Блоги 22 сен 2020 880

​Забытое путешествие Петра Шимкевича

В этом году хабаровская молодежная общественная организация коренных малочисленных народов Севера «Феникс Амура» победила в конкурсе Фонда президентских грантов по направлению «Сохранение исторической памяти» с культурно-просветительским проектом «Забытое путешествие: фотографии Петра Шимкевича, XIX в.».

«Проект включает создание передвижной выставки фотографий, сделанных Петром Шимкевичем в конце XIX в., подготовку и издание альбома фотографа с более 450 этнографическими снимками, находящимися в собрании восьми музеев России и зарубежья, в том числе и в иллюстративном фонде собрания Гродековского музея», - рассказывают представители «Феникса Амура».

«В России фотоснимки П.П. Шимкевича ранее не были представлены на выставках и не публиковались».

Для Бурятии работы Петра Поликарповича Шимкевича (1862-1920), чиновника по особым поручениям при Приамурском генерал-губернаторе и этнографа, также представляют большой интерес – во время путешествия по Забайкалью в 1893 году им были сделаны сотни фотографий. Пожалуй, это одно из самых уникальных собраний фотодокументов, отражающих жизнь нашего региона в конце ХIХ века.

Почти 650 негативов П.П. Шимкевича хранятся в Германии. В 1989 году вышло в свет издание Берлинского музея мировой культуры «Народы между Байкалом и Тихим океаном», где опубликована небольшая часть его фоторабот, которые вызвали большой интерес историков, этнографов, любителей старины республики. На сайте Национальной библиотеки РБ есть интерактивная выставка, посвященная этому изданию.

В 1897 г. П. Шимкевич передал в дар хабаровскому музею большую коллекцию своих фоторабот. «Из сообщения в местных газетах известно, что они были сформированы по темам, с указанием места съемки: «из быта бурят (Забайкалье, 120 снимков); бродячих тунгусов (орочены (Забайкалье, 26 снимков); буддизм (Забайкалье, 125 снимков)... Всего поступило 469 фотографий. Это одиночные и групповые портреты мужчин и женщин в национальных костюмах, жилища, хозяйственные постройки, предметы быта, пейзажи, церкви и буддийские храмы… На снимках, сделанных в Забайкалье, главными героями этнографа стали буряты Хоринского, Агинского, Селенгинского, Кударинского, Урульгинского, Баргузинского ведомств. Он запечатлел установку традиционной юрты, родовой сход, сборы на охоту, сенокос, процесс выделки шкуры, женские национальные украшения», - пишут сотрудники Хабаровского краевого музея им. Н.И.Гродекова.

Насколько интересны эти фотодокументы можно судить только по одному опубликованному снимку из фондов хабаровского музея, запечатлевшему лам Анинского дацана. Знатоки сразу определили, что на переднем плане сидит Захарай-ламхай – тэгдинский Захарай Шираб-Нимбу, учитель Даша-Доржо Итигэлова. Именно он привез юного Итигэлова в Анинский дацан, где последний проходил обучение в течение двадцати лет. Также предполагают, что в центре фотографии Зодбын Дагба-Жалсан (Урда ламхай), который в 1893 году стал ширэтэ (настоятелем) Анинского дацана и также является учителем Д-Д.Итигэлова. Здесь уместно напомнить, что содержание хуварака, а потом и внесение откупных от военной службы Д-Д.Итигэлова (потомственного казака) взяли на себя жители Курбинской долины - улусов Ойбонт, Тохорюкта, Нуур и Могой.

Будем надеяться, что выставка столь редких и интересных работ П.П.Шимкевича побывает и в нашей республике.

Автор: Батожаб Раднаев