Фрагмент экспозиции «Отоваренная мечта». Фото Дмитрия Алтаева
В музее им. Сампилова открылась выставка «Отоваренная мечта», представленная Московским Мультимедиа Арт музеем / Музея «Московский дом фотографии», в рамках Дней Москвы в Бурятии.
Фото Дмитрия Алтаева
Фотографии и рекламные плакаты, артефакты и воспоминания очевидцев – все это, будто на «машине времени», переносит в прошлое. Авторы фотографий – классики российского фотоискусства: Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Всеволод Тарасевич, Дмитрий Бальтерманц, Виктор Ахломов, Евгений Халдей. Одновременно представлены рекламные плакаты советских художников, в том числе и Александра Родченко. В видеозаписях на экранах так или иначе обыгрывается тема «отоваренной мечты» – это отрывки из легендарных фильмов Бориса Барнета, Георгия Александрова, Константина Юдина, Эльдара Рязанова.
Фрагмент экспозиции «Отоваренная мечта». Фото Дмитрия Алтаева
Специалист Московского музея Сергей Зыков, проводя вводную экскурсию по выставке, отметил: в развернутой ретроспективе организаторы выставки не просто фиксируют определенные факты – но пытаются раскрыть тему зарождения и развития некоторых советских мифов. Насколько быстро с течением времени и ростом социальных запросов меняется сама «мечта» – то есть, желание обладать тем или иным набором предметов, определяющих уровень «комфортной жизни». Возможно, выставка покажется ностальгической, но, в то же время, она носит и просветительский характер. Здесь можно увидеть не только примеры рекламной фотографии, но и снимки из блокадного Ленинграда, из городов, которые отстраивались после разрушительной войны.
Фрагмент экспозиции «Отоваренная мечта». Фото Дмитрия Алтаева
Надо сказать, что многие фотографии, особенно времен «тотального дефицита», вызывают у посетителей неоднозначную реакцию. Очереди, талоны, люди с бутылками водки… Да, многие прошли через это – давились в очередях, в том числе, за водкой и сигаретами, – однако кто они, эти люди? Ведь они же стояли у станков, у металлургических печей, добывали уголь, прокладывали дороги. Не всем из них довелось получить достойное образование, спорить в университетских аудиториях об особенностях поэтики Пастернака или заседать в партийных кабинетах бесчисленных обкомов и райкомов. Однако на их плечах, их неимоверным трудом поднималась страна, было обеспечено развитие экономики. Жизнь в СССР не сводилась к очередям. Они, скорее, были элементом существования – настолько привычным и неизменным, что воспринимались как не самая приятная, но неустранимая данность. Зато какой радостью становилась покупка любой вещи! И как долго служили первые радиолы, телевизоры, холодильники…
Фрагмент экспозиции «Отоваренная мечта». Фото Дмитрия Алтаева
О разных аспектах выставки высказал свое мнение известный в Улан-Удэ фотограф Вячеслав Урбазаев.
– Очень интересно увидеть «вживую» те фотографии, многие из которых я знаю очень давно, по публикациям в журналах. Конечно, они оцифрованы, прошли обработку по специальным технологиям. Но здесь проявляются те детали и особенности, которые неразличимы в иллюстрации. Да и вся выставка – очень «живая», показывает течение времени, многое из того, что сейчас отошло в историю, исчезло из нашей действительности. Как фотограф я не работал, не снимал такие явления – «темные стороны» того, что было в те годы. Мое поле деятельности – это пейзажная съемка, красоты природы. Тогда все это - очереди, дефицит – не считались «предметом искусства». Сними такое, могли и в «очернительстве» обвинить. Ну, а теперь интересно, что кто-то работал с этим материалом, оставил на память такие вот моменты – ведь из них состоит все многообразие жизни, - высказал свое мнение фотограф.
Фрагмент экспозиции «Отоваренная мечта». Фото Дмитрия Алтаева
Пройдясь по залу выставки, внимательно рассмотрев экспонаты, стоит сделать вывод, что представленная экспозиция – не про то, «как было плохо тогда», она – про наше восприятие «продуктово-вещественного мира». И очереди, и барахолки, и барыги, перепродающие дефицит – словно некая «параллельная реальность». Но между тем, разве она не оказала влияние на создание культурного пространства в целом? А художественные альбомы современных западных художников, привезенные «из-за бугра»? А так называемые, «пласты» – «Rolling Stones» или «Led Zeppelin»? Ведь их не было в продаже, но, тем не менее, их доставали, так что каждый уважающий себя меломан имел их в коллекции. Желание познавать культуру во всем объеме – это ли не один из тех факторов, что привел к обрушению «железного занавеса», которым долгое время был окружен СССР? Логическим продолжением выставки могла бы стать тема «джинсов» – ведь без этого, казалось бы, ныне совершенно обыденного предмета одежды, невозможно было представить жизнь «тинейджера» – и, соответственно, определенный статус в обществе – в 80-е годы прошлого века. Однако про джинсы ничего не сказано. А жаль! Я-то пришел на выставку в настоящих американских «Levi`s». Купил их у «фарцовщиков» в начале 90-х, в Москве, на улице Беговой. С тех пор надеваю только по праздникам. А праздник в музее был, праздник состоялся!