Блоги 27 июн 2016 2583

​Страшное будущее Земли показала «Орда»: пока не поздно спасем Байкал!

«Апокалипсис на Байкале. 17разгневанных художников» - выставка под таким интригующим названием прошла 24 июня в этногалерее «Орда».

Мероприятие состояло из двух частей: собственно из выставки и театрализованного представления, поставленного молодым режиссером Артемом Баскаковым.

Цель выставки – привлечь внимание к судьбе Байкала. А художники «разгневаны» загрязнением озера.

Под чувством тревоги за судьбу уникального озера и были созданы все произведения выставки.

«Апокалипсис на Байкале» – это выставка-манифест.

Манифест – потому что выставка обращена ко всем жителям Бурятии. Причем обращение идет через необычные формы современного искусства: не только через картины, но и через инсталляции, своеобразные скульптурные композиции.

Как рассказала ИА Буряад Yнэн одна из организаторов Мария Ханхунова, Олег Юмов (известный режиссер) и Надежда Абзаева (арт-директор этногалереи), можно сказать, - «мозги» выставки.

А на вопрос корреспондента ИА Буряад Yнэн: «Не спрятана ли здесь аналогия с названием фильма «12 разгневанных мужчин»?», она ответила: «Да. Аналогий можно много здесь найти...».

Сама Надежда Абзаева рассказала:

— Мы с Олегом Юмовым – авторы выставки. Баскаков и как художник работает, и как режиссер.

Автор же театральной постановки - Даша Баскакова.

Перед началом действия организаторы представили Андрея Сукнева – известного эколога Бурятии, руководителя организации «Байкальская тропа».

Артем Баскаков сообщил посетителям, что во второй части будет представление от Молодежного театра, а точнее - театральная читка.

- Молодежный театр хочет сказать огромное спасибо арт-директору Надежде Абзаевой за то, что она позвала нас на важное и нужное мероприятие. Сейчас, в 2016 году, в таком печальном контексте, в котором мы сейчас все находимся. Эти прекрасные стены, эти прекрасные работы не отменяют того, что сегодня каждый из нас просто в метре от потери того, что годами, веками, тысячелетиями слагало нас, нашу планету, наше место, нашу жизнь, наш Байкал, – обратился к присутствующим Артем Анатольевич.

Далее он особо подчеркнул:

- В наше время только искусство может как-то повлиять на разум человека.

Молодой режиссер выразил пожелание, чтобы такие культурные акции не были разовыми, а наши учреждения культуры сделали их ежегодными.

Спасение Байкала настолько волнует молодого человека, что он еще раз всем напомнил:

- Это проблема, о которой нельзя молчать, нужно кричать об этом всеми возможными способами. И культура, и современное искусство нам в помощь. Мы талантливый регион, мы бурно развиваемся. Давайте вместе спасем наш Байкал!

Перед началом выставки всем зрителям рекомендовали надеть на ноги синие бахилы - как в больнице. Озадаченные происходящим посетители галереи в нетерпении столпились перед входом в соседний зал, где нас и ждала выставка. Дверь туда была пока закрыта…

ЗА ДВЕРЬЮ - МРАЧНОЕ БУДУЩЕЕ БАЙКАЛА

Начало было символическим. Дверь открылась, но проем оказался перекрыт блоками – словно вход замуровали. На кладке красовался пейзаж, выведенный синей краской.

К двери вышел парень в строительной каске на голове. Он взял в руки молот и стал прорубать дверь в соседнюю комнату с выставкой.

Под ударами молота разлетались блоки, даже повисла в воздухе пыль от них.

Зрители стал проходить через разрушенную преграду, переступая через оставшиеся внизу блоки. На краях развороченной кладки виднелся легкий строительный шлакобетон…

Но вместо пола зрители ступили на желтый песок. Весь выставочный зал покрыт байкальским песком! Вот для чего оказались нужны бахилы!

На стенах висели картины, возвышались инсталляции, собранные из подручного материала. А в центре зала, на полу, лежал скелет огромной рыбы – белые позвонки и раскрытый рот. Размеры костей впечатляли: больше человеческого роста, больше напоминали скелет динозавра.

А выше - в сетях - висел муляж еще одного рыбоподобного существа с хвостом. Ведущая пояснила, что это нерпа.

Во многих инсталляциях использован мусор, символизирующий отбросы, которыми завален берег Байкала.

На одной из инсталляций консервные банки и прочие отходы собраны в сетку и подвешены в воздухе. На другой – горелый лес с берегов Байкала: черные ветки приклеены к поверхности картины, повешенной на стену…

Дата изготовления всех работ – 2016 год.

Переходя от одной экспозиции к другой, ведущая знакомила с замыслом каждого творения, называла вслух авторов – возле каждой инсталляции приклеена карточка с фамилиями художников.

Так и композиция «Мусорный ветер» была обозначена фамилиями авторов. Это сотрудники журнала «Байкал»: Ольга Хандарова и Булат Аюшеев, а также скульптор Владимир Иванов.

Они, будучи литераторами, занимались постройкой инсталляции как художники и скульпторы. Более чем за неделю до открытия выставки редактор «Байкала» Булат Аюшеев был озадачен как найти краску. Спрашивал, есть ли у меня дома краска-распылитель, так как в магазинах такой баллон теперь дорогой - 400 рублей.

Была и еще одна проблема: надо ли рисовать окна домов – ведь инсталляции принято делать из подручных материалов и легко. Но к открытию выставки всё было решено.

Людям, знакомым с русским роком, название инсталляции напомнило песню группы «Крематорий» «Мусорный ветер». И не зря. Ведущая рассказала о происхождении названия инсталляции и указала на листок с текстом песни «Крематория», прикрепленным к стене. И даже зачитала вслух весь текст песни.

«Дым на небе, дым на земле», - повторялись слова песни в припеве.

Из белых коробок были построены городские дома с очерченными в них окнами. А над этими многоэтажными домами возвышалась длинная труба – то ли от ТЭЦ, то ли от крематория…

Еще одна инсталляция литературного журнала лежала на полу. Это озеро Байкал. Его изогнутая форма выложена из обложек одноименного журнала. Все обложки подобраны синих оттенков – под стать синей глади озера.

ТЕАТР В МУЗЕЕ – СУДЬБА БУДДИЗМА И МИРА

Известный актер русского драмтеатра Владимир Барташевич сыграл в маленьком спектакле – это и была вторая часть «Апокалипсиса на Байкале».

Поставленную пьесу несколько лет назад опубликовал журнал «Байкал» - в номере, посвященном экологии озера.

В спектакле особым образом заявлена тема буддизма. Барташевич общается с девушкой в джинсах. Во французском городе Тулон она приходит в буддийский храм… А действие как будто происходит в будущем, после всемирной катастрофы.

В заключение театральной постановки звучала песня в исполнении Даши Баскаковой на французском языке.

ГАЛЕРЕЯ «ОРДА»: СОЕДИНЕНИЕ ИСКУССТВ

Галерее «Орда» еще нет и года, но здесь проходят выставки, спектакли, познавательные лекции, показ коллекций бурятских дизайнеров. Об этом уже рассказывала ИА Буряад Унэн арт-директор галереи Надежда Аб­заева.

В Орде стараются сочетать разные сферы искусства: му­зыку, театр, литературу, изо­бразительное искусство, ча­сто показывают интересные фильмы, проводят лекции и мастер-классы.

Про­ект «Апокалипсис на Бай­кале» можно будет посетить до конца августа.

Также все лето в гале­рее будут проходить мастер-классы для взрослых и детей по рисованию, живописи, леп­ке. На базе галереи будет ра­ботать летняя площадка для детей.

Фото Дмитрия Алтаева