Блоги 29 мар 2017 2342

​О криминальной стороне межнациональных конфликтов в Бурятии

Топ новостей последних дней возглавили события вокруг бытовой ругани киргизского коммерсанта с улан-удэнкой, и которые чуть не переросли в межнациональный конфликт. Это не первый инцидент с участием гостей с юга. Впервые они отметились демпинговой войной в начале нулевых. Тогда накалилась обстановка на крупных вещевых рынках и особенно на рынке «Саган Морин». Причиной конфликта стало ужесточение конкуренции между местными торговцами и выходцами из Киргизии и Узбекистана. Мигранты появились ещё в 1999 году и постепенно при помощи ценовой войны стали вытеснять аборигенов практически со всех крупных рынков. Нелегалы появились во всех сельских районах Бурятии. Целью своего приезда они указывали «частный визит» или туризм, но поголовно занимались торговлей

В 2001 году на Элеваторе их было 50 человек, а в 2004 году перевалило уже за тысячу. Постепенно киргизы и узбеки развязали необъявленную ценовую войну, которую местные «челноки» считали целенаправленной расчисткой рынка. Мигранты создали собственную инфраструктуру: автопарк, склады, грузчики и общепит. Эта нелегальная корпорация выкачивала деньги из республики и разоряла местный бизнес.

В ответ улан-удэнские предприниматели создали инициативную группу и обратились к тогдашнему Главному федеральному инспектору по РБ Борису Данилову. В свою очередь, он подключил силовые структуры, которые «зачистили» рынки. Но это были временные меры, поскольку всё дело упёрлось в российское законодательство.

Реально ситуация поменялась лишь после известного бунта в Бирюлёво и массового митинга в Москве против мигрантского засилья и этнической преступности. Федеральная власть ввела для иностранцев запрет на работу продавцами. Ещё одним ударом для мигрантов стал обвал курса рубля, после чего их количество в Бурятии упало в разы. Однако, Кыргызстан член Таможенного союза и Евразийского экономического содружества, что предполагает открытость в передвижении людей, товаров и услуг. Кроме того, многие из мигрантов уже приобрели российские паспорта и стали укореняться в местном сообществе.

Тем не менее, южане остаются под пристальным вниманием силовиков как потенциальные адепты экстремистских идей или участники этнических ОПГ (организованных преступных группировок). Ныне покойный бурятский исламовед, Эдуард Николаев в своих статьях за 2014-2015 гг. допускал «…возможную эскалацию на конфессиональной почве в ближайшие годы, чему есть ряд причин».

Что касается криминала, то таджикские и узбекские ОПГ с конца 90-х годов специализировались на поставках афганского героина в Бурятию. Позднее, бурятские «челноки» утверждали, что «грязные деньги» «отмываются» на рынках. Обвиняли их и в скупке краденого, особенно золота и драгоценностей. Все это привлекало к южанам внимание местного криминалитета. И в январе 2009 г., произошло громкое нападение на киргизских предпринимателей. Двое водителей и четыре женщины были застрелены и зарезаны ножами в микроавтобусе по дороге из Закаменска в Улан-Удэ.

Что касается рэкета в их отношении, как показывает опыт закавказских диаспор, со временем они сами могут трансформироваться в ОПГ. Так, торговцы овощами и фруктами в 90-е «ходили» под «спортсменами» и исправно финансировали турниры. А в прошлом году, как сообщил источник в силовых структурах, на «стрелку» с местными выставили человек сорок со стволами.

Нынешний конфликт вылился в стихийный митинг около «Дома дружбы народов». Мог ли бытовой, по сути, конфликт быть разрешён установленными государством способами? Иском в суд к виновнику, кстати, гражданину России, с жалобой в администрацию рынка или надзорные органы и т.д. Конечно, мог! Но дело чуть было не дошло до погрома и такой оборот, поставил бы крест на имидже миролюбивого буддийского региона. Со стороны власти с митингующими говорил только Михаил Харитонов, заместитель руководителя администрации главы Бурятии – председатель Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы РБ и некий сотрудник полиции. Однако, в деле обеспечения межнационального согласия должны участвовать все ответственные федеральные и муниципальные структуры. Этого, к сожалению, не было. Между тем, мир и дружба между народами – это фундамент экономического, социального, политического и любого иного развития.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ