Блоги 4 дек 2019 7320

​​Бато Семенов: «Есть метод возродить бурятские деревни!»

Бывший министр сельского хо­зяйства РБ, депутат Госдумы и экс-претендент на пост президен­та Бурятии Бато Семёнов озвучил идею, как в нынешних условиях остановить гибель деревень. Ав­торитетный политик рекомендует вложиться в сельское хозяйство так, чтобы возник мультипликатив­ный эффект. Подробнее - в интер­вью корреспонденту газеты «Буря­тия».

- Бато Цырендондокович, в чем заключается суть вашей идеи?

- Идея в том, чтобы в корне изменить ситуацию в сельском хозяйстве, а затем и в экономике Бурятии. Нам нужно под­нимать доходную часть, а не уповать на дотации от Кремля. Федеральный центр, конечно, дает деньги, но в конце концов потребует конкретного резуль­тата. Мы все ждем каких-то сказочных инвесторов со стороны. В моем же по­нимании главные инвесторы - это наши люди, жители Бурятии. Другое дело, что мы должны дать им возможность зара­ботать.

У нас есть одна ключевая проблема, не только в Бурятии, по всей России, - ощущается нехватка собственного молока. Мы завозим сухое молоко из Белоруссии, используем в производ­стве пастеризованного молока пальмо­вое масло. Наш гормолзавод на грани банкротства из-за нехватки сырья. Так почему бы нам не использовать молоко как возможность заработать? Молоко - это продукт, благодаря которому мы можем кардинально резко поднять доходы сельчан. А благодаря росту дохо­дов на селе возникнет мультипликатив­ный эффект нашей экономики…

- Скажите, что такое мультипли­кативный эффект?

- Это, если говорить совсем про­сто, своего рода естественная инер­ция результатов вашей успешной дея­тельности. Допустим, я начал хорошо зарабатывать в деревне благодаря производству молока, у меня появи­лась возможность построить новый ко­ровник, дом, а самому строить некогда. Зато у меня есть возможность нанять соседа, и таким образом обеспечить его работой. И так далее.

У бурят есть мудрая поговорка - «Үмсэ баяжахада, нютаг баяжаха, нютаг баяжабал, гүрэн баяжаха», на русском языке она звучит примерно так: если частник богатеет, богатеет деревня, если деревня богатеет – богатеет государство. Информация к размышлению: многие, скажем так, братские нам ре­спублики - Алтай, Тува, Калмыкия - уже достигли исторически наивысших по­казателей в развитии животноводства. Исторический показатель Бурятии в плане развития овцеводства – 2 милли­она голов. Столько овец когда-то имела наша республика. Сегодня мы имеем около 300 тысяч голов. В этом году мы собрали 85 тысяч тонн зерна. Считается, что это неплохой показатель. А в 97-м собрали 360 тысяч тонн зерна, и это еще не самый высокий результат. Историче­ский рекорд Бурятии – более 600 тысяч тонн.

Беда в том, что в свое время мы пе­решли на рыночные отношения, но не смогли отказаться от старых взглядов. Давайте вспомним легендарный племзавод «Боргойский», между прочим, в свое время удостоенный ордена Ле­нина. Когда этим хозяйством железной рукой правил Пётр Зайцев, хозяйство процветало. Не стало Петра Иванови­ча, племзавод развалился. Мы так и не научились реагировать на вызовы вре­мени, и все еще стоим на голове, а не на ногах.

- И как нам встать на ноги?

- Сейчас мы наблюдаем интересную ситуацию: в деревнях строятся шко­лы, детские сады, клубы, библиотеки. А на сессии Народного Хурала недавно прозвучали данные, согласно которым из сел ежегодно уезжают 5-6 тысяч че­ловек. В качестве сдерживающей меры предложено строить в деревнях молоч­но-товарные фермы. Но мы это уже про­ходили. Нынешний крестьянин хочет предельной конкретики, он сам хочет быть хозяином. Поговорите с любым человеком, что перебрался из деревни в город, он с большим удовольствием вернется обратно в село, если получит возможность зарабатывать понятным и близким его сердцу ремеслом.

Сегодня частные подворья и ферме­ры сдают молоко по 20 рублей за литр, 18 рублей - закупочная цена, два рубля - субсидия. То есть молоко производить невыгодно. Однако в бюджете респу­блики есть конкретная сумма, ежегод­но выделяемая на развитие сельского хозяйства.

Допустим, мы добавляем к закупоч­ной цене молока еще 20 рублей в виде дотаций. Итого закупочная цена за литр молока у нас вырастает до 40 рублей. У меня есть две коровы, например, ка­ждая в среднем способна давать десять литров молока в день. Итого я могу на­даивать до 20 литров и получать чистую выручку 800 рублей в день с двух го­лов. В месяц это 24 тысячи. По меркам села очень хорошая зарплата. К слову, хорошая раздоенная корова симмен­тальской породы дает два ведра в день в летний период. А если я заведу пять голов? А затем и десять? Я получаю воз­можность закупать фуражное зерно для подкормки, ГСМ для покоса, на пенсию отложить по накопительной системе.

- Вам не кажется, что это будет до­вольно рискованный эксперимент?

- Бурятия - один из немногих реги­онов, что идеально подходит для раз­вития личных подсобных хозяйств и скотоводства. И ситуация в республике говорит о необходимости кардиналь­ных перемен. Вспомните недавние волнения в Улан-Удэ, кто вышел тогда на площадь? В основном вчерашние жители сел, которые были вынуждены перебраться в город. Что город может предложить сельчанину? Специалисты с высшим образованием в аграрной сфе­ре работают продавцами, охранниками, служат в органах, в армии по контракту, теряя хватку, квалификацию. Если мы дадим сельчанину возможность зара­ботать, все остальное он сделает сам. Наша задача - платить и не обманывать.

Дотации на молоко стимулируют, например, то же сыроделие. Еще одно перспективное направление - произ­водство ценных сортов мяса. Сегодня многие предприятия из того же Казах­стана закупают в России полугодовалых бычков для последующего стойлового откорма и получения мраморного мяса. Если бизнесмены из Казахстана закупа­ют у нас бычков, значит, это выгодно, согласитесь? В чем заключается выгода? И что нам мешает составить им конку­ренцию?

- В теории звучит заманчиво…

- Лично я считаю, что главные пре­имущества Бурятии - это скот и возможности для его разведения. Я как-то заезжал по работе в Кижингу к одному фермеру и удивился, что его семья пьет пакетированное молоко? Дойные коро­вы у него есть, но они гуляют по степи с телятами, потому что куда выгоднее у нас продавать мясо, а не молоко. Бычок до забоя в естественных условиях рас­тет минимум два года. Молоко мы мо­жем получать каждый день.

Конечно, пока это лишь мысль, до уровня конкретной технологии ее долж­ны довести профильные специалисты. Но я точно знаю, что подобные прин­ципы успешно применяются во многих странах, где главный ресурс - человек. Благодаря конкретной поддержке жи­телей сел, мы можем обрести ценный результат, ответную инициативу. Если мы дадим людям возможность встать на ноги, они помогут встать на ноги всей нашей республике.

Фото предоставлено Бато Семеновым

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ