26 ноября в Государственном русском драматическом театре имени Бестужева в торжественной обстановке представили воссозданный бюст императрицы Екатерины II, сообщает газета "Бурятия".
В присутствии руководства республики, религиозной и светской общественности бюст передали в Анинский дацан Хоринского района.
На мероприятии Глава Бурятии отметил важность этого события - как восстановление исторической справедливости, выразил благодарность инициаторам, непосредственным участникам и спонсорам, без которых эта благородная миссия была бы невозможна.
Данное событие приурочено к 255-летию со дня подписания императрицей указа об утверждении в России Института Пандито Хамбо лам. В 1764 году скульптурный бюст императрицы передали в дар делегации бурятских буддистов. Улан-Удэ стал четвертым городом, где завершен маршрут исторической реконструкции путешествия 1764 года по Московскому тракту из Санкт-Петербурга в Бурятию. Также состоялись торжественные церемонии в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.
Начало реконструкции прошло в главной царской резиденции, где императрица Екатерина II принимала делегацию во главе с Дамба Даржа Заяевым в Государственном Эрмитаже.
Исторически Анинский дацан - место хранения 11 родовых знамен хори-бурят, которые были пожалованы Петром II, 14 золотых знамен, переданных Николаем I родоначальникам каждого хоринского рода. После каждой инаугурации в Восточную Сибирь обязательно доставляли живописные портреты царствующих особ, также хранившихся на алтаре в Анинском дацане. Эта традиция сохранялась вплоть до Николая II. Портреты, знамена, а также бюст Екатерины.
Великой были бесследно утрачены после революционных событий 1917 года и в разгар антирелигиозных репрессий в 30-е годы прошлого века.
На торжественной церемонии присутствовали петербургский архитектор Вячеслав Бухаев вместе со скульптором Матвеем Макушкиным, приехавшие по этому знаменательному поводу в Улан-Удэ. Они-то и воссоздали легендарную скульптуру, работы над которой заняли полгода. Вячеслав Бухаев изучил более 30 скульптурных и портретных изображений императрицы, хранящихся в коллекциях Эрмитажа и Русского музея, чтобы облик получился наиболее аутентичным.
- Существует много портретов Екатерины - и скульптурных и живописных. На всех она разная, нет такого, чтобы императрица на всех была одинаковая. Я изучил много материала и создал свой собственный образ, - рассказал корреспонденту «Бурятии» скульптор Матвей Макушкин.
- Мы провели мероприятие в Санкт-Петербурге, в Зимнем дворце, в историческом зале заседаний, в Москве - в Царицыно, в Таврическом зале. Потом отправились по железной дороге до Екатеринбурга, где возложили цветы на месте расстрела последнего императора и его семьи. Бюст займет свое историческое место в алтаре Анинского дацана, который назывался «Дом Романовых». Этот проект поддержали Хамбо лама Дамба Аюшеев и Глава Бурятии Алексей Цыденов, – рассказал ширээтэ лама Анинского дацана Легцок Дарижапов.
На концерте, прошедшем в ходе торжественного мероприятия, лучшие танцевальные коллективы и артисты представили гостям яркие и запоминающиеся выступления, спонсоров наградили благодарственными письмами. Министерство культуры и Государственный архив Бурятии вручили Анинскому дацану сборник копий документов, в которых отражены неизвестные факты истории буддизма в Бурятии.
СПРАВКА:
Размеры бюста 500Х250, масса - 15 кг. Работа основана на других прижизненных скульптурных изображениях императрицы.