Блоги 12 ноя 2017 1844

​Воланд испытал в Улан-Удэ систему водоснабжения на прочность, чиновников на профпригодность, а горожан на взаимовыручку

"Теперь главная линия этого опуса ясна мне насквозь!"

Говоря о творчестве Михаила Булгакова – без «чертовщины» никак не обойтись! То, что спектакль «Мастер и Маргарита», по самому загадочному и мистифицированному произведению писателя, сыгранный артистами Калининградского театра драмы в пятницу, 10 ноября, совпал с введением в столице республики режима ЧС из-за масштабного отключения водоснабжения в результате небывалой в истории города аварии – это, конечно, стечение (или вытечение из прорванных труб?) обстоятельств…

Как известно, одна из сюжетных линий романа – это прибытие самого «аццкого сотоны» – Воланда, – вместе со своей свитой в довоенную Москву, чтобы проверить насколько изменились люди за две тысячи лет. На сцене русдрамы, предоставленной гостям из Калининграда, благодаря замыслу и сценическому воплощению режиссера Вячеслава Виттиха, разыгрывается настоящая феерия красок, характеров, музыкального сопровождения, пластики, динамичных «временных» связок.

Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа. Прокуратор в исполнении Анатолия Лукина, заслуженного артиста России, – натура мудрствующуя и тонкая, с больною совестью и жаждой перемен. Но это человек системы – и тщетно он рвется из собственных тенет. Иное сочувствие у Маргариты – она всем сердцем сопереживает и мастеру, и Фриде на балу, и Пилату. Сочувствие толкает ее на борьбу за спасение тех, за кого переживает. Иван Бездомный проникается историей мастера о горько-сладких снах, воспроизводящих дивные времена и события.

"Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится".

Добро и зло сошлось на сцене не только в контексте борьбы, но и в поиске определения. Зритель, привычный к тому, что дьявол – это чистое зло, несколько удивлен образом Воланда. Он не делает зла, он – созерцает, и наказывает тех, кто поступает низко. Его гастроли в Москве, где сочно выписаны персонажи куролесящих представителей московской интеллигенции, показывают болезненную для Михаила Булгакова тему – моральные болезни общества. Но все это без осуждения… Лишь с горестным вздохом: «Люди, как люди… Такие же, как раньше». 

Здесь удачно вписаны своеобразные «мемы» нынешнего времени: «Бедная "Почта России!"» – или «Денег нет, но вы держитесь!» (Правда, немного странно выглядит «полет Маргариты» в стиле «картонного Голливуда» 30-х годов прошлого века: на фоне ночной Москвы грубо обрезанная фотошопом актриса читает свой монолог. Но, возможно, режиссер как раз использует нарочито «лубочную» стилизацию как прием?)

Композиция сцены строго выстроена: ряд декораций, трансформирующихся в контексте мистического действа, раскрывают сложную сюжетную «многоходовку». Мизансцены удачно продуманы, оригинально поставленные танцы – под «Моя Марусечка», Земфиру, «Сплин» – акцентируют развитие действа. Отлично выполнены костюмы, игра света и экранные заставки – все как будто сплавлено в энергетическое «ядро», которым, образно говоря, «жонглирует», передавая «из рук в руки», и которому не дает «остыть» слаженный актерский ансамбль. Это словно раздвигает тесную черноту, придает пространству атмосферность – или само «дыхание истории» – что позволяет зрителям перенестись то в Москву 30-х годов, с аутентично воссозданными подробностями быта, то ощутить состояние, когда «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... ».

"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!"

Если «погуглить» мнение литературных, театральных и кинокритиков, а также актеров, кто имел отношение к постановке произведений в театре либо в кино, то можно составить определенную картину… Сыграть в этой постановке мечтает любой актер, но удается это далеко не всем. С чем это связано? Реального ответа нет. То ли из-за сложности сюжета, то ли из-за мистики, которой окутан роман… Но точно известно одно, самое главное – играть искренне. И действительно, передать честно, на пределе возможностей историю любви, пережить ее, пропустить через себя всю боль и страдание, под силу только самым опытным актерам, которые действительно верят в то, что любовь на самом деле сильнее смерти.

Искушения дьявола не знают предела. Но любовь и верность спасает души людей. Тьма отступает. Рукописи не горят. Чиновники, по долгу службы знающие о том, какая катастрофа зреет в недрах (в буквальном смысле) Улан-Удэ, будут наказаны. И вода, и тепло безусловно придут в дома улан-удэнцев!

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима".

Автор: Юрий НЕВСКИЙ