Блоги 14 окт 2020 333

​Взгляд из парилки

© фото: pixabay.com

В Закавказье вовсю полыхает война между армянами и азербайджанцами и ее отголоски слышны у нас.

В частности, в нашей общественной бане на ПВЗ. Хотя война - дело серьезное, особо на эту тему не поговоришь, но и совсем обойти не получается. С нами годами ходят местные кавказцы: и те, и другие. Различаем их мы безошибочно, если на лица похожи, то в бане все голые, и видно, кто обрезан, а кто нет. Бывает, конечно, что мусульмане не снимают трусы. Поскольку по их обычаю часть тела от пупка до колен у них должна быть закрытой. Но в этом случае, тем более понятно, кто сидит рядом с тобой в парилке.

Впрочем, бурятские азербайджанцы не особо парятся по этому поводу. Разве что появится с родины земляк постарше возрастом. А так, они самые светские из кавказских мусульман, как исповедующие шиизм, не ортодоксальное  течение в исламе. Поэтому они не особо жалуют улан-удэнскую мечеть, которую посещают в основном мусульмане сунниты. Позволяют себе и выпивку. Недаром у Омара Хайяма так много стихов о вине. Что может быть лучше пивка после бани? А иногда и водки, в продолжение банкета. Особенно когда с нами ходил компанейский Малик, недавно переехавший в Иркутск. Но, в отличие от соседних Армении и Грузии, в Азербайджане не делают ни вин, ни коньяков, ни даже чачи. Хотя в советское время гнали нам легендарный дешевый портвейн «Агдам».

В большинстве своем в Улан-Удэ азербайджанцы занимаются торговлей овощами и фруктами. Это их специализация и, фактически, они занимают монопольное положение на рынке, не считая торговых сетей. Ну что ж, сухофрукты за узбеками, а мясо - за бурятами. Еще во времена СССР азербайджанцы торговали на Центральном колхозном рынке гвоздиками, а потом постепенно перешли на фрукты.

Что касается армян, то в Бурятии в основном живут уроженцы районов Грузии, где они исторически компактно проживают. Специализация армян - это дорожное строительство, как и по всей Российской  Федерации. Отрасль, в целом, как сложная, так и доходная. В городе, как говорят, если даже тендер на прокладку дорог и тротуаров выиграют не армяне, то строить будут все равно они. Но уже как субподрядчики.

И также как у азербайджанцев торговля фруктами - эта специализация сложилась у армян исторически. С советских времен и по сей день. В каждом районе они строили фермы и кошары. Многие осели там же, женились на местных женщинах или без похода в ЗАГС обновили кровь в деревне. Теперь, например, в Тарбагатае держат общепит и пекут хлеб.

Насчет асфальта один бурятский предприниматель рассказывал, что с ним у нас могут справиться только армяне. Слишком тяжелая работа. Буряты - экс-кочевники и пастухи - никогда такой работой не занимались. И даже землепашцы русские не могут ворочать расплавленный асфальт. А вот  армяне, живущие в горах и веками имевшие дело с камнем на своих полях и стройках, выдерживают этот труд.

Единственные, кто может конкурировать с ними у нас, - это китайцы. Они еще более выносливые и очень ловкие, строят даже быстрее армян. Не зря построили Китайскую стену! Хотя, когда они строили наш улан-удэнский Арбат, я специально смотрел, что они едят? Оказалось, рис и вареная капуста с капельками масла или жира. Но, вероятно, белки они восполняли на ночь.    

Кроме того, и армяне, и азербайджанцы занимаются кафе и ресторанами. Хотя опять вернемся в недавнюю историю, первыми эту нишу освоили армяне под крышей  еще советского общепита. Сначала это были многочисленные пивные. На Саянах, на Центральном рынке, да где их только не было! За барной стойкой обязательно жгучий брюнет с золотыми коронками и массивной печаткой на пальце. В меню только пиво и шашлык из свинины! Но народу было не протолкнуться. Особенно студенты проводили там лучшие часы своей жизни. А в 90-е армяне первыми стали продавать хот-доги и жарить окорочка на профессиональных грилях для общепита. На том же рынке Элеватора.

Как мы видим, этническое разделение труда сложилось у нас исторически, это необходимая часть нашей экономики и культуры. Национальные общины находят свою нишу и вносят свои краски в жизнь. А  открытое силовое противостояние на территории постсоветского пространства - это суровая данность, которая никак не может повлиять на  приоритет сохранения мира и согласия в Бурятии.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: pixabay.com