Блоги 15 июл 2020 2359

​Крестьянский вопрос: Столыпин как дедушка программы «Дальневосточный гектар»

© фото: Фото из открытых источников

ИД «Экос» выпустил в свет книгу академика РАН А.К. Тулохонова «Географическое пространство новой России: о прошлом, настоящем и будущем». В ней автор коснулся географических, социально-экономических, геополитических особенностей и приоритетов Азиатской России – Сибири и Дальнего Востока. Нашли отражение в ней и острейшие проблемы образования и политического устройства российского государства. Возможно, настоящее интервью будет не последним и откроет цикл «Беседы с академиком». Напомню, что, кроме Арнольда Тулохонова, Бурятия гордится и другим академиком РАН Борисом Базаровым, с которым также достигнута подобная договорённость. В этом интервью с Тулохоновым мы рассмотрим проблемы развития сельского хозяйства в нашем дальневосточном регионе.

- Арнольд Кириллович, давайте рассмотрим наш аграрный сектор, начиная с досоветской эпохи. Чем оно характеризовалось в Забайкалье и в целом, на Дальнем Востоке?

- Ретроспективный анализ развития сельского хозяйства того времени свидетельствует о том, что строительство Транссиба резко стимулировало развитие экономики всей Азиатской России. Появились крупные промышленные центры и железнодорожные станции, ставшие новыми потребителями аграрной продукции. При этом местные жители, первые мигранты в лице «старообрядцев» или «семейских» и «столыпинские» переселенцы, заняли особые трудовые ниши и максимально встроились в специфику природных и социальных условий на огромной территории от Урала до Тихого океана. Если бурятское население традиционно занималось скотоводством, то европейские крестьяне привезли с собой навыки земледелия, овощеводства.

- То есть, природно-климатические условия диктовали нашу специализацию?

- Безусловно, по мере удаления от Европейской части вглубь Сибири и иссушения атлантических воздушных масс снижается площадь посевов пшеницы как более влаголюбивой культуры. И, наоборот, возрастает площадь посевов ржи, не требовательной к природным условиям. В отличие от западных - Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской - губерний, специализировавшихся на производстве зерновых, в Забайкальской губернии, расположенной в центре континента и вдали от океанов, резко возрастает поголовье домашнего скота, которое сопоставимо с современными показателями сельского хозяйства. Здесь традиционно развито кочевое животноводство, использующее огромные степные просторы для круглогодичной пастьбы скота и не требующее больших удельных затрат на единицу продукции.

- Насколько эффективно приноравливались тогдашние сельчане?

- Не имевшие особого сельскохозяйственного образования и государственной поддержки крестьяне эмпирически использовали преимущества и трудности окружающей природной среды и рыночные механизмы реализации своей продукции.

Такие «природоподобные» технологии разительно отличаются по своей эффективности от последующих аграрных кампаний советского времени с коллективизацией, освоением целины, с директивным расширением посевов кукурузы и гороха, с всеобщей химизацией и мелиорацией.

- Обратимся к сегодняшнему дню, Арнольд Кириллович.

- Сегодня правительство по-прежнему пытается управлять сельским хозяйством, выделяет огромные бюджетные средства аграрным олигархам. Реализуется программа «Дальневосточный гектар», фермерам предлагаются кредиты, которые тут же облагаются новыми налогами. Между тем еще столетие назад П.А. Столыпин предложил реформы, закрепляющие права хозяина земли, и нам бы только не мешать им. При всех недостатках столыпинской аграрной реформы он рассматривал будущее страны через призму интересов крестьянина, и в этом - главный фактор её эффективности.

- Он делал ставку на крестьян, а не на крупные компании?

- В одном из ранних интервью он говорил: «Я полагаю, что, прежде всего, надлежит создать гражданина, крестьянина-собственника, мелкого землевладельца, и когда эта задача будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность, у нас обыкновенно думают наоборот» (Столыпин, 1991). Указом 1906 г. крестьянам разрешалось получать свободно паспорта, избирать место работы и жительства, без суда нельзя было штрафовать и арестовывать крестьян, а при подаче соответствующего заявления он и вовсе становился вечным хозяином находившейся в его пользовании земли. Для всех переселенцев были изданы детальные инструкции с описанием природных условий новых мест обитания, возможности строительства жилищ, наиболее эффективные способы обработки земли. Всё это в обратном порядке вновь повторилось и при советской власти, когда у крестьян отобрали паспорта, право выезда из села, возможность учиться в городах. Легко разрушить класс собственников, а для создания нужно время.

- А почему большевики так поступили?

- Как апофеоз признания заслуг П.А. Столыпина в решении земельного вопроса звучат слова В.И. Ленина в работе «Столыпин и революция», написанной им в 1911 г., сразу после его гибели: «Что если столыпинская политика продержится действительно долго… Тогда добросовестные марксисты прямо и открыто выкинут вовсе всякую аграрную реформу…», ибо после «решения аграрного вопроса в столыпинском духе никакой иной революции, способной изменить серьёзно экономические условия крестьянских масс, быть не может».

- Очевидно, крестьянин – мелкий собственник - не пошёл бы за ними?

- Конечно, Ленин понимал, что крестьяне, наделённые землёй и свободой, не пойдут под знамёна большевизма. Столыпинские реформы имели своей целью создание собственников, далёких от любой политики и по своей сути составляющих класс середняков – основу стабильности государства. Однако его реформы не успели завершиться достижением поставленной задачи. Слишком короток был его жизненный путь, что в конечном итоге определило успех Октябрьской революции и реализацию известного ленинского лозунга «Земля – крестьянам».

- Наверное, Столыпин видел пример в европейских и американских фермерах?

- Он полагал, что только собственник земли может оградить Россию от социальных потрясений, и для этого ему нужна только политическая и экономическая стабильность власти. Совсем не случайно вторая сталинская пятилетка была посвящена коллективизации, которая окончательно уничтожила «кулаков» как средний класс на селе и все результаты столыпинских реформ. Поэтому многие десятилетия гражданам страны, не имеющим собственности, внушали: «всё вокруг колхозное, всё вокруг моё», «сначала думай о Родине, а потом о себе». Что из этого получилось, мы уже знаем. И в наши дни государство безуспешно пытается возродить столыпинские идеи о хозяине земли. Однако олигархическое землевладение - далеко не тот результат, к которому стремился великий российский реформатор.

- Арнольд Кириллович, а как сейчас сделать привлекательным Дальний Восток?

- В отличие от социалистической плановой экономики, когда действовали только повышенные «северные» коэффициенты, сегодня должны быть более эффективны рыночные механизмы, такие как налоговые льготы для малого и среднего бизнеса, снижение пенсионного возраста, особые тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги. Даже низкая стоимость бензина для немногочисленных местных жителей могла бы сохранить оставшееся население и стимулировать привлечение новых кадров на сибирские стройки. Эти преференции невозможно вывезти за пределы региона, и они должны действовать только для местных жителей. Есть известная поговорка: «Скупой платит дважды».

И если сегодня не будут решены экономические, социальные проблемы развития Азиатской России, то буквально завтра цена её сохранения возрастёт в разы, и худшие столыпинские прогнозы могут сбыться в полной мере. И здесь мы должны вспомнить его слова: «Необходимо в интересах экономического преуспеяния страны не подчинять экономику политике».

Александр МАХАЧКЕЕВ

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Фото из открытых источников