Блоги 5 окт 2016 1824

​Бурривуд: сказка или реальность?

Помню, как у нас снимался фильм «Первый нукер Чингисхана». Море эмоций и энтузиазма при жесточайшем дефиците денег, опыта, всего того, без чего невозможно снимать сегодня профессиональное кино. Это был первый на моей памяти доведенный до экрана фильм наше­го производства. Слово «Бурривуд» тогда еще никому не приходило в голову. Однако опыт создания этого фильма посеял в умах наших творческих ребят семена, которые совсем скоро дали всходы.

В 2010 году на экраны Бурятии вы­шел вполне приличный по российским меркам фильм «Чайник». Его создатели, бывшие КВНщики, придумали неплохой сюжет, подобрали колоритных ребят и смогли на имеющейся примитивной технической базе смастерить ставший поистине народным фильм, который я даже как-то увидел на планшете девуш­ки в купе поезда Новосибирск - Чита. Успех «Чайника» был оглушительным, прежде всего, с коммерческой точки зрения. Ребята, вложившие в его созда­ние личные деньги (кто-то даже, по слу­хам, продал свою квартиру!), не просто «отбили» все свои затраты, но и полу­чили приличную прибыль.

Сразу же появилось продолжение «Чайник-2», а следом за ним начали «плодиться» отдельные «ветки» - «На Байкал-1,2», «Решала-1,2», «Байкаль­ские каникулы» и т.д. Количество фильмов, сделанных в Бурятии, учиты­вая еще и некоммерческое кино, снима­емое Баиром Дышеновым, пошло уже на десятки.

Сразу появилось различие между двумя основными направлениями нашего кинематографа. Одна линия («Улан-Удэнская история», «Отхончик. Первая любовь», «Талын Наадан» и другие) также по инерции носила не­коммерческий характер и создавалась на средства спонсоров и госбюджета. Сейчас единственным фильмом, полу­чающим такую поддержку, является «321-я Сибирская» известного режиссе­ра Солбона Лыгденова на патриотиче­скую тему. И это вполне понятно. Учитывая состояние экономики Бурятии, её бизнеса и нашего республиканского бюджета, понятно, что финансовая база такого кинематографа была и остается крайне скудной.

Вначале основными темами для фильмов стали легкие истории на мест­ные темы - криминал, буузы, Байкал и традиционный сибирский юмор. Они пользовались популярностью у мест­ной публики и жителей соседних реги­онов, где знают, кто такие буряты, что такое буузы и где находится Байкал.

Но эта ниша оказалась, как и сле­довало ожидать, слишком малой. Наш кинематограф сразу вырос из детских штанишек и задумался над большими проектами с хорошими сборами. Для этого было два основных пути: либо идти на международную арену. Для на­чала, скажем, на азиатские страны, где нашими лицами никого не удивишь, а присутствие европейских актеров бу­дет дополнительным фактором конку­рентоспособности. Либо попытаться вначале освоить российский рынок, включающий в себя не только киноры­нок страны, но и многих постсоветских стран. Наши ребята предпочли пойти вторым путем.

Так, фильм «Решала-2» собрал в ста кинотеатрах страны сумму, в пере­расчете составившую 435957 долла­ров США. Это примерно по нынешне­му курсу около 30 млн рублей. Сборы «Байкальских каникул» были намного скромнее (более 50 тысяч долларов), но и он перекрыл все свои затраты, вклю­чая привлечение звезд, пусть и второ­степенных, российского масштаба. И если Сергея Ершова, известного по се­риалу «Уральские пельмени», еще надо было как-то анонсировать, то Амаду Мамадакова российский зритель знает очень хорошо.

Не боги горшки обжигают! Нашим ребятам теперь стало ясно, что им уже любое киношное дело по плечу. И вот создатели бурятского фильма пред­ставили прокатчикам третью часть комедии, снятой на Байкале, в Санкт-Петербурге, где проходило масштабное мероприятие «Кино Экспо». Там, где звезды первой величины - Тимур Бек­мамбетов и Федор Бондарчук - презен­товали свои «Елки-5» и «Притяжение», наши кинематографисты продвигали свою картину и будущие проекты. И они получили одобрение мэтров российско­го кино. Кстати, первые «Байкальские каникулы» получили две награды на фестивале Бориса Грачевского, создате­ля киножурнала «Ералаш».

Особняком стоит мегапроект Сол­бона Лыгденова «321-я Сибирская», который уже получил широкую извест­ность на стадии съемок. В случае его успешного завершения надеемся, что проект внесет солидную лепту в репу­тацию нашего кино. Большой вклад также вносят пусть и некоммерческие, но качественно сделанные фильмы Ба­ира Дышенова. Единственный, кстати, профессионал из этой компании, закон­чивший в своё время Ленинградский государственный институт театра, му­зыки и кинематографии. К примеру, в 2009 году дебютный фильм режиссера «Улыбка Будды» получил «Хрусталь­ного медведя» на Берлинском кино­фестивале. Этот фильм уже объездил весь мир, его смотрели в Канаде, США, Европе, Азии и в России. Другая карти­на «Наказ матери» вошла в программу престижного мирового кинофестиваля в Каннах.

В новых фильмах Бурривуда боль­шинство ключевых ролей играют рос­сийские актеры. Одна из главных ролей в фильме «На Байкал-3» - у участника команды КВН «Уездный город» артиста Сергея Писаренко. Причем, как утверж­дали создатели наших фильмов, неда­лек тот час, когда у нас будут сниматься и зарубежные актеры, известные нам по голливудским фильмам. Ведь реальные гонорары многих актеров, осо­бенно вышедших в тираж, на порядок ниже, чем у таких звезд, как Анжелина Джоли или Джонни Депп.

Привлечение российских звезд и расходы на продвижение фильма сра­зу удорожают стоимость современных проектов Бурривуда. Так, бюджет тре­тьей части фильма «На Байкал» - при­мерно 15 млн рублей. Другие фильмы «весят» примерно плюс-минус 5 млн. Учитывая количество фильмов, находя­щихся в производстве, можно говорить, что сейчас там крутится одновременно не менее 50-100 млн рублей. Это уже серьезная отрасль экономики Бурятии, которая живет своей жизнью, дает ра­боту и пропитание десяткам, если не сотням людей, повышает имидж нашей республики. Причем этот сектор растет, а потенциальный рынок его продукции практически неисчерпаем, если мы в будущем с нашими проектами будем выходить на мировую арену.

Конечно, сейчас много нареканий по содержанию проектов, технической стороне, исполнительскому мастер­ству. Но не бывает всё и сразу. И здесь я полностью соглашусь с моим давним другом по Питеру Баиром Дышеновым. Он сказал, что «процесс этот движется, находятся люди, формируются коман­ды, создаются киностудии, и рано или поздно количество непременно пере­растет в качество. Люди снимают кино, им это нравится. А какие задачи они ставят перед собой – заработать денег, славу или кино ради кино – это вопрос второго плана».