В эти дни, посещая учение Калачакры, с интересом вглядываюсь в глаза прихожан, особенно молодого поколения. Поколения, выросшего в бурно развивающемся религиозном поле. Что же дали последние порядка 30 лет, с момента, как буддизм и остальные религии официально возвратились народу? Стали мы ближе к истинам, которых стало так много и тиражируются в огромных объёмах на всех видах носителей информации? Кто же прав в споре между материей и духом? Дадут ли духовные освобождения таинства Калачакры многим из нас, кто совершает механические ритуалы? Где границы между истинной верой и, прошу прощения за сетевой термин, «будданутством»?
В 1995-1996 учебном году имел возможность выслушать два семестра на философском факультете Томского государственного университета на курсах по восточной, античной, средневековой философиям, а также роскошный курс по введению в философию и метафизику. Помимо этих расширяющих сознание лекций, большой культурологический шок испытал от образа жизни университетской интеллигенции. Тем более, было что сравнить после трёхлетнего опыта обучения в БГПИ им. Доржи Банзарова и жития в городе, где был культ перед одеждой и образом жизни. Но суть того, что хочу поведать, не в этом напускном разнообразии.
Преподаватель семинаров по восточной философии Николай Карпицкий https://www.facebook.com/nikolai. karpitsky?epa=SEARCH_BOX так искусно разворачивал панораму буддизма и всей остальной палитры восточных религий, что меня, выросшего в ритуальной буддийской среде, захватывало сопоставлять термины и объяснения тому или иному ритуалу. В те годы для широких масс только возвращались имя и труды известного буддолога Бидии Дандарона, а мы на семинаре разбирали его статью «Теория шуньи у мадхьямиков». И оказалось, что он мой земляк. После телефонного разговора с матерью выяснилось, что он приятельствовал и дискутировал с моим дедом по материнской линии Цыбандоржо Гытыповым. Вот так встреча в Западной Сибири была прямо как-то символична, тем более девиз Дандарона - «тантра на Запад».
Есть ли разница между буддологом и буддистом, обязательно ли человеку, исповедующему буддизм, обладать всей полнотой знаний о всех течениях и направлениях? И наоборот, можно ли считать интеллектуала и досконального знатока, носителя санскрита и тибетского языка (наподобие вышеупомянутого лектора Н. Карпицкого или Бориса Гребенщикова) - буддистом?
У меня на малой родине больше десяти лет штатным ламой служит выходец из Прибалтики, кстати, единственный человек, кто выписывал в своё время журнал «Вопросы философии». Не любит рассказывать о прошлой жизни, таких сейчас много, а буряты привыкли, перестали воспринимать как диковинку, характеризуют их «урда наһандаа буддын шажантан байгаа». Он как-то обмолвился мне, что про его случай в западной психологии есть термин: «люди ушедшие из дома». Это, скорее, диагноз, добавляет он. Жил как настоящий отшельник, доил коз, во все времена года всё время ходил пешком. Не наряжался, не обзаводился бытом, правда, любит книги, увёл у меня «Критику чистого разума».
Эффект Калачакры будет изучаться, у каждого будет свой параметр изучения. Кто-то вычислит экономический эффект, кто-то - туристический, кто-то - имиджевый или политический. Добавится ли набожности и как это оценить? Но взгляд молодых жителей республики ясен и светел, и атмосфера на стадионе шикарная. Это радует.
Фото Анны Огородник