Блоги 24 мар 2020 1646

​​САГААЛГАН. ПОСЛЕВКУСИЕ.Think different (©apple).

С каждым годом год на год всё больше не приходится (каламбур какой-то). В знаковом, и с точки зрения нумерологии, и как показывают медицинские, экономические, политические события, 2020 году, шумные бурятские племена так же шумно сели в крайний вагон Сагаалгана, с размахом и массово отметив сие событие аккурат перед всемирно анонсированной пандемией нового вируса. Типун на языки режиссеров разных фильмов-катастроф. Природа более чем убедительно и методично доказывает, что человек со всей его технократией всего лишь «галактическая пыль». И оставшись лицом к лицу с глобальным катаклизмом, он беспомощен.

О республиканском, сангховском, московском этапах Сагаалгана, местечковых и земляческих встречах в бурятском сегменте медиасферы сказано, написано, обсуждено уже очень много. Не стану повторяться. Хочу остановиться на первый взгляд малоприметной, но от этого не ставшей малозначимой, сагаалгановской встрече на кижингинской земле.

На фоне шумных спекуляций вокруг и около родных и неродных (с т.з. федерального учебного плана) бурятского, сартульского, тункинского, баргузинского, эхиритского, хоринского и мн.др. «языков», школы от Кабанска до Орлика, от Закамны до Джиды «сверили часы» и без всякого лишнего шума, внешнего принуждения и напускного пафоса собрались вместе, задавшись целью узнать, кто сегодня во что горазд в своем родном языке.

Предполагая возможный этногенеалогический шум, считаю необходимым поделиться личным мнением – на сегодня не найдётся ни одного «чистокровного» представителя того или иного рода, племени. Да и надо ли его искать? Колупнуть любого само - любующегося бурята, и начнут слетать с него цветастые покрывала, соединяющие его с восточным и западным берегами Байкала, Агой, Хилком, Чикоем, Саянами, Барагханом, Халха и Үбэр Монголиями и т.д. А забайкальский Сократ Виктор Балдоржиев говорит: «чудовищная чушь, дичайшее невежество, раскалывают наш мир каким-то трайбализмом, возвышая свои «колхозы-племена» с их «авторитетами» над другими «колхозами-племенами». В погоне за краснобайством и признанием недалёкого электората и правителей, не зная о своей принадлежности к цивилизации, ставя свои интересы выше всех остальных, они (т.е. мы- авт.) потеряют всё - язык, территорию, Байкал. Всё».

Языком, на котором написана вся классика бурятской советской литературы, все собравшиеся владеют превосходно. Львиная доля интернетовской шумихи о физиологической невозможности проговаривания отдельных фонем - от лукавого. Горные, степные, лесные, лесо-степные, прибрежные буряты и небуряты, с узкими и не очень разрезами глаз, с упрямыми чёлками, угловатые и статные, стройные и полные, с интересом озирающиеся вокруг, старательно выговаривали пропущенные через сердца фразы, устное народное богатство своего народа, через которое они строят в себе картину мира.

P.S. В кижингинском Могсохоне дети из детского сада в школу приходят, воспитанные в языковых канонах цифровых мультиплексов «Карусель» и «МультТВ», т.к. молодым папам и мамам недосуг сидеть и заниматься с ними как в бюргерской Европе (зачастую один из них на заработках), а бабушки и дедушки либо души во внуках не чают и разрешают им все, либо разрываются между деревенскими и городскими внуками. На уровне 1-2 классов, когда дети начинают исподволь проходить жизненные «школьные университеты», в школьных коридорах, раздевалках спортзала, столовых и (сорри за подробности) туалетах, начинается их ускоренная диссимиляция (ускоренный возврат к родному языку) под молчаливое принудительное одобрение старшеклассников.

Кстати, возведённые нами в ранг эталона шэнэхэнские собратья также сетуют, что юные хулунбуирцы стремительно китаизируются. Характерные издержки глобализации…

Фото Владимира и Баира Шираповых