Блоги 19 мая 2023 6355

Хамниганский вызов

О ренессансе маленького, но гордого народа рек и теснин.

© фото: Из архива Бадмажапа Гындынцыренова

18 мая  в Общественной палате прошёл Круглый стол по проблемам коренных малочисленных народов Бурятии. В обсуждении участвовали представители министерств, ведомств и других органов власти, а также эвенков, сойотов и хамниган. На сегодня сойоты и хамниганы являются органичной частью бурятского народа, наряду с эхиритами, хори и цонголами и в то же время не утратили собственную идентичность. Мы представляем интервью с известным бурятским журналистом Бадмажапом Гындынцыреновым, активистом движения хамниган.  

Флаг хамниган

— Бадмажап Валерьевич, вы сами из ононских хамниган. Но, кто вы - хамниганы?

Хамниганы - это монголы. Нас часто путают с эвенками. Хамниганы проживают в КНР, Монголии и России (бассейн реки Онон в Забайкалье и в Закаменском районе Бурятии). В Баргузине, Курумкане, Баунте и Северобайкалье - это эвенки. Баргузинские буряты своих эвенков называют хамниганами.

— Какая всё таки разница между хамниганами и эвенками?

В первую очередь, это происхождение. Эвенки относятся к тунгусо-маньчжурской языковой группе, так же как эвены, солоны, маньчжуры, орочоны, манегры и другие. 

Хамниганы являются этнической группой монгольского происхождения. Об этом свидетельствует факт наличия древних монгольских и тюркских родов. Это горлуты, дулигаты, хатагины, сартаулы, цонголы, хонгираты, урянхайцы, удзоны, уляты, мекерчины… И конечно, мы различаемся по языку – у нас говор между монгольским и бурятскими языками, но с архаичными особенностями древнего монгольского языка. Монгольский академик Ринчен Бимбаев (Бямбын Ринчен) является составителем словаря языка хамниган, он также описал родоплеменной состав нашего народа. Этот труд является итогом 60-летней исследовательской работы великого учёного.       

Шилкинские хамниганы. Фото Широгогорова. 1901 г. 

Во Внутренней Монголии, в Хулунбуире относительно нас принята интересная классификация. Общее название это тунгусы, которые делятся на две группы. Тунгусы-эвенки – это собственно эвенки и солоны, которые компактно проживают в основном в Эвенкийском хошуне, и в Барге. Они говорят на эвенкийском языке. Другая группа, это тунгусы-хамниганы, которые говорят на весьма архаичном северном монгольском языке и по произношению близком к бурятскому языку. Мы знаем о том, что по политическим соображению в период правления князя Гантимурова слово «тунгус» получила большое распространение в России.

— В чём отличие языка? С какими монгольскими племенами и родами есть сходство и чем оно обусловлено?

Хамниганы при разговоре вместо буквы х используют к,  вместо h - с, в некоторых словах вместо б - в. И вместо буквы – ж, произносят – дж. Примерно также говорят ойрат-калмыки и близкие к ним самые западные нижнеудинские буряты. Но, в отличие от калмыков у хамниган и нижнеудинских бурят произношение слов более твёрдое.

Почему так получилось? А потому, что это самый древний монгольский язык сохранившийся на окраинах монгольского мира. Калмыки ушли далеко на запад – в Европу. А хамниганы и нижнеудинские буряты жили на северо-восточной и северо-западной окраинах монгольского мира. При этом хамниганы сохранили больше всего архаизмов в своем словарном запасе. Можно смело сказать, что мы сохранили язык монголов XIII-го века. Например, приведу некоторые слова: джирэкү (сердце), чики (ухо), чису (кровь), имаа (коза), чино (волк), араки (водка), кэлэ (язык), идэкү (кушать). 

Шилкинские хамниганы. Фото Широгогорова. 1901 г. 

Ещё хамниган называют «ойн монголчууд», «усны монголчууд», «анчин монголчууд», то есть монголы, живущие на реках и среди таёжных скал, где занимаются охотой и рыболовством. Хамниганы любят есть рыбу, используют её в качестве подношений божествам и духам предков. Слово хамни по смыслу близко к словам – ущелье, теснины, скалы и горы. По сути, хамниганы являются горцами, также как закаменцы, тункинцы и окинцы.

— Будучи в Шэнэхэне я общался с тамошними хамниганами, они живут совместно с бурятами и особо ничем не выделяются. Кроме самосознания.  

В Старой Барге живут монголоязычные хамниганы, по долине реки Мэргэл. В основном они выходцы из Забайкалья. Они живут компактно, и их насчитывается около 3 тыс. человек. В недавнем прошлом шэнэхэнские хамниганы не общались с ними. Дистанцировались от них. Но сейчас они восстановили с ними крепкие связи и считаются единокровными родичами. Их связывают единые язык, происхождение, родственные узы и традиционная вера - буддизм.

Среди шэнэхэнцев хамниганами являются известные нам артисты Бабудоржийн Сэсэгма, Бутидэй Цырендондок, Соктоева Дашима.   

Шилкинские хамниганы. Фото Широгогорова. 1901 г. 

— Какова у вас языковая и культурная ситуация?

Везде, где хамниганы проживают вместе с бурятами, многие перешли на бурятский язык, но тем не менее некоторая часть разговаривает на хамниганском языке. Это по причине численного преимущества бурят, поддержки бурятской культуры со стороны государства. Но, главное наши культуры практически идентичны. Мы веками проживаем вместе, поэтому произошло взаимопроникновение культур, у нас очень тесные родственные отношения. Именно поэтому людям сложно себя идентифицировать именно хамниганами и в советское время многие записывали себя в графе «национальность» – бурят или тунгус.

Парадоксально, но лучше всего оригинальный хамниганский язык сохранился у нас в России – в Забайкалье, в Кыринском и Акшинском районах. Это подтвердили исследования современных лингвистов Института языка РАН, а также известного финского учёного Юха Янхунена. Хотя теперь, в быту в Кыре и Акше чаще употребляют русский язык.

В Кыринском районе есть отдалённое таёжное село Алтан, где сохранился хамниганский язык в первозданном виде. Он может послужить классическим образцом и основой для возрождения хамниганского языка. А вот хамниганы Монголии и Внутренней Монголии КНР свободно говорят на своём языке, но у них много заимствований из других монгольских наречий, а также китайского, маньчжурского и эвенкийского языков. 

Женский хамниганский костюм. Музей Хэнтэйского аймака. Монголия

— Какова численность хамниган? Где в настоящее время проживают хамниганы?

Численность в Российской Федерации около 7 тыс. человек. В КНР 3 тысячи, в Монголии более 10 тыс. В известном в бурятском мире селе Дадал в Хэнтэйском аймаке, где проводилась «Алтаргана», половина жителей является хамниганами. Это их исконные места проживания, наравне с приононскими степями по российскую сторону границы. Ныне это Кыринский, Акшинский, Дульдургинский  (с.Токчин), Агинский (с.Гунэй), Могойтуйский, Карымский и Ононский районы Забайкалья. В Монголии это Дорнод, Хэнтэй, Дархан и Селенгинский аймак. В Селенгинском аймаке проживают  еройские хамниганы, особая компактная группа центром которых является село Еро.    

В Бурятии это село Мыла в Закаменском районе. Кстати, мылинцы обратились к нам с предложением о сотрудничестве и просьбой о поддержке в возрождении языка и культуры. Им этого очень не хватает. Но на федеральном, республиканском и районном уровнях они пользуются реальной поддержкой.

— Каково отношение к хамниганам со стороны региональных властных структур в их основном ареале – на Ононе?

В целом, отношение  к хамниганам на местах безразличное. Наша культура не поддерживается. Хотя, на словах, обещают многое. В  Китае и в Монголии отношение другое, там проводятся песенные конкурсы, ведется научно-исследовательская работа. В 2018 году в Монголии прошёл фестиваль хамниганской культуры.    

— Планируется ли у нас проведение общехамниганского сбора?

В 2021 году мы планировали проведение песенно-поэтического конкурса в селе Гунэй Агинского района, но власти не поддержали нас. А тут ещё пандемия. Да, нам нужен свой праздник, который бы показал  истинное состояние традиционной культуры и языка, и способствовал бы их развитию.

В Улан-Баторе базируется Центр хамниганских исследований. При нём есть Совет, где я представляю Россию - Бурятию и Забайкальский край. У хамниган сейчас есть флаг, гимн и традиционный национальный костюм. На нашем костюме с квадратным бортом вышиваются две полоски – светлый и тёмный. Два цвета означают, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: горячее и холодное, черное и белое). Костюм по крою похож на хори-бурятский. Есть легенда, что хоринцы позаимствовали наш костюм, но добавили третью, красную полоску.

В этом году, в дни Сагаалха мы ездили в село Тарбальджей в Кыринском районе, где презентовали хамниганские песни. С отделом культуры района договорились провести конкурс хамниганской песни.

Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев активно поддерживает возрождение нашей культуры и языка и поэтому ввёл меня, как представителя хамниган, в состав своего экспертного совета. Сангха ведёт работу по возрождению пяти Приононских хамниганских родовых дацанов, первых в Забайкалье. При поддержке Хамбо ламы идёт работа по составлению хамниганского словаря. Авторами составителями являются Манидари Сариева из села Курулга Акшинского района и Долгор-Цырен Цыбенова из села Токчин Дульдургинского района. Всё у нас ещё впереди!

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Бадмажапа Гындынцыренова