Блоги 6 окт 2021 2057

​Голова и незримый Сталин

© фото: taurica.net

Наделавший шуму в Улан-Удэ блогер Илья Варламов в очередной раз признался в любви к памятнику Ленину на площади Советов: «Сохраним только несколько Лениных. Он потрясающий в Улан-Удэ. Гигантская голова Ленина - это мой любимый. Его можно смело сохранить на главной площади». Помимо неё, считает Варламов, необходимо сохранить карликового Владимира Ильича, стоящего на земном шаре в Нижнем Тагиле.

Все остальные, предлагает он, нужно увезти в специальный музей под открытым небом или же утопить на дне озера, чтобы привлечь дайверов. В качестве примера блогер привел Эстонию, где на заднем дворе замка Маарьямяги в Таллине стоят памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому, некогда украшавшие в Эстонии улицы и дома культуры. Территория облагорожена, памятники оснащены подсветкой, возле каждого имеется табличка с описанием и исторической справкой о том, где он стоял ранее. Это пример уважительного подхода к прошлому, к своей истории.

К нашей Голове уважительно относятся даже птицы и не гадят на неё. Дело в том, что сверху на голове постелено специальное покрытие с небольшими шипами, которые не дают засиживать памятник голубям и поэтому наш Ленин - сияет. А ещё он любимый объект для карикатур, шаржей и мемов. Особенно для молодёжи, один раз на неё хотели было надеть шапку-ушанку, чтобы вождь не мёрз, во время эпидемии свиного гриппа активисты и волонтёры хотели «защитить» вождя, надев на него специально сшитую маску.

Был ещё один сногсшибательный перформанс в исполнении писателя, актёра и художника Петра Янданэ, сегодня больше известного ролями азиатов в современном российском кино. С тех пор прошло лет двадцать. Летним вечером, когда лучи солнца позолотили макушку Головы, он полез в подземные лабиринты под ней, намереваясь пробраться в нутро. Во мраке бетонных катакомб Янданэ охватил приступ клаустрофобии, он до крови разбил лицо, но не нашел путь в чрево.

Выбравшись, он верхом на лошади бросился на Голову как бы с копьем наперевес, словно витязь Руслан в сказке Пушкина (коня мы арендовали на площади Революции). Совершив три ритуальных выпада, Янданэ взобрался на постамент и победно взметнул руки. Для него это была не бутафорская схватка, а символический акт свержения культа, впитанного с молоком матери. «Страх и кровь настоящие, но тигр оказался бумажный, - сказал Янданэ. - Ленин для меня перестал существовать!».

Закурив сигарету, он небрежно бросил толпе, собравшейся вокруг: «Массовка! Можете разойтись. Представление окончено!». К нему подошёл молодой человек: «Это вы тот самый Янданэ? Я вас видел на «Поле чудес» у Якубовича. Не угостите сигареткой?». Янданэ был великолепен в роли звезды, оказавшейся в провинциальном городишке: «Берите! Сегодня для вас всё бесплатно!».

Безусловно, никто нашу Голову свергать не собирается, но, тем не менее, мнение заезжего блогера о ней имеет немаловажное значение. Более десяти лет назад в ходе реконструкции Бурятского театра оперы и балета неожиданно возник острый политический вопрос: быть или не быть профилю Иосифа Сталина на потолке зрительного зала.

Согласно действовавшему реставрационному архитектурно-планировочному заданию, театр должен был приобрести свой первозданный вид, каким он был в 1952 году, когда впервые распахнул двери.

Тогда зрители могли видеть наверху профили Ленина и Сталина на панно на потолке. На буколической панораме лица счастливых рабочих и колхозников срисованы с реальных людей. В 1956 году началась борьба с культом личности Сталина, однако, профиль чудом сохранился. А в 1963 году кто-то из идеологов обкома партии задрал голову - и изображение генералиссимуса срочно закрасили гуашью. 47 лет лик Иосифа Виссарионовича незримо парил над залом, пока в ходе реставрации не явил себя во всей красе.

Реставраторы оказались перед трудным выбором. Возврат к состоянию 1952 года означал восстановление исторической правды. Но как быть с памятью о миллионах жертв сталинского террора? В конечном итоге решили вновь закрасить профиль «друга детей».

С тех пор Ленин в одиночестве участвует в «торжестве социалистического строя» и взирает сверху на головы беспечных театралов. А за ним незримо витает Сталин и, возможно, ждёт своего часа…

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: taurica.net