Блоги 13 окт 2020 1255

​Тенденции недели: Благословение «Снежного барса»

© фото: Мария Ажунова

Накануне федеральные и республиканские СМИ поведали о Марии Ажуновой, девушке из Бурятии, что  удостоилась премии Bright Award от Стэнфордского университета. Сама Мария до последнего момента отказывалась верить сообщениям из-за океана, думала – какое-то недоразумение. А теперь воспринимает это признание как очередное благословение свыше.

Мировоззрение как благословение

- Я родилась в Улан-Удэ, в обычной бурятской семье, - рассказывает о себе Мария. - Детство мое выпало на 90-е,  как теперь все вспоминают – очень непростые годы. Но мне запомнилось, как мои родители и их друзья вели оживленные, полные надежд споры и дискуссии об экологии, экономическом развитии, и дальнейшей судьбе нашего общего достояния, озера Байкал.  Родители были вечно в работе, потому большое влияние на мое мировоззрение оказали прабабушка, сестра прадеда и бабушка с дедушкой, которые жили в Монголии. Я получила хорошее образование, несмотря на то, что мне пришлось сменить 8 школ в Монголии, России и США.

В подростковом возрасте я стала волонтером, чтобы помогать своим родителям. В мои обязанности входили перевод, сопровождение, и техническая поддержка старейшин, шаманов, буддийских учителей, духовных практиков и активистов коренных народов, которые своей деятельностью исправляют корневые причины современного экологического кризиса. Собственно, мне довелось быть мостом, соединяющим духовных практиков коренных народов с учеными и природоохранными структурами на глобальных платформах, таких как Всемирные конгрессы охраны природы МСОП (Международного Союза охраны природы), постоянном Форуме ООН по вопросам коренных народов, международных традиционных Церемониях. Возможно, все это, а так же воспитание, и заслуги моих предков сказались на моем мировоззрении как некое благословение.

Стэнфордская премия

- Моя бабушка, которой уже 88 лет, как-то сказала, что, по всей видимости, я делаю, то, что делаю только потому, что бурятка, - продолжает свой рассказ Мария. - Впервые и по-настоящему я осознала свою бурятскую идентичность и традиционное мировоззрение в возрасте 14-15 лет, когда жила в семье индейцев Навахо в штате Аризона. У меня была потрясающая возможность общаться и воспитываться у Навахских духовных практиков, визионеров, скотоводов, художников, лидеров племени и моих ровесников. Именно тогда я стала чувствовать гордость за принадлежность к своему народу и поняла насколько это круто быть «послом» моей земли в этом большом и родственном нам мире.

Я всегда чувствую поддержку моих предков, с их благословения, как мне кажется, я получила степени бакалавра в Гарварде и магистра в Кембридже – лучших университетах мира. А  мои родители и родственники с обеих сторон помогли мне остаться буряткой с прочными корнями. Я стала работать в Байкальском бурятском центре культур коренных народов в Улан-Удэ, и в итоге была избрана директором уникального природоохранного объединения «Земля снежного барса». Именно за работу этой ассоциации всем нам, ее членам, подчеркиваю, и присудили Стэнфордскую премию.

Земля снежного барса

- Наверное, в рамках одного интервью невозможно рассказать обо всех направлениях нашей работы и о каждом, кто внес свой вклад в реализацию проектов, - отмечает Мария, - но если кратко, то в рамках Байкальского Бурятского центра коренных культур, например, мы реализуем проект «Бурятские корни». Суть этого проекта заключается в погружении городских бурят, особенно молодежи, школьников и их родителей, в культурное пространство и образ жизни кочевых скотоводов бурятских сообществ Монголии. Опять же в рамках ББЦКК мы участвуем в процессе возвращения бурятской аборигенной породы КРС на родные ландшафты. По этому направлению мы сотрудничаем как с Всероссийским институтом общей генетики имени Вавилова, так и с потомственными скотоводами Бурятии и Монголии.

Проект «Земля снежного барса» представляет собой международную сеть, уникальное природоохранное объединение более 100 участников из Центральной и Внутренней Азии, ареала обитания этого мистического хищника. Сеть охватывает территории Таджикистана, Кыргызстана, Монголии и России (Республика Алтай и Бурятия) и объединяет малчинов (скотоводов), охотников, учителей, школьников, историков и экологов, шаманов и духовных лидеров. У всех этих людей одна задача, сохранить снежного барса, символ природного достояния Азии, тотем многих горных народов, это прекрасное животное, что находится на грани исчезновения. Показателем успеха усилий местных членов Сети может считаться рост случаев на Памире и Тянь Шане, когда люди выпускали на волю снежных барсов, которые нападали и уничтожали их домашний скот. Люди учатся прощать этого жестокого, и в то же время величественного зверя. И этот зверь непременно научится прощать людей.

Как я уже говорила ранее, Стэнфордскую премию мне вручили как директору природоохранного объединения «Земля снежного барса». Я не подавала заявку, эксперты Стэнфордского университета нашли нас сами, каким-то образом увидели результаты нашей деятельности. Потому поначалу я не поверила, что премию вручили именно мне, когда увидела письмо в почте. Теперь же я воспринимаю премию как нашу общую победу, и благословение, от неких высших сил, которые благодарят нас за все, что мы сделали, и просят, чтобы мы это дело – продолжали!

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ

Фото: Мария Ажунова