Помню, как у нас снимался фильм «Первый нукер Чингисхана». Море эмоций и энтузиазма при жесточайшем дефиците денег, опыта, всего того, без чего невозможно снимать сегодня профессиональное кино. Это был первый на моей памяти доведенный до экрана фильм нашего производства. Слово «Бурривуд» тогда еще никому не приходило в голову. Однако опыт создания этого фильма посеял в умах наших творческих ребят семена, которые совсем скоро дали всходы.
В 2010 году на экраны Бурятии вышел вполне приличный по российским меркам фильм «Чайник». Его создатели, бывшие КВНщики, придумали неплохой сюжет, подобрали колоритных ребят и смогли на имеющейся примитивной технической базе смастерить ставший поистине народным фильм, который я даже как-то увидел на планшете девушки в купе поезда Новосибирск - Чита. Успех «Чайника» был оглушительным, прежде всего, с коммерческой точки зрения. Ребята, вложившие в его создание личные деньги (кто-то даже, по слухам, продал свою квартиру!), не просто «отбили» все свои затраты, но и получили приличную прибыль.
Сразу же появилось продолжение «Чайник-2», а следом за ним начали «плодиться» отдельные «ветки» - «На Байкал-1,2», «Решала-1,2», «Байкальские каникулы» и т.д. Количество фильмов, сделанных в Бурятии, учитывая еще и некоммерческое кино, снимаемое Баиром Дышеновым, пошло уже на десятки.
Сразу появилось различие между двумя основными направлениями нашего кинематографа. Одна линия («Улан-Удэнская история», «Отхончик. Первая любовь», «Талын Наадан» и другие) также по инерции носила некоммерческий характер и создавалась на средства спонсоров и госбюджета. Сейчас единственным фильмом, получающим такую поддержку, является «321-я Сибирская» известного режиссера Солбона Лыгденова на патриотическую тему. И это вполне понятно. Учитывая состояние экономики Бурятии, её бизнеса и нашего республиканского бюджета, понятно, что финансовая база такого кинематографа была и остается крайне скудной.
Вначале основными темами для фильмов стали легкие истории на местные темы - криминал, буузы, Байкал и традиционный сибирский юмор. Они пользовались популярностью у местной публики и жителей соседних регионов, где знают, кто такие буряты, что такое буузы и где находится Байкал.
Но эта ниша оказалась, как и следовало ожидать, слишком малой. Наш кинематограф сразу вырос из детских штанишек и задумался над большими проектами с хорошими сборами. Для этого было два основных пути: либо идти на международную арену. Для начала, скажем, на азиатские страны, где нашими лицами никого не удивишь, а присутствие европейских актеров будет дополнительным фактором конкурентоспособности. Либо попытаться вначале освоить российский рынок, включающий в себя не только кинорынок страны, но и многих постсоветских стран. Наши ребята предпочли пойти вторым путем.
Так, фильм «Решала-2» собрал в ста кинотеатрах страны сумму, в перерасчете составившую 435957 долларов США. Это примерно по нынешнему курсу около 30 млн рублей. Сборы «Байкальских каникул» были намного скромнее (более 50 тысяч долларов), но и он перекрыл все свои затраты, включая привлечение звезд, пусть и второстепенных, российского масштаба. И если Сергея Ершова, известного по сериалу «Уральские пельмени», еще надо было как-то анонсировать, то Амаду Мамадакова российский зритель знает очень хорошо.
Не боги горшки обжигают! Нашим ребятам теперь стало ясно, что им уже любое киношное дело по плечу. И вот создатели бурятского фильма представили прокатчикам третью часть комедии, снятой на Байкале, в Санкт-Петербурге, где проходило масштабное мероприятие «Кино Экспо». Там, где звезды первой величины - Тимур Бекмамбетов и Федор Бондарчук - презентовали свои «Елки-5» и «Притяжение», наши кинематографисты продвигали свою картину и будущие проекты. И они получили одобрение мэтров российского кино. Кстати, первые «Байкальские каникулы» получили две награды на фестивале Бориса Грачевского, создателя киножурнала «Ералаш».
Особняком стоит мегапроект Солбона Лыгденова «321-я Сибирская», который уже получил широкую известность на стадии съемок. В случае его успешного завершения надеемся, что проект внесет солидную лепту в репутацию нашего кино. Большой вклад также вносят пусть и некоммерческие, но качественно сделанные фильмы Баира Дышенова. Единственный, кстати, профессионал из этой компании, закончивший в своё время Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. К примеру, в 2009 году дебютный фильм режиссера «Улыбка Будды» получил «Хрустального медведя» на Берлинском кинофестивале. Этот фильм уже объездил весь мир, его смотрели в Канаде, США, Европе, Азии и в России. Другая картина «Наказ матери» вошла в программу престижного мирового кинофестиваля в Каннах.
В новых фильмах Бурривуда большинство ключевых ролей играют российские актеры. Одна из главных ролей в фильме «На Байкал-3» - у участника команды КВН «Уездный город» артиста Сергея Писаренко. Причем, как утверждали создатели наших фильмов, недалек тот час, когда у нас будут сниматься и зарубежные актеры, известные нам по голливудским фильмам. Ведь реальные гонорары многих актеров, особенно вышедших в тираж, на порядок ниже, чем у таких звезд, как Анжелина Джоли или Джонни Депп.
Привлечение российских звезд и расходы на продвижение фильма сразу удорожают стоимость современных проектов Бурривуда. Так, бюджет третьей части фильма «На Байкал» - примерно 15 млн рублей. Другие фильмы «весят» примерно плюс-минус 5 млн. Учитывая количество фильмов, находящихся в производстве, можно говорить, что сейчас там крутится одновременно не менее 50-100 млн рублей. Это уже серьезная отрасль экономики Бурятии, которая живет своей жизнью, дает работу и пропитание десяткам, если не сотням людей, повышает имидж нашей республики. Причем этот сектор растет, а потенциальный рынок его продукции практически неисчерпаем, если мы в будущем с нашими проектами будем выходить на мировую арену.
Конечно, сейчас много нареканий по содержанию проектов, технической стороне, исполнительскому мастерству. Но не бывает всё и сразу. И здесь я полностью соглашусь с моим давним другом по Питеру Баиром Дышеновым. Он сказал, что «процесс этот движется, находятся люди, формируются команды, создаются киностудии, и рано или поздно количество непременно перерастет в качество. Люди снимают кино, им это нравится. А какие задачи они ставят перед собой – заработать денег, славу или кино ради кино – это вопрос второго плана».