Вполне понятно, что для достижения осязаемых результатов врио главы Бурятии нужны быстрые и гарантированно успешные дела. Такие как: «дорожные» деньги, амбулатории, клубы, кредиты для АО «Молоко» и т. д. Этого от него требует ситуация и люди, занимающиеся формированием его положительного имиджа накануне сентябрьских выборов. Всё это очевидно и логично.
Сформировать мегапроект
Но гонку за такого рода мини-успехами можно сравнить со стрельбой из пушек по воробьям. Шума много, как и зрительного эффекта, но выхлоп для экономики, в сухом остатке, незначительный. Экономику даже такого небольшого региона, как Бурятия, такого рода «достижениями» не развернешь и бюджет ими не наполнишь. Особенно на долгосрочную перспективу.
Другое дело - реально крупные проекты. Там, где цена вопроса - десятки и сотни миллиардов рублей, а то и долларов. И где выхлоп для республики уже солидный, которым не грех и похвастать перед бывшими коллегами в Москве и отчитаться перед руководством страны.
Но такие проекты на дороге не валяются. Их нужно находить как золотые жилы, зная, где они находятся, и терпеливо разрабатывать их, понимая, что крупную рыбу нужно и ловить основательно, не разовым наскоком.
Все такие проекты потенциально интересные на российском и даже международном уровне лежат в областях стратегических преимуществ Бурятии, где мы имеем так называемые «жесткие» факторы конкурентоспособности. К ним, в частности, можно отнести: Байкал; выгоднейшее географическое, транспортное расположение республики; природные ресурсы, в том числе рекреационные; человеческий потенциал; и, наконец, элементы, оставшиеся от советской еще высокосложной промышленности (УУАЗ, УУАПО, ЛВРЗ, УУСтальмост и т.д.).
В рамках каждого из таких направлений можно сформировать нечто вроде мегапроекта, который включал бы в себя в качестве составных частей более мелкие и кратко- и среднесрочные проекты более низких уровней. Такой проект нельзя путать с Концепцией или Стратегией. Это разные вещи.
В качестве примера таких мега-проектов можно привести Олимпийские игры. Их организация предполагает множество различного рода проектов (строительство стадионов, прочих спортивных сооружений, подготовку инфраструктуры, гостиниц, ресторанов, вокзалов, организация транспортных коммуникаций, связи и т.д.). Каждый из этих проектов предполагает различных участников, в том числе и иностранных, отдельные ресурсы, организацию и управление. Но все они происходят под единой «крышей». Не было бы Олимпийских игр - и их бы не было в принципе.
Что мы потеряли
Исторически в Бурятии развивались следующие структурообразующие комплексы не только региональной, но и всесоюзной специализации экономики:
- производство строительных материалов и конструкций (Стеклозавод; Керамический завод; ЖБИ-1,2; ДСК-1,2; УУСтальмост, Тимлюйцемент, ТимлюйАЦИ и т.д.);
- сложное машиностроение, включая авиастроение (УУАЗ; УУАПО; ЛВРЗ; вертолетный завод; моторостроительный завод; ЗАС; Радиозавод; Теплоприбор; Электромашина; Эмальпосуда; Судостроительный завод; Бурятфермаш и т.д.);
- пищепереработка (БМП; БХП; Амта; Макбур; Заудинский мелькомбинат; Улан-Удэнская птицефабрика, свинокомплексы «Николаевский», «Восточно-Сибирский» и т.д.);
- легкая промышленность (УУТСМ; Фабрика верхнего трикотажа; фабрика «Туяна»; Чикойский кожевенный завод; фабрика Наран и т.д.);
- транспортные транзитные услуги (вспомним «Чайный путь»!);
- туризм;
- лесопереработка (Селенгинский ЦКК, БМДК и т.д.);
- горнорудная промышленность (уголь, вольфрам, молибден, золото, уран, нефрит и т.д.).
В постсоветский период мы фактически потеряли почти всё производство строительных материалов, почти всю легкую промышленность, многое из пищевки, горнорудной промышленности. Многое, видимо, уже безвозвратно...
В свою бытность, в начале 90-х годов, Владимир Саганов пытался сформировать по типу вертикальных концернов также всю энергетику (Бурятэнерго), золотодобычу (Бурятзолото), поставки газа (Бурятгаз), лесопереработку (Забайкаллес), оптовую торговлю в форме биржи (МТД «Ариг Ус»). Аналогичные структуры в таких республиках, как Татарстан, Башкирия, Якутия, живы и поныне. Они составляют ядро региональных экономик. Но у нас в Бурятии эти структуры подверглись дезинтеграции. Хотя какие-то из отраслей и комплексов очевидно можно возродить в будущем.
Помимо этого, в результате приватизации местными властями был фактически утерян контроль над развитием целого ряда ключевых предприятий республики, таких, как Улан-Удэнский авиазавод и т.д. Как следствие этого возникло расхождение интересов новых собственников в лице крупных российских корпораций и республики.
Чем «зацепить» туристов?
Зато после распада СССР Бурятия получила импульс в области развития туризма и транзитных транспортных услуг. Открытие ранее недоступного для иностранцев города дало нам принципиально новые возможности. К нам хлынул поток туристов на Байкал, и не только. К сожалению, пока мы не можем их ничем зацепить, кроме как кавалерийскими выездами на необорудованный берег Байкала, в Иволгинский дацан, Тарбагатай и Ацагат. Нет у нас ни нормальных туалетов, ни транспортной доступности, как у Иркутска, ни серьезных туристических изюминок.
Также стоит заметить, что Улан-Удэ, в силу уникальной розы ветров, рассматривается в качестве одного из перспективных мест для организации международного авиационного хаба для кроссполярных и трансконтинентальных полетов из Азии в Европу и Америку. Экономия на затратах для авиакомпаний при полетах с дозаправкой через нашу территорию достигает 30%. Именно этим объясняется такой интерес разного рода спекулянтов к нашему аэропорту.
Крупных проектов немало
Некоторые из перечисленных направлений при внимательном рассмотрении, по сути, представляют собой целостные мегапроекты, имеющие внутренние связи, иерархию, логику кооперации и интеграционные механизмы. К ним относятся, прежде всего: сложное машиностроение на базе авиастроения; транспортные услуги, включая организацию мультимодального транспортного узла в рамках международного транспортного коридора на территории Бурятии; туризм. Каждый из этих мегапроектов имеет реальные преимущества как на российском, так и на международном уровне, опираясь на уникальные особенности материального и человеческого потенциала республики.
Особняком стоит некоммерческий проект сохранения озера Байкал, имеющий, без всякого сомнения, высочайший международный уровень. Но в плане его организации, управления, продвижения и финансирования он во многом схож с сугубо экономическими проектами.
Все эти проекты содержат в себе целый ряд средних и малых проектов, механизм внутренней интеграции, субконтрактации в рамках единого воспроизводственного цикла с получением конечного продукта мирового уровня. Масштаб инвестиций в такого рода проекты составляет десятки и сотни миллиардов рублей. Но механизм их привлечения и освоения дифференцирован, включает в себя управление различными проектами с разными сроками возвратности вложенных средств и окупаемости.
Среди разнородных и разноуровневых проектов выделяются ключевые базисные структурообразующие проекты, такие, как, например, Улан-Удэнский авиазавод в авиастроении. Или мультимодальный транспортный узел в Улан-Удэ для международного транспортного проекта. Или очистные сооружения для проекта по Байкалу. Где есть такие сооружения, мощности по сбору, переработке и утилизации человеческих отходов, там возможно развитие туризма, прочих отраслей экономики, социальной сферы. В привязке к очистным и в пределах их мощностей. В противном случае всех ждет участь Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Нельзя голословно утверждать, что такие проекты будут окупаться десятилетиями. Какие-то из входящих в такой мегапроект – да. Но какие-то могут дать быстрый эффект уже на самых ранних стадиях его реализации. Строительство срубов из профилированного бруса под усадку https://sk-bani.ru/catalog/srubi-pod-usadku/ от компании СК-Бани Как, например, лечебно-оздоровительные центры в туристических центрах, таких, как Аршан и Жемчужина в Тункинской долине и Горячинск на берегу Байкала. С одной стороны, они выступают как ключевой базисный элемент всего туристско-рекреационного комплекса, без которого невозможно привлечение большого потока отдыхающих. Пример - курорт Белокуриха на Алтае. С другой стороны, они могут существовать как самодостаточные объекты, окупающие свои затраты.
По принципу пирамиды
Таким образом, сотни миллиардов инвестиций распадаются по десяткам и даже сотням разных проектов, имеющих разную приоритетность, сроки запуска, этапность реализации. Начав с одного, базового, проекта, мы постепенно выстраиваем пирамиду вырастающих из него других проектов, так же, как дерево растет с корней.
В рамках этих комплексов возникают разные экономические эффекты, такие, как кумулятивный рост инвестиций и т. д. При этом рубль, вложенный из бюджета в один проект, вызывает за собой 5-6, а порой и больше рублей частных инвестиций.
Так работает современная экономика. Так должны работать и мы. А другого пути к подлинному успеху нет.