственные доходы и средства спонсоров. Отметим, что все животные находятся под опекой той или иной организации.

Но проблемы начнутся уже в ближайшее время, и связаны они с принятием в декабре прошлого года федерального закона об ответственном отношении к животным.

«В соответствии с законом в течение года правительство РФ должно разработать положение и требование к подобным учреждениям. Мы не знаем, какие они будут, скорее всего, требования будут ужесточены. Кроме того, сегодня нет нормативного акта, который бы регламентировал условия содержания животных. Когда же они появятся, мы будем обязаны исполнять их, в противном случае не получим лицензию на ведение этой деятельности», - отмечает Александр Мещеряков.

А это значит, что уголок (зоопарк), который так полюбился горожанам и гостям Улан-Удэ, придётся закрыть. Добавим, вслед за указанным законом в России предполагается ввести закон и о зоопарках.

«Требования к содержанию животных будут приравнены к условиям европейских стандартов. Контролировать их будут общественные организации, у которых будут полномочия как у государственных инспекторов», - поясняет Максим Нагуслаев.

Пока же в музее принимают превентивные меры.

«Сейчас работаем над улучшением содержания животных, по эстетике и безопасности вольеров», - отмечает Александр Мещеряков.

В общей сложности для того, чтобы привести живой уголок в требуемое состояние, потребуется, по расчётам сотрудников музея, как минимум порядка 5 млн рублей. А эта сумма для них тоже проблема.

Помощь есть, но этого мало

Как отмечалось выше, поддержка музею от родного министерства есть. Так, здесь появилось новое электроснабжение, без которого невозможно было бы существование музея, закуплены трактор и самосвал, музей приобретает животных. Но поддержка может стать более существенной при помощи парламентариев.

«Хорошо, что депутаты своими глазами увидели все наболевшие проблемы музея, поэтому, когда мы будем готовить бюджетные заявки, думаю, мы найдём у них понимание и они нас поддержат», - выражает надежду Николай Емонаков.

Кстати, такие визиты не проходят бесследно для музея. После его посещения в июле прошлого года Главы Бурятии Алексея Цыденова родилось протокольное решение, выполнение которого позволило существенно продвинуться в укреплении материальной базы музея.

Вот и на этот раз музейные работники надеются, что по итогам рабочего совещания парламентского комитета удастся найти точки соприкосновения и продвинуться в решении проблем.

«Больно видеть, в каких условиях хранятся старинные экспонаты, - подытоживает визит парламентариев председатель бюджетного комитета Зоригто Цыбикмитов. - Мы обязательно обсудим у себя отдельным вопросом проблемы музея на ближайшем заседании комитета».

Хотя о какой именно поддержке и о какой сумме будет идти речь, сказать он затруднился, поскольку речь идёт о серьёзной сумме – в общей сложности для решения первоочередных задач музею требуется около 60 млн рублей. Но то что, помощь будет – это однозначно.

«На мой взгляд, в первую очередь надо помочь сохранить экспонаты, - отмечает Зоригто Цыбикмитов. – Понятно, что всю сумму сразу выделить не удастся, попробуем делать это хотя бы поэтапно. Будем выделять средства, чтобы были какие-то начальные движения».

Автор: Герман НАМЖИЛОВ