Блоги 6 мар 2024 6905

Как русский мальчик стал родоначальником 3 тысяч баргузинских бурят

Готова к выходу в свет история одного славного баргузинского рода. Это книга «Родословная Хабруу», которую подготовила Софья Ухинова. Зачем нужно знать свою родословную? Где и как вести поиски своих корней? Об этом участники проекта и также представители баргузинских эхиритов рода Буура hэнгэлдэр, подрода  Хабрутан писатель Алексей Гатапов и к.филол.н. Галина Елбонова (Будаева).

© фото: Из архива Александра Махачкеева

Алексей Сергеевич Гатапов

 Память о корнях, родословном древе, относится к числу самых сокровенных духовных ценностей каждого человека, так как это связано с его истоками, уходящими в глубь тысячелетий, в седую древность. Род — это общий ковчег, в котором все члены прибыли из древности в современность. К сожалению, человеческая память не может сохранить бесконечную цепь своего рода начиная с древних времен, но народ хранит традицию сохранения памяти как минимум о ближайших семи поколениях предков, все потомки которых и считаются ближайшими родственниками, соблюдающими в отношении друг друга все родственные нормы и правила: не вступают в браки между собой, совершают общие родовые праздники — тайлганы, молятся общим предкам и т. д.

Также в традиции у бурят, как и у всех монгольских народов, аккумулировать и систематизировать информацию о своем роде в форме сказаний и письменных текстов, книг. Такая традиция имеет древние корни и широко известна в истории. Яркий пример тому сказание о Золотом роде Чингисхана, написанное в 1240 г. и впоследствии получившее название «Нюуса тобшо» (Тайная история, Сокровенное сказание). Есть множество и других примеров письменных историй о происхождении целых племен, например, хроники племени хори Тугулдура Тобоева, Вандана Юмсунова. Написанная по инициативе нашей уважаемой Софьи Базаровны Ухиновой книга «Родословная Хабруу» полностью соответствует древнейшей монгольской традиции реконструкции истории предков, передачи информации о происхождении рода следующим поколениям потомков.

Наша книга охватывает историю рода Хабруутан, берущего начало в середине XIX в., относящегося к более крупному роду Буура Һэнгэлдэр. От Хабруу мы, на данный момент старшие из его потомков, насчитываем пять поколений. Но живы еще многие из наших родителей, представляющие четвертое поколение.

Дети Хабруу жили в степях южнее Улюкчикана, в основном в местностях вокруг нынешней заимки Буршалай, названной по имени одного из его сыновей. Внуков Хабруу было уже много, некоторые из них стали разъезжаться из своего родового места, многие учились в городах, получали светское или буддийское образование. Это было до и после революции 1917 г. Род наш был богатый и у себя на родине, по терминологии тех времен, относился к господствующим классам. Поэтому многие из них пострадали от репрессий 1930-х гг., обвиненные как контрреволюционеры, погибли в лагерях. Многие были раскулачены и терпели притеснения от новой пролетарской власти. Существует предание, что однажды под покровом ночи члены рода Хабруутан собрали все свои драгоценности, золотые и серебряные украшения, царские империалы и, наполнив ими большой чугунный котел, зарыли где-то на своей земле, надеясь, что придут лучшие времена и потомки смогут воспользоваться богатством рода. Они взяли с собой одного подростка, чтобы запомнил местонахождение спрятанного клада, но тот по прошествии многих десятилетий забыл и потом, как ни старался, не мог вспомнить точное место.

Правнуки Хабруу жили уже в советское время, учились в советских школах и институтах, работали в колхозах и совхозах, были советскими и партийными работниками, инженерами, учителями, врачами. Пожалуй, это были представители последнего поколения нашего рода, которые хорошо знали друг друга, часто виделись, общались.

Наше пятое поколение, праправнуки Хабруу, уже начало терять родовые связи, разъезжаются по разным городам и весям. Мы очень редко видимся и все-таки, наслышанные друг о друге от своих родителей, все еще имеем общее представление о своих корнях, о разных кланах нашего обширного родового древа. И сейчас, собравшись с силами, суммируя общие знания, передаем всю сохранившуюся информацию, собранную в этой книге, следующим поколениям потомков. И завещаем всем потомкам Хабруу по возможности общаться между собой, знакомиться друг с другом, дружить и встречаться на родовых местах.

 

Галина Дамбаевна Елбонова, январь 2024 г.

 У каждого человека есть свое представление о малой родине — Тоонто. Тоонто — святое место для любого бурята, где бы он ни жил. Одно из красивейших мест Земли находится на севере Бурятии, на берегу священного Байкала, в навеянной историей Баргузинской долине.

Нам, потомкам Эхирита, продолжателям рода Хабруу, посчастливилось родиться и жить на этой благословенной земле и называть ее своим Тоонто.

Наша малая родина — Улюкчикан, Ярикто. А земля наших дедов и прадедов — Дагальжин, куда более двух веков назад с верховья реки Лены пришли наши предки.

В начале 1700-х гг., как пишет неизвестный летописец, первые переселенцы из-за Байкала пришли в местность Семь Сосен (Долоон Нарhан) и проживали там некоторое время. Это были около 20 семей из числа булагатов. Пробыли они на новом месте недолго, одни вскоре вернулись на родину, другие ушли искать лучшей доли к хори бурятам. Вслед за ними в 1730 г. перекочевали галзуты — внуки Иhэлээна.

Когда русские пришли в Сибирь, они стали завоевывать бурятские земли, началась колонизация. В Верхоленье казаки и стрельцы появились в первой половине XVII в. Примерно через сто лет после прихода русских в первой половине XVIII в. в Баргузин стали прибывать буряты. Термин «баргузинские буряты» впервые появился в статье «О баргузинских подгородных братских», опубликованной в «Новых ежемесячных сочинениях», изданных Академией наук в 1787 г.

В середине XVIII в. в Баргузин стали прибывать верхоленские буряты, которые положили начало формированию современного баргузинского бурятского населения. Это была первая группа, основная масса прибыла позже. После булагатов, галзутов, шоноевцев баргузинские земли стали осваивать hэнгэлдэровцы. Прибывали они числом поболее, представляли разные ветви (кости) своего рода — Буура, Номол, Зуухэ….

Очень скоро hэнгэлдэровцы составят большинство среди переселенцев.

Наш подрод Хабруу относится к Буура Һэнгэлдэр.

 Һэнгэлдэр

  1. Зонхи
  2. Хэрхэлдэй
  3. Хазуухай
  4. Хадаалай
  5. Буура
  6. Гал
  7. Содой
  8. Зуухэ
  9. Горье
  10. Малахай
  11. Путуушка
  12. Хабруу

 Данные взяты у Ж. С. Сажинова (рукопись).

Очень сложно начиная с Эхирита проследить точные имена, даты рождения и другие подробности, но начиная с Буура можно предположить более или менее правдоподобные факты.

О происхождении Эхирита и Булагата имеется несколько преданий, они общеизвестны. А Буура упомянут в русских документах 1670 г.

Изучив ряд архивных документов, мы пришли к выводу, что Путуушка Малаханов сын Малахая, родился в 1764 г., умер в 1832 г. в возрасте 68 лет (Ревизская сказка 1850 г.).

Имея данные о годах жизни и смерти, можно предположить, что Путуушка прибыл в Баргузин в самом конце XVIII в. или в начале XIX в.

Есть несколько версий о том, что он с двумя сыновьями Хабайлом, Харсагой прибыл в Баргузин. На берегу Байкала к нему в лодку подкинули маленького мальчика, по другой версии, подошли беглые люди и попросили взять заболевшего ребенка, так как с ними он не выживет. Есть еще одна версия, что подошла женщина и попросила взять ее сына. Ребенок был европейской национальности (скорее всего русский). Путуушка взял этого мальчика, дал имя Хабруу. Кроме него было еще двое сыновей — Хабайл и Харсага, о которых упоминали выше.

 Данные из Ревизской сказки 1850 г.:

Путуушка Малахаев:

Старший сын Хабайл (1786–1847). Его сыновья:

  1. Ракитин 1819 г. р.
  2. Артомон 1821 г. р.
  3. Амагай 1824–1842 гг.
  4. Петрушка 1826 г. р.
  5. Билтун 1831 г. р.
  6. Бардали 1837 г. р.

 Второй сын Харсага 1792 г. р. Его сыновья:

  1. Карапушка 1831 г. р. (Харпуха)
  2. Тогоши 1837 г. р.
  3. Иваши 1842 г. р.
  4. Степан 1848 г. р.

 Третий сын Хабруу 1800 г. р. Первая жена — Бутухан Борноева 1810 г. р.

Вторая жена — Шалун Ханхарова 1819 г. р.

Сыновья:

  1. Доржи 1838 г. р.
  2. Тархай 1844 г. р.
  3. Пархай
  4. Ирдэни 1849 г. р.

От второй жены дочери: Зэгзэма и Цыренжид.

 Потомки Хабруу до 30-х гг. ХХ в. жили в улусе Дагальжин в составе Бурского рода. По архивным данным 1912 г., здесь насчитывалось 48 хозяйств, 141 мужчина, 134 женщины. Проживали здесь представители рода Хабруу:

  1. Доржиев Домбо (Гэльгэр) 1863 г. р.
  2. Доржиев Болот 1875 г. р.
  3. Доржиев Эрхито 1878 г. р.
  4. Хандуев Цырен 1875 г. р.
  5. Хабаруев Буда (Буршалай) 1864 г. р.

 

Можно сказать, что сделаны первые шаги документального подтверждения устных рассказов наших отцов и дедов о роде Хабруу. История нашего рода богата, и каждый из нас частичка той зеленой кроны, которая имеет глубокие корни. Каждое поколение является связующим звеном рода Хабруу.

P.S. Родоначальник Хабруу жил 200 лет назад. Сегодня его потомков насчитывается около 3 тыс. человек живущих во многих странах мира.  

 

 

Фото: Из архива Александра Махачкеева