Блоги 17 фев 2024 5486

Монголия – мать драконов

«Дракон — одна из четырёх сил мира, парящая в голубом небе, мифическое существо, обладающее необычайной силой и магией, которое питается огнём и укрощает хвостом все темные силы.
Драконам особо поклоняются в Китае, они присутствуют во всех видах ритуалах, их изображения сопровождают все сакральные места. Но согласно свидетельствам истории, руины Дворца драконов основателя Империи гуннов Модэ Шаньюя доказывают, что родина драконов - Монголия».

© фото: из архива Д.Эрдэнэбаатара

Такими строками начинается обращение монгольского просветителя Бадарч Найдансүрена к соплеменникам в связи с наступившим годом Деревянного Дракона.

Эта преамбула показалась любопытной, особенно в части утверждения о Монголии как «родине драконов». Оказалось, что это заявление имеет не только мифологическое основание, но и научное.

В 2019 году знаменитый монгольский археолог, заведующий кафедрой археологии Монгольского государственного университета Д. Эрдэнэбаатар вместе с группой археологов стал автором открытия мирового уровня.

Два серебряных дракона, найденные в результате раскопок захоронений гуннского периода названы лучшими находками в мире.

- Пара серебряных драконов отлита из цельного серебра, а грива, плавники и крылья покрыты золотой эмалью, что является прекрасным художественным решением рисунков животных. Первым стало предположение, что это символ власти царя гуннов, - сказал тогда ученый в интервью ИА «Монцаме».

Драконы «нашлись» при раскопках усыпальницы знати гуннского периода на территории Архангайского аймака. Тогда же журнал «Археология», издаваемый Институтом археологии США, внес драконов в число «10 лучших в мире археологических открытий» 2019 года.

Эта находка, именно с полным изображением дракона, стала первой, найденной на азиатском континенте, но что важно, на территории Монголии.

К слову, самое большое количество артефактов гуннского периода найдено в Монголии, в том числе и ученым Д. Эрдэнэбаатаром.


- Монголы думают, что драконы – это наследие китайской культуры. На самом деле дракон - мифическое небесное животное, которое создали в своем воображении предки монголов - гунны.

Позднее Хубилай хан, возглавлявший империю Юань, внес образ дракона в быт и культуру Китая, и использовал его изображение как символ государственности.

Например, дракон с пятью когтями обозначал высшую знать и далее по рангу. А если у дракона два когтя - перед вами военный генерал, - заявляет монгольский ученый.


Совершенно неожиданно символ нового года по восточному, или как большинством принято считать китайскому, календарю – деревянный дракон обрел вполне себе монгольские очертания.

 Год Дракона

Год Дракона невольно напомнил о нашумевшем сериале «Игра престолов». Кто помнит сюжет, главная героиня Дейнерис выходит замуж за дотракийского кхала Дрого, а в качестве свадебного подарка невесте вручают окаменевшие драконьи яйца.

«Образ дотракийцев восходит к гуннам и монголам, есть в них что-то и от степных племен вроде аваров и мадьяров», - рассказывал сам Джордж Мартин, автор романа.

Кхал Дрого, новоиспеченный супруг будущей Матери Драконов, возглавляет войско темноволосых, меднокожих всадников, которые живут в юртах и едят в основном мясо. Умелые наездники, одетые в легкую кожаную броню и вооруженные изогнутым мечом, молниеносны в набегах и наводят ужас на своих жертв. По одному из предположений, прообразом кхала Дрого предположительно являлся Есугей - отец Чингисхана, а заплетённые в косу волосы воинов - дань кочевникам сяньби, дунху и маньчжурам.

Оседлавшая драконов, позже Дейнерис получит титулы Бурерожденная, Неопалимая, Королева Миэрина, Королева андалов, ройнаров и Первых Людей, Кхалиси великого травяного моря, Разбивающая Оковы, Матерь Драконов. И если «Кхалиси великого травяного моря» совершенно понятный отсыл к бескрайним степям, то титул «Бурерожденная» неожиданно уносит в объятия буддийской философии.

В буддизме дракон - это трон и транспортное средство Вайрочаны, белого Будды. Синий бирюзовый дракон - это средство передвижения многих божеств-хранителей, воздушных божеств или божеств бурь - читаем в журнале «Буддийское искусство».

И если учесть, что монотеистические религии Среднего Востока и Европы представляли дракона как свирепого сатанинского монстра, охранителя сокровищ, похитителя детей и соблазнителя девственниц, вряд ли верующему в единого бога придет в голову, пусть даже в жанре «фэнтэзи» прописать историю о молодой женщине, оседлавшей драконов.

Потому все больше кажется, что талантливая работа, возможно атеиста, Джорджа Мартина от начала и до конца написана под впечатлением от истории о молниеносных и устрашающих походах на запад узкоглазых варваров с востока.

«А убивать людей, нападать на земли других, захватывать имущество других всяким несправедливым способом, предаться блуду, обижать других людей, поступать вопреки запрещениям и заповедям Божьим отнюдь не считается у них греховным. Они ничего не знают о вечной жизни и вечном осуждении; веруют, однако, что после смерти станут жить в ином мире, будут умножать свои стада, есть, пить и делать другое, что делают люди, живущие в этом мире», - такой увидел итальянец Плано Карпини монгольскую орду в XIII веке.

Кстати говоря, в исторических хрониках описание стратегии и тактики захватнических походов гуннов и чингисидов мало чем отличаются друг от друга. Те же внезапность, стремительность, выносливые кони и необычайная жестокость при наличии сопротивления жертв.

Возможно, вера в безграничное Вечное Синее Небо, лишала страха передвижений по земному шару тех, о природе происхождения которых до сих пор спорят ученые умы человечества.

 «Лучше засучить рукава, чем затягивать пояса»

Современные монголы мало чем отличаются от предков в части любви к лошадям и поклонении Хөх Мөнх Тэнгэри – Вечному Синему Небу.

Возможно, дикие скорости и жажда покорения земного шара в 21 веке трансформировались в философичность и неспешность.

- С 1990 года Цагаан Сар стал национальным праздником монгольского народа, что стало началом возрождения древних традиций и наследия монголов. Помните, что мы народ с синим родовым пятном и мы не похожи ни на Запад, ни на Восток. Это прекрасная возможность заявить, что мы — нация с собственными традициями, историческим и культурным наследием. Быть националистом – это иммунитет для существования любой нации. Это касается всех людей монгольского происхождения, находящихся и за границами Монголии. Нас миллионы, народов монгольского происхождения. Единство и независимость нации станут главной основой существования монгольского народа сегодня и навсегда, - продолжает свою мысль автор в тексте обращения.

А пока европейский ученый мир не спешит признать гуннскую цивилизацию предками монголов, ученые Монголии одно за другим находят доказательства родства.


- Территория хуннов не может ограничиваться территорией современной Монголии. Могилы в той или иной степени имеются во Внутренней Монголии, в России - Бурятии, Киргизии и Казахстане. Нынешняя граница Монголии — это граница, установленная в начале 20 века, - говорит автор громких открытий археолог Д. Эрдэнэбаатар.

Первым из европейцев, кто заявил о существовании гуннов был Петр Козлов, русский путешественник и археолог, обнаруживший могилу гуннского периода у горы Нойон.


- До XX века историки мира смотрели на историю гуннов по китайским источникам и считали ее мифом. С тех пор ученые всего мира поверили в то, что гунны действительно существовали, и начали их изучать.

С тех пор в результате международных экспедиций и раскопок монгольских ученых только на территории современной Монголии найдено порядка 100 артефактов гуннской эпохи, в том числе и гробницы гуннских царей, которые являются одними из самых ценных находок в истории Монголии.

Люди думают, что важно найти золото, когда копают древнюю могилу. Однако более важной задачей является поиск информации об истории наших предков. Древние могилы сохранили информацию о том, когда впервые появились монголы.

Я мечтаю найти письменные документы, оставленные нашим предками, именно гуннами, - делится планами ученый.

И эта идея не кажется абсурдной. О доказательствах наличия письменности у гуннов уже сообщали китайские ученые, монголы же заявляют, что в числе находок того периода есть принадлежности для письма.

Автор: Норжима ЦЫБИКОВА

Фото: из архива Д.Эрдэнэбаатара