Авторский коллектив фильма на презентации
В кинотеатрах Улан-Удэ идёт фильм Баира Уладаева «На берегу мечты». Эта драма уже третий фильм Баира Уладаева. Здесь он выступил в качестве режиссёра, сценариста, вместе с Ириной Урбаевой, и сыграл главную роль. Картина получила приз XI Международного кинофестиваля «Восток-Запад» за лучшую режиссёрскую и актёрскую работу. Специальный приз XI Международного кинофестиваля «Восток-Запад» за развитие национального кино. Продюсеры: Эльвира Доржиева, Алексей А. Петрухин.
Это лента о молодом парне, вернувшемся раненым из Чечни, и одинокой брошенной девочке, которой герой пытается помочь реализовать её мечту. Как написали в анонсе, «картина трогательная, даже, возможно, заставит вас всплакнуть». «На берегу мечты» второй фильм Уладаева, который я видел и который отличает складывающийся у него авторский почерк. Режиссёр берёт острую социальную тему и раскрывает её через хорошо знакомую ему жизнь бурятской деревни и мало отличающийся от него мир предместий.
Съемки предыдущего фильма «Сэржэм» прошли в Кижинге, а новая работа сделана в Баяндаевском и Ольхонском районах Иркутской области. События разворачиваются в 2000 году. Специфических местных деталей немного. Это, конечно, Байкал, на берег которого герой привозит свою героиню – девочку-сиротку. Вторая примета: характерные четырехскатные крыши деревянных домов в Баяндае, очевидное наследие юрт. Есть ещё автомобильные номера Усть-Ордынского бурятского автономного округа, ныне не существующего, а тогда - самостоятельного субъекта федерации. Еще одна символическая отсылка к недавнему прошлому.
Это деревня Гаханы в Баяндае, время в ней как будто остановилось. Во всем атмосфера конца 90-х и начала нулевых годов. Володя – молодой парень, но уже ветеран первой чеченской войны. Он ранен осколком гранаты в голову и ногу и хочет найти свою родную сестренку, которую до службы оставил дома с бабушкой. Пока Володя был в армии, бабушка умерла, а сестренку отдали в детский дом, откуда она сбежала, когда шла первая чеченская война. Володю играет сам Баир Уладаев, как он говорит, найти актёра, который бы понял и донёс до зрителя задуманный характер героя, он не смог. Возможно, это и к лучшему, потому что сам он сумел создать правдивый и полноценный образ.
Правда, это удалось с большим трудом, поскольку ему пришлось встать по ту сторону камеры. В эти моменты процессом руководила Ирина Урбаева, по совместительству автор сценария и второй режиссёр. А по вечерам они просматривали отснятый материал и в случае необходимости вносили коррективы. Гармонично перевоплотиться в Володю автору удалось ещё и потому, что он воочию знал таких парней. Парней, прошедших войну, и знавших цену словам и поступкам.
В дуэте с ним играет Анфиса Манхаева, юная актриса из Ольхона. Ее героиню, 7-летнюю Настю, предаёт мама, и она попадает в детский дом. Там она узнает от подруги про Волшебный мир на берегу моря, где все дети счастливы, и сбегает из детского дома в поисках этого Волшебного мира. С рюкзачком и плюшевой игрушкой в руках она замерзает на трассе, и здесь ее подбирает Володя. Так начинается сюжет, так встречаются они, и здесь же расстанутся в конце фильма.
Между этими двумя моментами разворачивается их история.
«Мы показываем соприкосновение двух миров – детского и взрослого. Наша история о том, что эти люди находят друг в друге», – рассказал о картине Баир Уладаев.
И они находят друг друга - израненный ветеран и беглянка из детского дома. Так совмещаются две острейшие темы: «поствоенный синдром» и сиротство, и так разворачивается сюжет фильма.
Сам режиссёр говорит, что обе темы он вынашивал не один год. Реально соприкасался как с ветеранами локальных войн, так и детьми, оставшимися без родителей. Похоже, что ему и всему авторскому коллективу картины удалось найти и показать выход из этих сложнейших жизненных ситуаций, в которых оказались Володя и Настя.
«Дети нуждаются в теплоте и любой взрослый человек, в ответе за них», - считает режиссёр.
Предварительный показ прошёл ещё 25 февраля в «Еврозоне». На премьеру собрались в основном участники проекта, родственники и друзья, представители СМИ. Большинство зрителей остались довольны увиденным, ведь это наша настоящая, невыдуманная жизнь. Жизнь, которая течет за окнами наших домов, будь то предместья Улан-Удэ, Гаханы, Кижинга или Ольхон. Картина заставляет задуматься о ней.
Многие выходили с заплаканными глазами, но это были слезы светлой грусти. В картине есть радость и горе, драма и в какой-то степени хеппи энд, только пережив их, мы достигаем возвышающего душу очищения.