Экспертная комиссия при Министерстве культуры Бурятии рассмотрела заявки на производство национальных фильмов бурятскими кинокомпаниями. Победителями конкурса стали «Шарнохой – жёлтый пёс» Баира Дышенова и «На берегу мечты» Баира Уладаева. За бортом остались два фильма «Азия фильмс»: «По совести» и «Улан-Удэ, я люблю тебя», а также уже известный «Голавар» Юрия Ботоева.
Напомню, что в прошлом году победителем стала и получила субсидию в размере 10 млн рублей студия «МонУла Филмз» на производство фильма «321-я Сибирская». В ближайшее время должен пройти его закрытый показ. Как пояснил режиссёр Солбон Лыгденов: «Все дело в том, что нам наше правительство, Министерство культуры республики, очень сильно помогли в организации съёмок и массы других мероприятий! И они так же, как и мы, в конце года за эту помощь должны отчитаться, отчитаться нашим же показом. Это важно и взаимно, и это всё по закону».
Что касается проката, то, по его словам: «Нужен некий период или хороший повод, например: майские праздники 2019 года». Будем надеяться, что фильм о Сталинградской битве всё-таки выйдет в будущем году на экраны кинотеатров. Его съёмки по всему Байкальскому региону, сами по себе превратились в эпопею и захватывающий триллер: «Когда же нам покажут его?» Ожидания настолько большие, а жители Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края настолько свыклись с процессом съёмок, что в массовое сознание уже проникло представление, что премьера как бы давно уже состоялась.
В итоге фильм, возможно, превзойдёт все ожидания. По крайней мере, я лично наблюдал за ходом съёмок, и это произвело на меня неслабое впечатление. Это было год назад в Свирске. Город на Ангаре стал стратегически важным для режиссёра, именно здесь он снимал историческую Сталинградскую битву и переживал её в личной судьбе. Здесь на территории бывшего аккумуляторного завода прошли съёмки городских боёв. Полуразрушенные здания, построенные ещё в довоенные годы, стали естественным интерьером.
Большинство тех, кто был занят на производстве, бесплатно работали актёрами, каскадёрами, рабочими, сапёрами, водителями... Кто-то брал отпуск, отгулы или приезжал на выходные. В Свирске им предоставили общежитие и бесплатное питание, оказывали помощь во всех организационных моментах — от декорирования объектов до предоставления техники и людей. В том числе и для массовых съёмок. Все это благодаря поддержке жителей города и мэра Владимира Орноева.
В тот день снимали эпизод немецкой атаки и контратаку наших бойцов. Предварительно разожгли десяток покрышек. Режиссёр объяснял задачу «немцам» и «русским»: «Трое из вас умрут. Падайте назад». Съёмки шли одной камерой. Режиссёр: «Внимание! Мотор! Начали!». Его помощница хлопала нумератором-хлопушкой и мгновенно срывалась из кадра. «Немцы» шли в атаку, грохот выстрелов, дым и пламя взрывов, падали актеры. «Стоп! Снято!». Режиссёр, оператор, актёры приникали к камере, просматривая отснятый материал. Все трюки делали сами, в том числе такие опасные, как «горящий человек». При его исполнении Эрдэни Жамбалов, руководитель группы каскадёров, спалил себе брови. За стеной мирно несла свои прозрачные воды Ангара, а здесь грохотали выстрелы, раздавались раскаты взрывов, и дубль следовал за дублем. У Солбона были красные от недосыпа глаза и измотанный вид. Родившуюся за два месяца до этого дочь он видел всего один раз…
В ближайшее время состоится показ и фильма Баира Дышенова «Шарнохой – жёлтый пёс». У него тоже многотрудная история, но невидимая для публики. Баир не раз переделывал сценарий, не раз откладывал его и снова возвращался к нему, переживая «муки творца». Один из вариантов сценария я читал, и он мне понравился. А последние полгода режиссер безвылазно находился в Иркутске, дорабатывая его, и там же прошёл первый показ фильма.
- Радуюсь, когда у друзей-режиссёров случаются творческие удачи, - считает киновед Сергей Анашкин. - Баир Дышенов завершил наконец фильм «Шарнохой - жёлтый пёс», над которым работал несколько лет. Я читал разные варианты сценария – вижу, что повествование стало чётче, фабула экономней (автор отсёк побочные ветви). По форме это мистический триллер, по сути - рассказ о том, как вина предков ломает судьбы потомков (сюжет, известный по античным трагедиям). Автор, однако, добавляет новый мотив: чтобы избавить отпрыска от родового проклятия, герой не щадит себя, совершая акт самопожертвования (искупления) - и тем самым разрывает роковую цепь причин и следствий. Веха в бурятском кино - новый уровень мастерства, новый шаг - в осознании исторических судеб бурятского этноса, его корневого единства (представителей всех родов - ламаистов и шаманистов). Да просто - хороший фильм, динамичный, увлекательный, многослойный. Мои поздравления съёмочной группе!
Фото Александра Махачкеева