Блоги 17 июн 2017 2290

​Куда идёт кочевник?

В Бурятии этот фестиваль единственный в своём роде и не нуждается в особом представлении. Однако за пределами республики ему необходима раскрутка в масштабах Байкальского региона, а также Монголии и Внутренней Монголии Китая. Тем более, что все наши соседи являются активными участниками действа, но, к сожалению, не в качестве зрителей. Почему же голос номадов не может вырваться за наши пределы? Чтобы понять, что почём, стоит оглянуться назад, в девяти­летнюю историю фестиваля.

Первый подобный фестиваль прошёл зимой 2008 года и назывался фестивалем этномузыки «Звёзды Бе­лого месяца» и нёс рудименты эстрадного прошлого не только в названии. Напомню, в своё время многие годы проводился популярный телевизионный фести­валь бурятской эстрады с таким названием. И в 2008 году переориентация с эстрады на этномузыку стала неожиданным сюрпризом для зрителей и некоторых участников. Тем не менее, тогдашнему фестивалю-2008 удалось выйти за рамки форматной поп-культуры. Публика и исполнители, забыв про городскую суету, погрузились в мир природы, экзотических звуков и общение с себе подобными.

На следующий год – в 2009 году, учтя опыт про­шлого, организаторы чётко определили концепцию и жанр фестиваля. А это в свою очередь предопределило смену вывески, состава участников, программы, мане­ры его ведения, сценографии и ставку на живые ин­струменты. Ещё одно важное отличие от «Звёзд Белого месяца» - была сделана заявка на мультикультурность и вообще на глобальный масштаб. В нём должны были быть представлены не только традиционные кочевни­ки — монголы, тувинцы и буряты, и песенная культура сибиряков, казаков и семейских, но и этническая музы­ка со всего мира.

Так родился «Голос кочевников». Его учредителем стало Министерство культуры Бурятии, а бессменным организатором - известная журналистка Наталья Ула­нова. Собственно, именно «Voice of Nomads» радикаль­но изменил её персональную судьбу. Бурятские СМИ потеряли талантливую журналистку и фотографа, а Бурятская государственная филармония получила креативного художественного руководителя.

За прошедшие годы «Голос» обрёл своё лицо, из­вестность в музыкальных кругах и своих поклонников. На первом фестивале блистала Дива Евразии - уди­вительная певица Урна Чахар-Тугчи из Внутренней Монголии. Привозил её Назим Надиров – гуру этники, востоковед, лингвист, продюсер, журналист, диджей и радиоведущий. А в последующем бурятская публи­ка увидела артистов из Москвы, Дании, Кении, США, Норвегии, Ямайки, Польши, Армении, Финляндии и других стран. Увидели и живые концерты Петра На­лича и Бориса Гребенщикова. Из наших исполнителей были: Бадма-Ханда Аюшеева, группа «Намгар», группа тувинских студентов ВСГАКИ «Аржаан», группа «Амар мэндэ», Дашима Согтоева и группа «Урагшаа», Алдар Дашиев и Сэсэгма Дондокова, Согтын Даба, Баттув­шин, группа «Хама угэ», российско-французская певи­ца Даша Баскакова и бурятский певец Виктор Жалса­нов.

Гостям и хозяевам было чем обменяться и что вспомнить. Например, заводные саамские йойки — национальные песнопения в жанре «что вижу, о том пою», и даже вовсе без слов. Эту музыку можно начать слушать с любого места. Йойк - это музыка, которую нельзя сочинить, она приходит сама. В Бурятии такого рода музыка есть, но уже подзабыта. Такие песнопения есть у кударинских бурят, живущих в Кабанском райо­не, - сидят мужчины и просто без слов поют о чём-то. Так «Голос кочевников» вышел за рамки всяких куль­турных границ. И оказалось, что у нас в Бурятии есть свои музыкальные сокровища, которыми мы должны гордиться и развивать их.

Таким образом «Voice of Nomads» прочно встал в ряд наиболее значимых культурных событий республи­канского значения.

Ещё один важный этап в его эволюции - фестиваль «ушёл» в Ацагат, в «Степной кочевник». Здесь «Голос» набрал такую силу и мощь, что казалось, вся степь ви­брирует в такт ее песням. И эта степная песня проби­ла дорогу в другое музыкальное измерение. Наверное, это был главный результат «Голоса кочевников» - вер­нуться к истокам, чтобы идти вперёд в будущее.

Как дальше будет развиваться фестиваль? В идеа­ле, за право принять его с Ацагатом «бьются» Тарбага­тай, Энхалук и Аршан. А за честь выступить на нём с нашими семейскими, бурятами, эвенками и казаками соревнуются африканцы и европейцы. И это коммер­чески рентабельный фестиваль. Всё это присутствует и сейчас. Но не в полной мере, а значит, кочевье на вер­ном пути…

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ