В Бурятии его хорошо знают не только потому, что здесь многочисленная, год от года растущая диаспора из Аги и в целом из соседнего края. Буряты - не такой большой народ, чтобы не знать своих героев, если даже они из другого региона.
Мы тесно связаны - экономически, культурно, а главное - по-человечески. Образно говоря, Забайкальский край дал нам Хамбо ламу и Алексея Самбуевича, а мы им Александра Бардалеева и на время - Валерия Кожевникова. А вот Даши Намдаков - один на весь Байкальский регион, поскольку первым его признала Иркутская область.
Так вот, материал называется «Баир, надо возвращаться», и, как и положено, заголовок задает тон всей статье. Это легкое для восприятия, с изрядной долей юмора и самоиронии, не претендующее на глубокую аналитику интервью. Оно соответствует стилистике и формату популярного интернет-ресурса.
Сейчас Баир Жамсуев - единственный в крае политик, упорно удерживающийся на плаву со времен СССР. «В 29 - второй секретарь Читинского обкома комсомола и первый бурят на этой должности, в 34 - депутат Госдумы, в 38 - внезапно бросил Москву и дома выиграл очень непростые выборы». И стал главой Агинского Бурятского автономного округа. Кроме того, в его биографии - работа советником в администрации Президента РФ, затем должность главного федерального инспектора Забайкальского края и теперь - член Совета Федерации.
Это - уникальный послужной список в целом среди всех бурят. Главный секрет его политического долголетия - это верность Забайкалью. После объединения Аги и Читы ему предлагали должность губернатора на Камчатке: «После объединения сразу на второй день. Отказался.
- Почему?
- Потому что я хотел быть здесь. Я говорил - ну давайте, посмотрите на меня в Забайкалье, на худой конец - в Бурятии. Они об этом слышать не хотели. Ну, я отказался. Где Камчатка, где - я».
Может быть, если бы он согласился, его судьба сложилась по-другому. Но, как говорится, где родился, там и пригодился. Как он сказал о себе в крае: «Меня как облупленного знают». Действительно, в том же Агинском его знает буквально каждая собака. В августе 2019 года мы гуляли с ним по поселку, но это было весьма затруднительно. К нему подходили люди, здоровались, разговаривали, делали селфи. Мы обошли и объехали-таки самые примечательные места этого оазиса в степи. И в итоге родились заметки «Прогулки по Агинскому с Жамсуевым».
Сегодня полномочия администрации округа расширены с четырёх до 29 направлений в социально-экономическом, этнокультурном и агропромышленном секторах. Но с упором на овцеводство и развитие национальной культуры.
При этом буряты как никогда ранее широко представлены в местных федеральных, краевых и муниципальных структурах. В Правительстве края четыре зампреда - буряты по национальности, а в Заксобрании - семеро депутатов. Конечно, в кулуарах Жамсуеву приписывают роль известного в Бурятии «дяди Баира». Однако, в целом это ставка губернатора Осипова на профессионализм в кадрах, в том числе и относительно сенаторства самого Баира Баясхалановича.
Его интервью предельно откровенное, что абсолютно нехарактерно для агинца. Но в том-то и дело, что он, выросший в Колошном под Читой, нетипичный агинец. Этой чертой характера Жамсуев близок к другому забайкальскому буряту - писателю Виктору Балдоржиеву, известному прямотой и смелостью суждений.
В свое время этикетка «Агинской» водки изображала пастуха с лошадью в зимний буран. Как-то Иосиф Кобзон пошутил: «Знаете, кто это? Это Баир Баясхаланович в старости». Так он почти угадал. Как сказал наш герой о своем будущем, в перспективе: «…буду держать пару коров и десяток баранов и чувствовать себя не хуже, чем в Сочи».
Безусловно, он несколько преувеличил. Его мысли - о путях развития Дальнего Востока. О Навальном. Личные переживания по поводу развития политической ситуации и роста протестных настроений в стране. Все это - свидетельство его громадного опыта, тонкого чутья, неисчерпанного до конца потенциала человека и политика. Думается, Жамсуев еще послужит Забайкальскому краю, стране и, конечно, в целом бурятскому народу.