Блоги 5 дек 2018 1342

​​Перед премьерой: «321-я Сибирская» и «Шарнохой - жёлтый пёс»

Экспертная комиссия при Министерстве культуры Бу­рятии рассмотрела заявки на производство национальных фильмов бурятскими кино­компаниями. Победителями конкурса стали «Шарнохой – жёлтый пёс» Баира Дышенова и «На берегу мечты» Баира Уладаева. За бортом остались два фильма «Азия фильмс»: «По совести» и «Улан-Удэ, я люблю тебя», а также уже из­вестный «Голавар» Юрия Бо­тоева.

Напомню, что в прошлом году победителем стала и полу­чила субсидию в размере 10 млн рублей студия «МонУла Филмз» на производство фильма «321-я Сибирская». В ближайшее вре­мя должен пройти его закры­тый показ. Как пояснил режис­сёр Солбон Лыгденов: «Все дело в том, что нам наше правитель­ство, Министерство культуры республики, очень сильно помогли в организации съёмок и массы других мероприятий! И они так же, как и мы, в конце года за эту помощь должны от­читаться, отчитаться нашим же показом. Это важно и взаимно, и это всё по закону».

Что касается проката, то, по его словам: «Нужен некий пери­од или хороший повод, напри­мер: майские праздники 2019 года». Будем надеяться, что фильм о Сталинградской бит­ве всё-таки выйдет в будущем году на экраны кинотеатров. Его съёмки по всему Байкальскому региону, сами по себе преврати­лись в эпопею и захватывающий триллер: «Когда же нам покажут его?» Ожидания настолько большие, а жители Бурятии, Ир­кутской области и Забайкаль­ского края настолько свыклись с процессом съёмок, что в мас­совое сознание уже проникло представление, что премьера как бы давно уже состоялась.

В итоге фильм, возмож­но, превзойдёт все ожидания. По крайней мере, я лично на­блюдал за ходом съёмок, и это произвело на меня неслабое впечатление. Это было год на­зад в Свирске. Город на Ангаре стал стратегически важным для режиссёра, именно здесь он снимал историческую Сталин­градскую битву и переживал её в личной судьбе. Здесь на территории бывшего аккумуля­торного завода прошли съёмки городских боёв. Полуразрушен­ные здания, построенные ещё в довоенные годы, стали естественным интерьером.

Большинство тех, кто был за­нят на производстве, бесплатно работали актёрами, каскадёра­ми, рабочими, сапёрами, во­дителями... Кто-то брал отпуск, отгулы или приезжал на выход­ные. В Свирске им предоставили общежитие и бесплатное пита­ние, оказывали помощь во всех организационных моментах — от декорирования объектов до предоставления техники и лю­дей. В том числе и для массовых съёмок. Все это благодаря под­держке жителей города и мэра Владимира Орноева.

В тот день снимали эпизод немецкой атаки и контратаку наших бойцов. Предваритель­но разожгли десяток покры­шек. Режиссёр объяснял задачу «немцам» и «русским»: «Трое из вас умрут. Падайте назад». Съёмки шли одной камерой. Режиссёр: «Внимание! Мотор! Начали!». Его помощница хло­пала нумератором-хлопуш­кой и мгновенно срывалась из кадра. «Немцы» шли в атаку, грохот выстрелов, дым и пламя взрывов, падали актеры. «Стоп! Снято!». Режиссёр, оператор, актёры приникали к камере, просматривая отснятый мате­риал. Все трюки делали сами, в том числе такие опасные, как «горящий человек». При его ис­полнении Эрдэни Жамбалов, ру­ководитель группы каскадёров, спалил себе брови. За стеной мирно несла свои прозрачные воды Ангара, а здесь грохотали выстрелы, раздавались раскаты взрывов, и дубль следовал за дублем. У Солбона были крас­ные от недосыпа глаза и измо­танный вид. Родившуюся за два месяца до этого дочь он видел всего один раз…

В ближайшее время состо­ится показ и фильма Баира Ды­шенова «Шарнохой – жёлтый пёс». У него тоже многотрудная история, но невидимая для пу­блики. Баир не раз переделывал сценарий, не раз откладывал его и снова возвращался к нему, переживая «муки творца». Один из вариантов сценария я читал, и он мне понравился. А послед­ние полгода режиссер безвы­лазно находился в Иркутске, до­рабатывая его, и там же прошёл первый показ фильма.

- Радуюсь, когда у дру­зей-режиссёров случаются творческие удачи, - считает ки­новед Сергей Анашкин. - Баир Дышенов завершил наконец фильм «Шарнохой - жёлтый пёс», над которым работал не­сколько лет. Я читал разные варианты сценария – вижу, что повествование стало чётче, фа­була экономней (автор отсёк побочные ветви). По форме это мистический триллер, по сути - рассказ о том, как вина пред­ков ломает судьбы потомков (сюжет, известный по антич­ным трагедиям). Автор, однако, добавляет новый мотив: чтобы избавить отпрыска от родового проклятия, герой не щадит себя, совершая акт самопожертвова­ния (искупления) - и тем самым разрывает роковую цепь причин и следствий. Веха в бурятском кино - новый уровень мастер­ства, новый шаг - в осознании исторических судеб бурятского этноса, его корневого единства (представителей всех родов - ламаистов и шаманистов). Да просто - хороший фильм, дина­мичный, увлекательный, многослойный. Мои поздравления съёмочной группе!

Фото Александра Махачкеева

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ