На днях я встретил одноклассницу Нину Сальникову. Она живёт в Москве, и мы давно уже не виделись. Конечно, посыпались привычные вопросы о наших одноклассниках из 43-й школы 1978 года выпуска: «А где Коля Смирнов? И Генка Корепанов. Как Вера Каличкина? Что ты? А помнишь?..». И как теперь водится, я поместил наше фото с Ниной в «Фейсбук». Откликнулся лишь Саша Сафронов, пожалуй, с самой интересной судьбой из одноклассников…
Дело в том, что 43-я школа находится в посёлке Стеклозавода. Это был рабочий посёлок, выросший вокруг стекольного завода, построенного в 30-е годы первенца индустриализации БурАССР. Он был главным работодателем в посёлке и определял всю его социально-культурную жизнь. Родители работали на заводе, а дети также приобщались к рабочей жизни – в летние каникулы колотили ящики для стекла. А после окончания школы шли на завод, учились в ФЗУ, ставшим затем индустриальным техникумом. Складывались рабочие династии, были свои традиции и уверенность в завтрашнем дне.
В юности я тоже проработал один год на заводе, где в огромных печах непрерывно плавилось стекло, грохотали станки и кран-балки, а рабочие смены круглосуточно сменяли друг друга. Но после армии уже не вернулся на завод. Большинство же моих одноклассников пошли в цеха, создавали комсомольско-молодёжные бригады, жили насыщенной жизнью и по тем временам, очень хорошо зарабатывали.
Однако грянули роковые 90-е и Улан-Удэнский стекольный механический завод, один из крупнейших в отрасли и в регионе, погрузился в пучину кризиса. После ряда попыток реанимировать производство Стеклозавод прекратил своё существование. Остыли печи, опустели цеха. Сотни людей оказались выброшенными на улицу, и не всем из них удалось найти себя в новой жизни. Как сказал мне один из бывших заводчан: «Пусто стало на Стеколке. Никого нет. Кто уехал, кто умер…»
Но не все из моих одноклассников связали свою жизнь с заводом. В нашем Доме культуры был духовой оркестр, которым руководил Павел Васильевич Потапов. Он был хорошим музыкантом и педагогом, большим энтузиастом. В его оркестр ходили многие поколения детей, и многие из них стали впоследствии профессиональными музыкантами. Из моих одноклассников эту дорогу выбрали Виктор Томсон и Александр Сафронов. Оба состоялись как музыканты. Виктор после окончания музыкального училища и работы в оркестре театра оперы и балета перебрался в Екатеринбург. Там он играет в симфоническом оркестре и гастролирует по всему миру. А Сафронов также после окончания музыкального училища и института культуры трудился в оркестре оперного. В трудные 90-е годы в театре стало совсем туго. Зарплата была мизерной, да и то её бесконечно задерживали.
И он ушёл в бизнес. Создал фирму «САЛЕКС» по печати фотографий и розничной торговле фототоваров и наручных часов. Всё было ново, увлекательно и Александр с головой окунулся в это новое дело. Рынок был ещё не освоен и компания процветала. На пике своей деятельности она располагала 27 точками в Улан-Удэ. Однако цифровые технологии стремительно развивались и вскоре потребители перешли на сотовые телефоны и смартфоны, совмещавшие в себе и фотоаппараты и часы и многое другое. Александру пришлось закрыть компанию и думать, чем заняться…
Экс-музыкант и бизнесмен вновь круто поменял свою жизнь. Он уехал. Но не в Москву, Краснодар или заграницу. А в нашу деревню и начал заниматься сельским хозяйством! Сейчас он живёт в Энхалуке на берегу Байкала, где располагаются дачи и турбазы. Местных жителей, практически, нет, и поэтому Сафронов своё хозяйство ведёт в соседнем Оймуре. Сначала купил сыроварню на 150 литров и тысячелитровый танк для молока. Готовые сыры, экологически чистые и отменных вкусовых качеств, продавал друзьям и знакомым, а затем вышел на торговые сети.
В планах было производство кисломолочных и мясных продуктов. Начинающий фермер собирался разводить коров, свиней, кроликов и кур, арендовал землю со стоящими на них зданиями столовой и бывшей конторы.
На одном из них он сделал крышу, поставил окна и двери, постелил полы.
Однако, оформить здание никак не удаётся. Местные жители написали письмо в его поддержку. Но глава Оймура Владимир Посохов, считает, что здания нужно оценить и выставить на продажу.
Пришлось Александру закрыть ферму, распустить рабочих и пустить под нож кур и поросят…
Если вспомнить известные мытарства Матвея Баданова и Льва Асалханова, то кабанская земля не слишком благоприятствует инвесторам извне. Удастся ли моему однокласснику переломить эту традицию?