Блоги 14 июл 2017 1204

​​Прошлое – в деталях

Фрагмент экспозиции «Отоваренная мечта». Фото Дмитрия Алтаева

В музее им. Сампилова открылась выставка «Отоваренная мечта», пред­ставленная Московским Мультимедиа Арт музеем / Музея «Московский дом фотографии», в рамках Дней Москвы в Бурятии.

Фото Дмитрия Алтаева

Фотографии и рекламные плакаты, артефакты и воспоминания очевидцев – все это, будто на «машине времени», пе­реносит в прошлое. Авторы фотографий – классики российского фотоискусства: Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Всеволод Тарасевич, Дмитрий Бальтерманц, Виктор Ахломов, Евгений Халдей. Одновременно пред­ставлены рекламные плакаты советских художников, в том числе и Александра Родченко. В видеозаписях на экранах так или иначе обыгрывается тема «отова­ренной мечты» – это отрывки из леген­дарных фильмов Бориса Барнета, Геор­гия Александрова, Константина Юдина, Эльдара Рязанова.

Фрагмент экспозиции «Отоваренная мечта». Фото Дмитрия Алтаева

Специалист Московского музея Сергей Зыков, проводя вводную экскурсию по выставке, отметил: в развернутой ретро­спективе организаторы выставки не про­сто фиксируют определенные факты – но пытаются раскрыть тему зарождения и развития некоторых советских мифов. Насколько быстро с течением времени и ростом социальных запросов меняется сама «мечта» – то есть, желание обла­дать тем или иным набором предметов, определяющих уровень «комфортной жизни». Возможно, выставка покажет­ся ностальгической, но, в то же время, она носит и просветительский характер. Здесь можно увидеть не только приме­ры рекламной фотографии, но и снимки из блокадного Ленинграда, из городов, которые отстраивались после разруши­тельной войны.

Фрагмент экспозиции «Отоваренная мечта». Фото Дмитрия Алтаева

Надо сказать, что многие фотографии, особенно времен «тотального дефи­цита», вызывают у посетителей неод­нозначную реакцию. Очереди, талоны, люди с бутылками водки… Да, многие прошли через это – давились в очередях, в том числе, за водкой и сигаретами, – однако кто они, эти люди? Ведь они же стояли у станков, у металлургических печей, добывали уголь, прокладывали дороги. Не всем из них довелось полу­чить достойное образование, спорить в университетских аудиториях об особен­ностях поэтики Пастернака или заседать в партийных кабинетах бесчисленных обкомов и райкомов. Однако на их пле­чах, их неимоверным трудом поднима­лась страна, было обеспечено развитие экономики. Жизнь в СССР не сводилась к очередям. Они, скорее, были элементом существования – настолько привычным и неизменным, что воспринимались как не самая приятная, но неустранимая данность. Зато какой радостью станови­лась покупка любой вещи! И как долго служили первые радиолы, телевизоры, холодильники…

Фрагмент экспозиции «Отоваренная мечта». Фото Дмитрия Алтаева

О разных аспектах выставки высказал свое мнение известный в Улан-Удэ фото­граф Вячеслав Урбазаев.

– Очень интересно увидеть «вживую» те фотографии, многие из которых я знаю очень давно, по публикациям в журна­лах. Конечно, они оцифрованы, прошли обработку по специальным технологи­ям. Но здесь проявляются те детали и особенности, которые неразличимы в иллюстрации. Да и вся выставка – очень «живая», показывает течение време­ни, многое из того, что сейчас отошло в историю, исчезло из нашей действитель­ности. Как фотограф я не работал, не снимал такие явления – «темные сторо­ны» того, что было в те годы. Мое поле деятельности – это пейзажная съемка, красоты природы. Тогда все это - оче­реди, дефицит – не считались «предме­том искусства». Сними такое, могли и в «очернительстве» обвинить. Ну, а теперь интересно, что кто-то работал с этим ма­териалом, оставил на память такие вот моменты – ведь из них состоит все мно­гообразие жизни, - высказал свое мне­ние фотограф.

Фрагмент экспозиции «Отоваренная мечта». Фото Дмитрия Алтаева

Пройдясь по залу выставки, вниматель­но рассмотрев экспонаты, стоит сделать вывод, что представленная экспозиция – не про то, «как было плохо тогда», она – про наше восприятие «продуктово-веще­ственного мира». И очереди, и барахолки, и барыги, перепродающие дефицит – слов­но некая «параллельная реальность». Но между тем, разве она не оказала влияние на создание культурного пространства в целом? А художественные альбомы со­временных западных художников, при­везенные «из-за бугра»? А так называе­мые, «пласты» – «Rolling Stones» или «Led Zeppelin»? Ведь их не было в продаже, но, тем не менее, их доставали, так что каж­дый уважающий себя меломан имел их в коллекции. Желание познавать культу­ру во всем объеме – это ли не один из тех факторов, что привел к обрушению «железного занавеса», которым долгое время был окружен СССР? Логическим продолжением выставки могла бы стать тема «джинсов» – ведь без этого, каза­лось бы, ныне совершенно обыденного предмета одежды, невозможно было представить жизнь «тинейджера» – и, соответственно, определенный статус в обществе – в 80-е годы прошлого века. Однако про джинсы ничего не сказано. А жаль! Я-то пришел на выставку в насто­ящих американских «Levi`s». Купил их у «фарцовщиков» в начале 90-х, в Москве, на улице Беговой. С тех пор надеваю только по праздникам. А праздник в му­зее был, праздник состоялся!