В Бурятии этот фестиваль единственный в своём роде и не нуждается в особом представлении. Однако за пределами республики ему необходима раскрутка в масштабах Байкальского региона, а также Монголии и Внутренней Монголии Китая. Тем более, что все наши соседи являются активными участниками действа, но, к сожалению, не в качестве зрителей. Почему же голос номадов не может вырваться за наши пределы? Чтобы понять, что почём, стоит оглянуться назад, в девятилетнюю историю фестиваля.
Первый подобный фестиваль прошёл зимой 2008 года и назывался фестивалем этномузыки «Звёзды Белого месяца» и нёс рудименты эстрадного прошлого не только в названии. Напомню, в своё время многие годы проводился популярный телевизионный фестиваль бурятской эстрады с таким названием. И в 2008 году переориентация с эстрады на этномузыку стала неожиданным сюрпризом для зрителей и некоторых участников. Тем не менее, тогдашнему фестивалю-2008 удалось выйти за рамки форматной поп-культуры. Публика и исполнители, забыв про городскую суету, погрузились в мир природы, экзотических звуков и общение с себе подобными.
На следующий год – в 2009 году, учтя опыт прошлого, организаторы чётко определили концепцию и жанр фестиваля. А это в свою очередь предопределило смену вывески, состава участников, программы, манеры его ведения, сценографии и ставку на живые инструменты. Ещё одно важное отличие от «Звёзд Белого месяца» - была сделана заявка на мультикультурность и вообще на глобальный масштаб. В нём должны были быть представлены не только традиционные кочевники — монголы, тувинцы и буряты, и песенная культура сибиряков, казаков и семейских, но и этническая музыка со всего мира.
Так родился «Голос кочевников». Его учредителем стало Министерство культуры Бурятии, а бессменным организатором - известная журналистка Наталья Уланова. Собственно, именно «Voice of Nomads» радикально изменил её персональную судьбу. Бурятские СМИ потеряли талантливую журналистку и фотографа, а Бурятская государственная филармония получила креативного художественного руководителя.
За прошедшие годы «Голос» обрёл своё лицо, известность в музыкальных кругах и своих поклонников. На первом фестивале блистала Дива Евразии - удивительная певица Урна Чахар-Тугчи из Внутренней Монголии. Привозил её Назим Надиров – гуру этники, востоковед, лингвист, продюсер, журналист, диджей и радиоведущий. А в последующем бурятская публика увидела артистов из Москвы, Дании, Кении, США, Норвегии, Ямайки, Польши, Армении, Финляндии и других стран. Увидели и живые концерты Петра Налича и Бориса Гребенщикова. Из наших исполнителей были: Бадма-Ханда Аюшеева, группа «Намгар», группа тувинских студентов ВСГАКИ «Аржаан», группа «Амар мэндэ», Дашима Согтоева и группа «Урагшаа», Алдар Дашиев и Сэсэгма Дондокова, Согтын Даба, Баттувшин, группа «Хама угэ», российско-французская певица Даша Баскакова и бурятский певец Виктор Жалсанов.
Гостям и хозяевам было чем обменяться и что вспомнить. Например, заводные саамские йойки — национальные песнопения в жанре «что вижу, о том пою», и даже вовсе без слов. Эту музыку можно начать слушать с любого места. Йойк - это музыка, которую нельзя сочинить, она приходит сама. В Бурятии такого рода музыка есть, но уже подзабыта. Такие песнопения есть у кударинских бурят, живущих в Кабанском районе, - сидят мужчины и просто без слов поют о чём-то. Так «Голос кочевников» вышел за рамки всяких культурных границ. И оказалось, что у нас в Бурятии есть свои музыкальные сокровища, которыми мы должны гордиться и развивать их.
Таким образом «Voice of Nomads» прочно встал в ряд наиболее значимых культурных событий республиканского значения.
Ещё один важный этап в его эволюции - фестиваль «ушёл» в Ацагат, в «Степной кочевник». Здесь «Голос» набрал такую силу и мощь, что казалось, вся степь вибрирует в такт ее песням. И эта степная песня пробила дорогу в другое музыкальное измерение. Наверное, это был главный результат «Голоса кочевников» - вернуться к истокам, чтобы идти вперёд в будущее.
Как дальше будет развиваться фестиваль? В идеале, за право принять его с Ацагатом «бьются» Тарбагатай, Энхалук и Аршан. А за честь выступить на нём с нашими семейскими, бурятами, эвенками и казаками соревнуются африканцы и европейцы. И это коммерчески рентабельный фестиваль. Всё это присутствует и сейчас. Но не в полной мере, а значит, кочевье на верном пути…