- Галина, Жан-Пьер Алибер? Я слышал о нем, это Иван Петрович Алибер?
- Его настоящее имя — Жан-Пьер Рене Мишел Алибер. Мне о нём рассказал Зоригто Саханов. Позднее я написала повесть «Француз Иван Петрович», которая была издана в Париже. А сейчас наши земляки из Бурятии, которые живут в Петербурге, сняли фильм об этом удивительном романтике, которого в Оке все звали Иван Петровичем. Фильм получился превосходный, в нём рассказана вся история жизни и деятельности великого авантюриста.
Он родился в городе Монтобане, в богатой семье. С детства Жан-Пьер был выдумщиком, постоянно вовлекал братьев в свои смелые авантюры. А в четырнадцать лет уже сбежал из дома в поисках приключений! Он спрятался на корабле и приплыл в Финляндию. Там, гуляя по городу, был поражен богатством витрин с роскошными мехами. Жан-Пьер начинает торговать шкурами животных, его бизнес на удивление быстро процветает. В семнадцать лет Жан-Пьер уже открыл свой собственный пушной магазин в Лондоне! Еще через год он решил ехать на восток, в Россию. И всего через два года, в двадцать лет, Жан-Пьер открывает в Санкт-Петербурге собственный пушной магазин!
- Какой предприимчивый человек!
- Затем он решает добывать золото! - «Жизнь томительна без выдумки», - говорил он и внезапно уезжает из Петербурга. И вот он уже на Урале. Лично знакомится с инспектором по Уралу Пермикиным, причем весьма любопытным образом: Жан-Пьер пришел прямо в бюро и предложил инспектору свои услуги в качестве учителя французского языка для его детей. И был принят! Но очень скоро и этого ему становится мало. Он покидает семью Пермикиных вопреки их желаниям. Едет дальше, в Сибирь.
- Он владел русским языком?
- В совершенстве. Как раз с детьми Пермикиных и оттачивал язык. Но его личная цель была — расширить свой бизнес. Он искал золото, драгоценные камни, чтобы изготавливать изысканные предметы роскоши и поставлять в Петербургский торговый двор. Жан-Пьер не был геологом, но хорошо знал Сибирь. Он видел богатство этого огромного региона. Алибер был необычной личностью для России XIX-го века. В 1843 году он прибыл в Иркутск, завёл знакомство с казачьим офицером Черепановым, которому таёжные аборигены сойоты рассказали о месторождении графита. Этот участок правительство не взяло в разработку. В 1846 году Алибер, за 300 рублей, купил залежи графита особой чистоты («плюмбаго», или «чёрный свинец») на горе Ботогол, в Саянах.
Зимой там температура достигала минус 50 градусов, летом плюс сорок. В таких условиях он находился много лет, но Алибер знал, что цена на графит в Европе сильно поднялась. Единственная Камберлендская шахта графита, которая находилась на севере Англии, к тому времени была полностью исчерпана. Руда в Камберленде закончилась, и производство английского графита прекратилось. Зато началось в Сибири! Жан-Пьер Алибер сумел организовать успешную добычу графита.
- Галина, как он организовал разработку месторождения?
Алибер позже писал в «Вестнике Географического общества»: «Мало того, что климатические условия были враждебные, но еще восемь лет наших неустанных и тяжких трудов и лишений не давали результата». Только на девятом году терпение Алибера было вознаграждено, и он получил превосходного качества графит. Жан-Пьер собрал образцы и отправил на анализ в Императорскую академию в Москву и в Национальный музей естественной истории в Париж. И после этого Жан-Пьер Алибер был признан первооткрывателем «Сибирского графита исключительной чистоты» - так его назвали официально.
Алибер открыл рудник «Марьинский», и организовал успешную добычу графита. Построил шахту, дороги к ней, дома для размещения рабочих, поставил часовенку и бани. Разводил лошадей и коров. От нестерпимых ветров Жан-Пьер оградил свой поселок высокой каменной стеной и построил специальные ветрорезы высотой до десяти метров. Здесь, на высоте две тысячи метров, среди высокогорной тундры он вырастил настоящий сад с апельсинами!
- Куда он девал добытый графит? Как отправлял продукт за рубеж?
Поставлял графит немецкому дому Фабер. Алибер лично разбирал сырье, которое должен был отправить. Графит тщательно отсортировывался, распиливался на ровные кубики и в прочной упаковке на лошадях отправлялся в долгий путь вплоть до Нюрнберга.
История его жизни полная взлетов и падений, но в конечном итоге все заканчивалось всепоглощающей верой Алибера в жизнь. Жан-Пьер Алибер терпеливо и скрупулезно вел разработку труднодоступного месторождения, содержащего графитную руду исключительно высокого качества. И его графит был признан лучшим в Европе! Качество Ботогольского графита было настолько высоко, что на изготовленных карандашах делалась специальная надпись: «Сибирский графит Алибера». Алиберовские карандаши и графитовые стержни стали эталоном качества в Европе. Жан-Пьер Алибер прожил долгую жизнь. Тридцать лет работы в России, а вернувшись во Францию, он участвовал во многих геолого-минералогических собраниях, выставлял свои минералы в музеях Парижа, Лондона, получал медали на международных выставках. В 1859 году он обнаружил крупное месторождение нефрита в долине реки Онот в Оке. Этот камень он экспортировал в Китай.
- Расскажи подробнее о фильме.
Летом прошлого года в Бурятии произошло очень важное событие: наши земляки — бизнесмены и ученые - организовали восхождение на гору Ботогол. Мне написал об этом мой друг Николай Доржиев, а потом я познакомилась с автором идеи, продюсером фильма и организатором экспедиции на Ботогол Георгием Рыковым. Они оба наши земляки-бизнесмены, живут в Санкт-Петербурге, и это они организовали большую научную группу и киноэкспедицию на гору Ботогол, где жил и работал Жан-Пьер Алибер.
На пике Ботогол сохранились признаки присутствия Алибера. Это каменные стены, которые защищали от ураганных ветров, остатки техники, строения, ипподром. В экспедиции приняли участие операторы киностудии «AguitEco», которые и сняли превосходный фильм - «Сибирский графит Алибера».
Фильм снят высокопрофессионально, удивительно красивая природа Восточных Саян, захватывающий сюжет. Он уже принят на конкурс большого кинофестиваля, который пройдет в марте 2024 года. В посольстве России в Париже я готовлю его презентацию. Приглашены ученые, сотрудники Французского Географического Общества, Национальной Академии художеств, поскольку Жан-Пьер Алибер нарисовал более трехсот рисунков Графитовой шахты Алибера на горе Ботогол, и все свои картины подарил Национальной Академии художеств. Почетными гостями будут представители Минералогического музея и Музея естественной природы, в которых хранятся изделия из нефрита и других драгоценных металлов, которые изготавливал сам Алибер.
- Галина, близится Сагаалган. Какие пожелания землякам на Новый год?
Дорогие мои земляки! Хочу пожелать, чтобы в наступающем году Дракон принес всем стабильность, спокойствие, силу, мудрость, добро. Чистого и спокойного неба над головой! Пусть исполнятся ваши самые заветные желания! С наступающим Сагаалганом!
Справка о Галине Александровне Дрюон.
Родилась в Бурятии. Училась в Москве. Живёт в Париже. С 2002 года проводит во Франции ежегодные фестивали «Все краски России», привозит во Францию российские этнические коллективы, чтобы знакомить зарубежную общественность с богатством культур народов многонациональной России. Член Ассамблеи народов Евразии.
Член Международной федерации журналистов, имеет публикации во франц. газетах: «La Pensée Russe», «Observateur Russe», «Perspective» и др. Рассказы Галины Дрюон напечатаны в журналах Австрии, Франции, России, Австралии. В Париже ежегодно печатается в альманахе «Новый Глаголь». Автор книги-исследования «Бурят Валерий Инкижинов в европейском кино». Лауреат международного литературного конкурса «Литературная Вена», победитель Всероссийского конкурса профессиональной журналистики «Отечество». Награждена Почётной грамотой Правительственной комиссии Российской Федерации за работу по укреплению культурных связей между Россией и Францией.