Блоги 14 июн 2019 2114

​​Мы - многонациональный народ России

Члены Гильдии межэтнической журналистики около Дома дружбы народов

На днях в Улан-Удэ прошёл Всероссийский форум активных граждан «Сообщество», по­свящённый теме «Сбережение народа. Нацио­нальные проекты: потенциал Сибири и Дальне­го Востока». В нём участвовали представители Минвостокразвития России, Дальневосточного и Сибирского округов, эксперты и общественники.

Такого уровня форум общественников проходил в Бурятии впервые. Почему именно у нас?

Во-первых, наша республика всегда славилась стабильностью межнациональных отношений. Во-вторых, судя по мощному десанту высокопо­ставленных гостей и размаху этого форума, федеральный центр отчётливо осознаёт возрастающую роль общественных организаций и пытается на­правлять это движение в позитивное, созидатель­ное русло.

Весьма острый и заинтересованный разговор состоялся на секции «Национальная политика и национальные проекты: инициативы национальных сообществ». Как ни странно, выступающие сошлись на том, что механизма для реализации государ­ственной политики ни в стране, ни в Бурятии, по существу нет. Во многих регионах нет даже такого специализированного органа, как наш Комитет по межнациональным отношениям и развитию граж­данских инициатив Администрации Главы и Прави­тельства РБ. Соответственно, нет ни полноценной структуры, ни одного самостоятельного специали­зированного учреждения.

Например, в республике есть Центр эвенкийской культуры «Арун». Он подконтролен Министерству культуры, у которого своя узкая зона ответствен­ности, не касающаяся многих других сторон жизни эвенков: охоты, охотничьих и рыболовных угодий, образования, экологии и т.д.

Приводили и пример Дома дружбы народов Бу­рятии на ул. Ленина, 12. Он передан общественным организациям этнокультурной направленности в безвозмездное пользование. Землячества прово­дят в нём свои встречи, концерты и праздники. В его школьных классах изучением национальных языков и культуры занимаются дети шести вос­кресных школ (бурятской, китайской, корейской, польской, литовской, татарской).

Но как самостоятельное учреждение Дом дружбы невозможно позиционировать, он только предоставляет свои площадки землячествам. А если передать его в ведение Минкульта, то он станет очередным учреждением культуры и соответ­ственно в приоритете будут музыка, танцы и т.д.

Конечно, общественники хотели бы, чтобы Дом дружбы стал полноценным самостоятельным учреждением. А не местом для несанкционированных митингов, как это случилось в марте 2017 года по поводу конфликта на рынке с участием мигрантов из Кыргызстана.

Ещё одной обсуждаемой темой стала потеря молодёжью интереса к национальной культуре. К тем же из года в год проводимым мероприятиям: Сурхарбан, Масленица, Больдёр и т.д. На замену им пришли новые форматы: юмористические програм­мы, разбивание кости, бои без правил, мода, вирту­альные игры и прочее. И самый больной вопрос: как вытянуть её из интернета? Или же заполнить интернет-пространство национальной культурой и языком? Ведь молодёжь уже не живёт тради­циями. Нужны новые проекты и идеи, но для их реализации нет институтов. Хотя в Бурятии уже накоплен интересный опыт. Та же Гильдия межэтни­ческой журналистики под руководством журналиста БГТРК Баирмы Раднаевой. Однако, в целом НКО занимаются разовыми проектами.

Если оглянуться на зарубежный опыт, то и в большинстве развитых стран Запада молодёжь предоставлена сама себе. Где-то это даёт хорошие плоды – рок-музыка, рэп, брейк-данс, флешмобы и прочее. Но есть и отрицательные плоды, когда, например, радикальные террористические группи­ровки типа ИГИЛ (запрещённая в РФ террористи­ческая организация) вербуют своих сторонников среди молодёжи.

Разговор был полезный и важный, нужны но­вые подходы и идеи, нужно обновление, нужны институты развития, которые бы комплексно за­нимались продвижением национальных культур. Скажем, хочу посмотреть семейскую культуру - еду в Тарбагатай, хочу бурятскую – еду в Ацагат.

Если суммировать итоги работы секции меж­национальных отношений, отбросив частности, то они свелись к дилемме: можно ли создать «полно­ценную российскую нацию» и при этом сохранить самобытность народов, населяющих страну? Теперь этот вопрос носит больше не теоретический, а прак­тический характер. Конституция РФ обозначила нас как - «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле». И только сохраняя эту многонациональ­ность, она будет оставаться российской нацией.

При этом есть два уровня самоидентификации. Первая – общегражданская идентичность, и она не вступает в конфликт с собственно этнической при­надлежностью. При этом мы должны понимать, что общероссийская идентичность строится не только на понятии национальность, но и на межнацио­нальном согласии, то есть дружбе между наро­дами. Мы - федеративное государство, в которое входят территории исконного проживания многих этносов, и в связи с этим у нас нет иного пути, кроме как сохранять культуру и традиции наших народов.

Это также можно отнести и к русским, которые являются объединяющим народом всей России. И культура русского этноса также требует бережного, внимательного отношения и также должна сохра­няться.

Фото Светланы Целовальниковой